Покорное отношение при отсутствии повиновения

Еще раз взглянем на слова автора Послания к Евреям: «По­винуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (13:17). До этого я проиллюстрировал, как мы можем повиновать­ся, но при этом быть непокорными. Но есть и другая ситу­ация, когда мы можем быть покорными в своем отноше­нии и при этом быть в неподчинении. Хорошим приме­ром этому служит притча Иисуса о двух сыновьях, о которой мы уже говорили в третьей главе. Один сын от­кликнулся с готовностью: «Да, господин, я пойду и буду работать в твоем винограднике». Однако он не подчинил­ся. Иисус ясно дал понять, что этот юноша не выполнил волю отца, хотя мысленно и согласился с ним.

Такое нередко происходит в наших церквях. У нас есть великие намерения, мы киваем, улыбаемся и соглашаемся с нашими лидерами: «Я сделаю это!» А затем мы ничего не делаем, потому что это не очень для нас важно. Обычно я называю это вежливым бунтом. Не обманывайтесь: вежли­вый бунт так же смертельно опасен, как и бунт открытый. Ни то ни другое не имеют чести в Царстве Божьем.

Это подтверждает и строгое, обличающее слово Иису­са, обращенное к церквям в Книге Откровение. Он при­ветствовал каждую церковь: «Знаю дела твои» (Отк. 2, 3). У церквей были добрые намерения, одна даже назвала себя живой, но Иисус сказал, что из-за их непокорности в делах они мертвые. Помните, что Он Тот, «Который воз­даст каждому по делам его» (Рим. 2:6). Благие намерения не выстоят перед судом Божьим, но выстоит лишь истин­ная вера, утвержденная соответствующими делами в повиновении.

Где проходит граница

И снова заповедь Божья гласит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». Как я уже говорил ранее, люди часто спрашивают меня со всей искренностью: «Где же проходит граница? Ожидает ли Бог, что мы будем подчиняться властям, независимо от того, что они нам говорят? А что, если мне приказывают совершить грех?» Библия учит о безусловной покорности властям, но она не учит о безусловном подчинении. Вспомните, что покорность — это отношение, а подчинение — это то, как вы выполняете распоряжение.

Только в одном случае — и я хочу особенно подчеркнуть, что только в одном случае мы имеем право не подчиняться властям, — когда нам говорят сделать что-то, что прямо противоречит Слову Божьему. Другими словами, мы освобождаемся от подчинения только тогда, когда ли деры приказывают нам грешить. Но даже в этом случае мы обязаны сохранять смирение и покорное отношение. На­вуходоносор, царь Вавилонский, был человеком жестоким и уничтожил много людей из народа Израилева. Однако Бог назвал его Своим слугой (Иер. 25:9; 27:5-7), еще раз подтверждая, что только Он наделяет человека властью. Этот царь увел в вавилонский плен остаток Израиля. Сре­ди пленников были Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго.

Царь издал указ, согласно которому все люди были обя­заны поклоняться золотому идолу и прославлять его каж­дый раз, когда раздавались звуки музыкальных инструмен­тов. В случае неподчинения этому указу нарушителя бро­сали живьем в раскаленную печь. Эти юноши боялись Бога больше, чем огня печи, поэтому не подчинились указу. Это противоречило бы второй заповеди, данной Богом Моисею и записанной в Торе. Они не подчинились воле человека, подчинившись воле Господа.

Спустя какое-то время весть об их непослушании дошла до царя. Он пришел в ярость и приказал, чтобы ему немед­ленно доставили Седраха, Мисаха и Авденаго для объясне­ний. Вот что они ответили: «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истука­ну, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16-18).

Они твердо стояли в послушании Божьей заповеди, но тем не менее отвечали царю с уважением*. Они обратились к нему со словами «Ваше Величество». Они не сказали: «Эй ты, мерзавец, мы никогда не сделаем того, что ты гово­ришь!» Обращение в такой неуважительной манере было бы бунтом с их стороны. Мы должны быть покорными власти даже тогда, когда необходимо не подчиниться ее приказу.

