Рабство делает людей непродуктивными, а лень становится их образом жизни
Израильтяне воспринимали свое дальнейшее пребывание в пустыне без еды и воды как спланированную попытку уничтожить их всех. Почему они так решили? Как только рабы перестают получать привычное для них обеспечение, они всегда с готовностью обвиняют других. Они не умеют бороться с трудностями, и даже небольшой сбой в системе их обеспечения вызывает у них возмущение. Так рабство ведет к лени.
Страх
Порабощенные люди всего боятся. Страх становится частью их жизни. Все, что бы ни случилось с ними, они расценивают, как попытку заставить их делать то, что они не хотят делать. Они живут в вечном страхе, избегая любой ответственности.
Страх приходит от незнания, что ваши угнетатели могут сделать с вами в следующую минуту. При виде солдата фараона израильтяне начинали дрожать. Поднятая плеть приводила их в ужас. Неудивительно, что дух страха не мог оставить их только потому, что они оставили Египет. Этот дух преследовал израильтян все сорок лет их скитаний по маленькому клочку пустыни, который я легко мог обозревать из окна иллюминатора, когда летел в Каир. Страх заставлял их кружиться по пустыне рядом с землей Ханаанской. И сегодня страх делает миллионы людей рабами и нищими.
Бывшие рабы боятся всего, даже своих соотечественников. Их пугает сама мысль, что они опять могут оказаться под чьей-то властью, особенно, если таким человеком может оказаться их бывший собрат по несчастью.
На своего начальника они смотрят, как на надсмотрщика с плетью, видя в нем жестокого угнетателя, от которого исходит угроза самому их существованию. Стоит ему появиться в комнате, как они внутренне съеживаются от ложного чувства собственной неполноценности. В чем же тут причина? Страх продолжает терзать их душу даже на свободе.
Подавление и избавление: война в разуме
Такое духовное состояние характерно для людей, только что получивших освобождение от греха. Когда они видят тех, с кем совсем недавно вместе употребляли наркотики, шатались по злачным местам, к ним в сердце закрадывается страх, что они могут оказаться слабыми, поддаться соблазну и уйти вместе со своими прежними друзьями. Некоторые из них становятся в оппозицию к новым лидерам церкви, всячески избегают работать на добровольных началах. Павел учил Тимофея: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тимофея 1:7). Бог не дал верующему дух страха, и мы должны в это поверить.
Принимая искупительный труд Бога в Иисусе Христе, мы должны признать, что до этого жили в узах рабства. Однако избавление еще не свобода, поэтому нам придется учиться не бояться брать на себя ответственность. Умение быть ответственными сделает нас свободными. Из следующих глав мы узнаем, что пустыня — это место для подготовки к свободе, но многим суждено остаться там навсегда, так и не став свободными.
Дух порабощения особенно опасен для церкви, потому что мешает верующим выполнять ту работу, для которой их призвал Бог. Им становится страшно от одной только мысли, что придется осваивать новые для них территории. И если не случится сверхъестественного откровения, которое в состоянии произвести коренную перестройку в разуме новообращенного, он будет продолжать делать то, что делал под влиянием греха. Такова сила духа порабощения, ставящая порой непреодолимые барьеры перед бывшим порабощенным на пути к полноценной продуктивной жизни.
Низкая самооценка
Недооценка собственных способностей — еще один пагубный результат жизни, проведенной в рабской зависимости. Тот, кого долгое время подавляли физически и духовно, считает, что его место внизу, и когда его приглашают подняться наверх, он найдет тысячу причин, чтобы отказаться.
Пустыня - это то место, где бывший раб проходит подготовку к свободе, но, к сожалению, многое остаются там навсегда, так и не став по-настоящему свободными
Я наблюдал это качество у многих жителей Багам, а также и у других наций. Подавляющее действие может оказывать политический режим с его диктаторскими законами, властные родители и т.п. Люди, подвергавшиеся такому влиянию и потом получившие освобождение, не могут избавиться от духа низкой самооценки. Если вы захотите пригласить такого человека пойти куда-нибудь в приличное место, чтобы интересно провести время, то непременно услышите в ответ: «Спасибо за приглашение, но вам не стоит беспокоиться». Если вы захотите сделать ему подарок, то он откажется, мотивируя тем, что вам не стоило этого делать. А если вам все-таки удастся уговорить его принять подарок, то он станет униженно извиняться за то, что принимает его.
Если бывшему рабу случится попасть на прием во дворец и ему подадут икру, он не станет ее есть. Чтобы скрыть свое смущение, он будет расхваливать скатерть на столе и золотые вилки. Ему просто не верится, что он может кушать в такой богатой обстановке. Ему трудно поверить, что он тоже заслуживает самого лучшего.
Свободный, уверенный в себе человек пользуется дорогим сервизом из китайского фарфора каждый день, а бывший раб, у которого никогда ничего не было своего, будет беречь свой и держать его в серванте. Он не верит, что достоин иметь хорошую дорогую вещь, поэтому ее ценность вырастает в его глазах до непомерных размеров. Может быть, вы, дорогой читатель, один из таких людей, тогда выньте из серванта свой сервиз, который вы бережете для гостей, и начните пользоваться им каждый день. «Зачем?» — спросите вы меня. Затем, что вы заслуживаете есть и пить из самой дорогой посуды.
Несколько лет назад я сказал своей жене, чтобы она позволила детям пользоваться всем, что есть у нас в доме, потому что я не хочу, чтобы они смотрели на посуду или любую другую вещь и боялись к ней дотронуться, считая, что эта вещь слишком красива и ценна для них.
Это — мышление раба. Царь не держит свою золотую чашу в серванте, а сам пьет из пластиковой чашки. Он говорит: «Я царь и заслуживаю царской чаши».
Пусть такой пример покажется вам несерьезным, но можете быть уверены, что вы еще не свободны, если до сих пор продолжаете прятать от самих себя набор посуды, подаренный вам на свадьбу. И вы не будете свободны до тех пор, пока не позволите своим детям каждый день есть салат серебряными вилками из дорогой салатницы. Давайте, не бойтесь пользоваться своим драгоценным фарфором! Разве вы храните его для французского принца? Пользуйтесь им сами. Вы — принц!
Признайтесь, что в вашем доме есть комнаты, куда вы не разрешаете никому входить. Для кого вы их бережете? Ходите по дорогим коврам, сидите в дорогих креслах. Не бойтесь их испачкать. Носите дорогие вещи. Бог даст вам другие. Не делайте долги, которые тяжким бременем лягут на плечи вашей семьи, но если Бог благословил вас, используйте Его благословение с мудростью и по назначению и наслаждайтесь всеми его выгодами.
Угнетатель никогда не позволит угнетаемому стать с ним вровень, потому что тогда он потеряет свое превосходство над ним и больше не сможет подавлять своего раба. Чтобы оправдать свою жестокость к рабу, угнетатель будет стараться поставить его в положение намного ниже, чем то, которое его раб заслуживает. Мысль о том, что он не заслуживает ничего хорошего, глубоко входит в сознание бывшего раба. Низкая самооценка, словно чума, разрушает разум раба, потому что угнетатель внушил ему, что он ничтожен и ничего не стоит.