Иудаизм в современной России

Сегодня в России идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудей­ских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жиз­ни страны сегодня, несомненно, является Москва, где по прибли­зительным сведениям проживает около 200 тыс. лиц еврейского происхождения. Там размещаются раввинский суд (имеющий пра­во решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских рели­гиозных законов), синагоги, различные религиозные учебные за­ведения, еврейские школы и Еврейский университет. В Москве работает Российский еврейский конгресс, организация «ВААД России», стремящаяся объединить все еврейские организации, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), издается еврейская пресса и т. д. В Санкт-Петербур­ге, где проживает около 100 тыс. человек еврейского происхожде­ния, также имеются Хоральная синагога, Петербургский инсти­тут иудаики, школы, культурно-просветительские и благотвори­тельные организации, выходит еврейская газета «Народ мой» и другие издания. Синагоги работают в десятках городов России, ак­тивизировалась культурно-религиозная жизнь малых этнических иудейских групп — горских, грузинских, среднеазиатских евреев, караимов. Иудаизм официально признан одной из четырех тра­диционных религий России.

Ввиду массовых смешанных браков, существовавших на про­тяжении нескольких поколений, и господствующего в обществе нерелигиозного сознания довольно трудно определить количест­во приверженцев иудаизма на территории бывшего СССР. Кро­ме того, чисто российским явлением остается движение секты «субботников», именуемых ранее «жидовствующие». Некоторые источники полагают, что их число достаточно велико. По прибли­зительным данным, население, потенциально тяготеющее к иудей­ской религиозной традиции, насчитывает на территории СНГ около 3 млн человек. В основном это хорошо образованные жите­ли городов, занятые преимущественно умственным трудом. Дан­ные социологических исследований показывают отсутствие у боль­шинства этих людей четкой конфессиональной идентификации. Однако двухтысячелетняя история иудаизма на земле этой ве­ликой страны достаточно поучительна для размышлений над его судьбой в будущем.

ГЛАВА 12

ИУДАИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Эмансипация иудеев. Просвещение (Раскола). Иудаизм и полити­ческий сионизм. Расселение иудеев в современном мире.

Эмансипация иудеев

Ни одна эпоха не оказала такого влияния на судьбы иудаизма, как последние 200 лет. Последовавшая после Великой француз­ской революции эмансипация иудеев в Европе превращала чле­на иудейской общины в равноправного гражданина государства, пусть иногда только формально, а саму общину — в синагогу, то есть в учреждение чисто культовое. В Западной Европе это при­вело к широкому включению еврейского населения в политиче­скую и культурную жизнь, к ассимиляции, распространению сме­шанных браков и отходу от религии. В лучшем случае религиоз­ные обряды становились только частью традиционной культуры.

Просвещение (Гаскала)

В политически более отсталой Восточной Европе (Российской и Австро-Венгерской империях) с многочисленным еврейским на­селением происходили аналогичные процессы, но протекали они гораздо медленнее и были более противоречивыми. Там с возник­новением в конце XVIII в. движения Гаскалы (Просвещения) его сторонники маскилы (просвещенные) искренне полагали, что главной причиной тяжелого положения иудейского населения яв­ляется приверженность к религиозным предрассудкам. Этим объ­ясняется крайне отрицательное и пренебрежительное отношение сторонников Гаскалы ко всему культурному наследию еврейства, в том числе и иудаизму Кроме того, деятели Гаскалы начали об­ращаться к императорским властям Австро-Венгрии и России с прошениями оказывать давление на иудеев, особенно старшего по­коления, упорного не желавших просвещаться. В конечном счете это подрывало влияние традиционного иудаизма, главным обра­зом среди молодежи.

Наиболее острый характер этот процесс принял в Российской империи, где проживало больше половины всех иудеев мира. Идеи Просвещения стали проникать из Германии уже в конце XVIII в. Однако когда маскилы попытались пойти дальше и организовать образцовые школы, они встретили сопротивление объединив­шихся против «еретиков» хасидов и приверженцев традиционно­го иудаизма. При содействии маскилов министр народного про­свещения С. С. Уваров в 1840 г. провел школьную реформу, в ходе которой для еврейских детей были организованы казенные шко­лы, где наряду с еврейскими предметами преподавали русский язык и общеобразовательные дисциплины.

В 1863 г. возникло «Общество по распространению просвеще­ния между евреями», ставившее перед собой цель распространить просвещение на русском языке. Но втягивание массы еврейско­го населения России в общерусскую культурную и общественную жизнь объективно способствовало размыванию основ иудейской общины. В дальнейшем развитие революционного движения в Рос­сии вовлекло молодое поколение как в различные общерусские оппозиционные и революционные движения, так и в националь­ное — политический сионизм. Естественно, что участники первых, как правило, порывали с иудейской традицией. В послереволю­ционное время активное участие еврейского населения СССР во всех областях современной научной, экономической и политиче­ской жизни страны окончательно подорвало влияние традицион­ной иудейской общинной жизни на основную массу еврейского населения.

Отношения приверженцев политического сионизма и тради­ционного иудаизма складывались гораздо сложнее, о чем будет сказано ниже.

Наши рекомендации