В приведенном автором переводе Библии (NLT) юноши обра­щаются к царю словами: «Ваше *Величество». В других английских версиях перевода (KJV, NIV) (в отличие от русского перевода, где это не так явно) эти стихи также передают почтительное отноше­ние говорящих к царю: они обращаются к нему со словами «О, Царь». — Прим. перев.

Мы находим это в словах Петра, предназначенных для жен: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, что­бы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1, 2). Жена долж­на быть покорна (Тит. 2:5), она должна чтить своего мужа в повиновении. Петр снова проводит параллель между по­ведением и покорностью. Они сопровождаются чистым и богобоязненным житием. Женам дается наставление со­хранять отношение почтения к позиции власти мужа, даже если он неверующий. Ей не предлагается подчиняться бе­зоговорочно, если ее принуждают к греху, но призывают к безусловной покорности его авторитету и почтению к нему.

В качестве примера можно взять ситуацию, когда веру­ющая жена подходит к телефону, а ее муж, который не хо­чет говорить с позвонившим, говорит ей: «Скажи, что меня нет дома».

Уместным ответом с ее стороны будет: «Дорогой, я не собираюсь лгать. Хочешь, я скажу, что ты не можешь по­дойти?» Таким образом она сохраняет почтение к его авто­ритету, но не подчиняется его просьбе солгать. Далее Петр продолжил:

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровен­ный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так не­когда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Авра­аму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет. 3:3-6).

Уважительное отношение Сарры было очевидным тог­да, когда она почитала Авраама как своего господина и по­виновалась ему. Слово «господин» отражало ее покорное отношение, а подчинение показывало, что она не поддава­лась страху. Страх — плохой наставник. Страх может на­смехаться: «Я не могу доверять Богу в подчинении своему мужу или любой другой власти. Я должна защищаться!» Давайте не будем забывать о том, что именно Бог, а не ка­кой-то властолюбивый человек повелел нам подчиняться. Когда мы подчиняемся Ему, Его защита становится нашим достоянием.

Извращение заповеди

Печально слышать истории о том, как некоторые жены брали на вооружение заповедь о безусловной покорности и применяли ее так, что подчинение тоже становилось бес­прекословным. Я слышал о том, как некоторые верующие мужья требовали, чтобы их жены вместе с ними смотрели непристойные видео «для взрослых», чтобы добиться сек­суального возбуждения, а жены им подчинялись, так как думали, что у них нет защиты от этого в Писании. Я слы­шал о некоторых мужьях, которые требовали, чтобы их жены лгали ради них, и они это делали. Я слышал о мужьях, которые запрещали своим женам ходить на церковные собрания, и жены подчинялись их требованиям. Таким вещам подчиняться нельзя, ибо они нарушают заповеди Писания.

Пойдем дальше. Мне известны случаи, когда мужья из­бивали своих детей или жен, а жены покрывали их. Были и случаи, когда дети подвергались сексуальному насилию, а жены ничего не предпринимали. Это является нарушением любых условий, на которых Бог устанавливает власть, и женщинам в таких ситуациях необходимо понять, что Бог не хочет ни в коем случае, чтобы они стояли в стороне и ничего не делали. Если поведение мужа угрожает жизни окружающих, жена должна отделить себя и детей от него и не возвращаться до тех пор, пока она не будет уверена, что он полностью покаялся.

Даже Давид, воин и сильный человек, не ходил по двор­цу, когда Саул метал копья. Он покинул его и жил в пусты­не, но никогда не терял своего почтительного отношения к позиции власти Саула. Давид не воспротивился власти Са­ула, хотя он и сбежал от его присутствия, ожидая его ис­тинного раскаяния или праведного суда Божьего.

Наши рекомендации