Развитие идеи правового государства в России и особенности ее реализации в современной России.

Разработкой теории правового государства занимались многие ученные различных отраслей знаний – философы, юристы, политологи. Еще в Древней Греции и Древнем Риме знаменитые Платон, Протагор, Полибий, Сократ, Цицерон и Аристотель[67], в средние века Мартин Лютер в своих трудах затрагивали вопросы правового государства. Но разработка идеи и трансформация ее в концепцию правового государства в XVII – XVIII вв. принадлежит Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локку, Г.В.Ф. Гегелю, И. Канту и другим, которая была обусловлена происходившими в то время буржуазными революциями и сменами традиционных государств конституционными. Хотя первое упоминание именно термина «правовое государство», по мнению В.В. Лазарева – Rechtsstaat –было зафиксирован в книге немецкого ученого К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания», изданной в 1813 г.[68] Конечно же, обоснование и оформление теории правового государства во многом своем принадлежит И. Канту, поскольку он основывался на передовых взглядах своих предместников о политико-правовом устройстве общества. По его мнению, в истоке развития государства лежат социальные противоречия между различными слоями населения, которое выражается в противоречии между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. По мнению И. Канта разрешить этот спор и обеспечить всем членам общества равенство возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. По мнению Канта, правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Понимание и становление «правового государства» как особого состояния государственного устройства и обоснование концептуальных положений нашло свое отражение в немецкой государственно-правовой литературе в первой половине 19 в. в трудах К.Т. Велькера, Р.фон Моля, Ф.Ю. Шталя и др.[69]

В дальнейшем развитие идей И. Канта нашло свое отражение в работы русских и зарубежных философов, юристов и государствоведов, таких как Г. Еллинек, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, А.С. Алексеева[70], В.М. Гессена[71], П.И. Новгородцева[72], М.А. Рейснера[73] и др.

Г. Еллинек еще в конце XIX в. предложил ограничить власть государства издаваемыми им законами, но как показал дальнейший исторический опыт, данный тезис не всегда сможет защитить гражданское общество от самоуправства со стороны государства.[74] Поскольку государство может издавать как демократические, так и авторитарные законы, которые могут опираться и возводить в категорию права самовластие и произвол. Ярким примером может послужить фашистская Германия, которая провозглашала себя именно правовым государством, однако все мы знаем чем закончилось это строгое соблюдение законов – возвышение одной нации и расы над всеми, военная агрессия по всему миру, приведшая к миллионным жертвам, уничтожение собственного населения и представителей неугодных наций, бесчеловечное отношение людей, не взирая на возраст и пол и т.д.

Русским ученым-юристом, профессором Петербургского университета Н.М. Коркуновым был внесен значительный вклад в развитие теорию разделения властей. Причиной этому стало то, что Россия стояла на пороге огромных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. Он полагал, что главным в теории разделения властей является не просто обособление ветвей друг от друга, а их взаимное сдерживание, которое можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функций несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.[75]

Однако Н.М. Коркунов полагал, что такого механизма для эффективного действия правового государства мало, поэтому необходимо создание особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления и обеспечение права граждан на подачу жалоб (петиций), что, по мнению автора, позволит обеспечить реальную реализацию прав, и свобод граждан.[76]

С.А. Котляревский поддерживал и развивал взгляды Н.М. Коркунова. Он говорил о том, что «необходимые свободы граждан», такие как свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. Признавая главенство «индивидуальных прав» личности он предлагал специальные условия для их реализации. Прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. В современной концепции правового государства эти постулаты нашли отражение в принципе взаимной ответственности личности и государства.[77]

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года, однако в 20-30 годы прошлого века идея правового государства в советской правовой науке была отвергнута как буржуазная и критиковалась как буржуазная вплоть до конца 80 – х годов. Однако в 1988 году на XIX съезде КПСС было принято решение о построении правового государства. Эта идея нашла свое воплощение в Конституции РФ 1993 года. Современный этап развития характеризуется закреплением принципов правового государства в конституционном законодательстве, а также, что характерно для отечественной юридической науки, обсуждением проблем формирования, построения правового государства.

Начиная со второй половины XX века теория правового государства перестает быть исключительно умозрительной, рациональной, утопической и практически неосуществимой концепцией создания справедливого государства. Эта теория получила широкое распространение в мире и закрепление во многих конституционных актах современных государств, которые провозглашают себя демократическими. По мнению Лаварева В.В. и Липень С.В. «То или иное государство прямо может и не провозглашать себя правовым либо заменить именно такую характеристику сходными понятиями. Ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 г. «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом»; несмотря на отсутствие здесь термина «правовое государство» данная формулировка является классическим признанием ценностей правовой государственности».[78]

Закрепление в демократических конституциях современных государств принципов правового, социального, светского государства начинается с 70-х годов прошлого века – в этом выражается их прогрессивная направленность и стремление к признанию основных прав и свобод человека и гражданина, принципов его правового положения и самоограничению государственной власти. Поскольку СССР распался, новые государства оказались перед выбором какой путь развития выбрать – изменился политический режим, государственный строй, то перед вновь образованными государствами встала настоятельная необходимость принятия новых конституций, поэтому практически все новые конституции разрабатывались с учетом теории правового государства и основные принципы этой концепции нашли реальное воплощение в текстах этих конституций. Причем в самых первых статьях встречается термин «правовое государство».

На сегодняшний момент можно констатировать тот факт, что проблемы формирования в современной России правового государства остаются актуальными. Это связано и с изменение типа политической системы, и низким уровнем правосознания граждан, и недостаточное законодательное закрепление принципов правового государства, в связи с этим возможно выделить два направления устранения этой проблемы:

1. Закрепление на конституционном уровне принципов правового государства.

2. Конкретизация этих принципов в правотворческой и оперативно-исполнительной деятельности государственных органов.

Для того, что бы правовое государство было сформировано, что бы нормы закрепляющие принципы правового государства и реально действовали нужно следующее:

- разгосударствление социальной жизни;

- обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества;

- демократизм и научность правотворчества, совершенствование законодательства;

- создание эффективной системы надзора за законностью;

- обеспечение правовой защиты всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

- обеспечение неотвратимости юридической ответственности;

- четкое разграничение компетенции властей, создание системы сдержек и противовесов;

- повышение авторитета представительных органов;

- повышение эффективности деятельности исполнительных органов, контроль за их деятельностью;

- обеспечение независимости суда;

-повышение правовой культуры населения и должностных лиц государственных органов.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в конституциях ряда стран мира.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР:

а) законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;

б) население лишилось права отзывать депутатов, не оправдавших их доверия;

в) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.

Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховенства закона. Имеют место факты принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законом, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового государства в России необходимо:

- устранить противоречие в системе права - как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);

- преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

- усилить контроль за исполнением уже принятых нормативных правовых актов, для этого создана общественная палата, призванная осуществлять контроль за проектами принимаемых законов;

- добиваться усиления гарантированности установленных прав и свобод, провозглашенных, Конституцией и текущими законами, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание в Российской Федерации.

-

ТЕОРИЯ ПРАВА

ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Наши рекомендации