Председательствующий епископ межконфессионального братства «азуза», старший пастор церкви новой семьи талса, оклахома
Бремя свободы
Майлс Монро
Я восхищен последней книгой Майлса Монро «Бремя свободы». Пожалуй, никто лучше, чем Майлс, не смог бы описать бремя свободы, особенно в странах третьего мира, и дать ответ от Бога, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЕТ.
Это прекрасная книга одного из наших самых замечательных авторов.
— ОРАЛ РОБЕРТС,
ОСНОВАТЕЛЬ, РЕКТОР
УНИВЕРСИТЕТА ОРАЛА РОБЕРТСА
Д-р Майлс Монро, мой дорогой друг вот уже более двадцати пяти лет, является одним из наиболее глубоких мыслителей нашего времени. В основном, благодаря ему, идея «Божьего замысла» завоевала сердца и умы сотен тысяч (а, может быть, и миллионов) людей во всем мире. Без сомнения, последнее откровение Монро, «Бремя свободы», поможет еще большему числу людей принять идею свободы не как нечто бесплотное, неземное, а как вполне реальную личную свободу. И тогда они захотят овладеть землей обетованной, которая изначально была предназначена для них и для которой они были рождены.
— ЕПИСКОП КАРЛТОН Д. ПЕРСОН,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ЕПИСКОП МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО БРАТСТВА «АЗУЗА», СТАРШИЙ ПАСТОР ЦЕРКВИ НОВОЙ СЕМЬИ ТАЛСА, ОКЛАХОМА
В своей книге «Бремя свободы» д-р Майлс Монро убедительно показывает, что свобода вовсе не означает отсутствие закона, необходимости трудиться или неподчинение властям. Что, в действительности, истинная свобода предполагает еще более жесткое подчинение закону, большую работоспособность, чем рабство, потому что требует большей дисциплины и самоконтроля.
Умение управлять самим собой и своим окружением является конечной целью Божьего плана для всего человечества. Монро учит нас, что свобода — это наше обязательство возвратиться к такому управлению.
Он призывает читателя владычествовать над землей через свой талант и открытое сердце и таким способом испытать свободу, ожидающую нас в земле обетованной, земле, где течет молоко и мед.
— Д-Р ФУЧСИА Т. ПИКЕТТ,
ПИСАТЕЛЬ И ПРОПОВЕДНИК
ЭТО еще одна замечательная книга известного автора д-ра Майлса Монро, которую должны прочитать все желающие и понять, что такое истинная свобода. Многие думают, что свобода — это патент на вседозволенность, дающий им право жить так, как хочется, без каких-либо ограничений и обязательств. Д-р Монро предупреждает, что свобода имеет цену. Он напоминает нам, что она не должна использоваться как возможность совершать плохие поступки (Галатам 5:1). Автор дает исчерпывающие ответы на такие сложные вопросы, как: почему свободу так нелегко достичь и почему мы становимся заложниками своих собственных изобретений, жертвами мира вещей.
Я настоятельно рекомендую прочитать эту книгу всем, кто хочет быть по-настоящему свободным и кто потом использует свою свободу, чтобы дать знание о ней и надежду тем, у кого нет такого знания и кто все еще находится в тисках рабства, какую бы форму оно ни принимало.
— Д-Р КЕННЕТ МЕШОЕ, ЧЛЕН ПАРЛАМЕНТА, ПРЕЗИДЕНТ АФРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЮЖНО-АФРИКАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Не раз нас ставили в тупик своими заявлениями представители двух противоположных социально-политических систем — капитализма и коммунизма. Каждая из них пыталась навязать нам, что только она может дать истинную свободу.
Не раз мы испытывали смущение, читая информационные сообщения об этнических чистках или войне между племенами, которые проводились якобы в священных целях свободы.
Наверное, так было потому, что мы не имели четкого представления о том, что представляет собой истинная свобода. Может быть, мы просто забыли о том, что свобода требует от нас гуманности и терпимости.
Какова бы ни была причина, книга д-ра Монро напоминает нам о том, что свобода это не бесплатный билет на спектакль. У свободы есть цена. Она требует жертвы и самодисциплины. И действительно, книга помогает нам получить четкое представление о том, что истинная свобода не означает, что мы можем жить, как мы хотим, и делать то, что мы хотим. Совсем наоборот. Она налагает на нас целый ряд обязательств.
Я поздравляю д-ра Монро и благодарю за глубокий анализ бремени свободы. Я вручаю эту книгу всем людям доброй воли.
— сэр Линден Пиндлинг,
БЫВШИЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
БЫВШИЙ ВЕРХОВНЫЙ КОМИССАР ОБЪЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА, БЫВШИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПОСОЛ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ,
Посвящение
Неистребимому человеческому духу, погребенному под многовековым грузом гнета и тирании, но взывающему к свободе, чтобы выразить свой истинный потенциал.
Миллиардам мужчин и женщин, которых называют людьми третьего мира, но которые имеют полное право, наравне с остальным миром, пользоваться огромными ресурсами и благами индустриальной революции.
Известным и неизвестным борцам прошлого и настоящего, сделавшим все, что было в их силах, заплатившим самую высокую цену за избавление и свободу людей.
Тому поколению, которому суждено идти дальше и войти в землю истинной свободы, где они смогут испытать полноту цели и плана, приготовленного Богом для человечества.
Истине, которая делает нас свободными, и Его жертве, благодаря которой моя свобода стала возможной.
Слово признательности
Путешествие к истинной свободе невозможно совершить в одиночку. Все мы являемся продуктом вдохновения, критики, знаний, мудрого совета многих людей, которых нам посчастливилось встретить на своем жизненном пути. Эта рукопись стала результатом огромной работы и поддержки многих дорогих мне людей.
Я хочу поблагодарить Стивена Стренга и замечательный персонал издательства «Криейшн Хауз», кто верил в осуществление этого проекта;
Рика Неша за его настойчивость в поисках встреч со мной, несмотря на мою занятость и постоянные разъезды;
Марка Норриса за его кроткий дух и вклад в написание рукописи;
Барбару Дукас, которая оказала неоценимую помощь на последних стадиях подготовки этой работы.
Я также должен поблагодарить всех членов и руководство международного служения «Вера» на Багамах, с которыми я имел честь делиться идеями и планами относительно этой книги.
Во многом мое понимание о том, что такое истинная свобода, стало результатом вдохновенного общения с моими друзьями и коллегами из Международной Ассоциации лидеров третьего мира, которые посвятили себя делу освобождения всех людей, особенно развивающихся наций третьего мира. Спасибо вам.
И, наконец, есть люди, чья поддержка и вера в меня способствовали успеху моей работы: моя дорогая жена Руфь, мои драгоценные дети Чариса и Чайро (Майлс- младший), моя покойная мама Луиза, мой дорогой отец Матиас Монро и все те по всему миру, кого я имею честь называть своими друзьями. Спасибо вам.
Содержание
Предисловие
преподобного Флойда Флейка
Вступление
Введение
1. Обетование истинной свободы
2. Несбывшееся обетование свободы
3. Безответственность-смертельный враг свободы
4. Как научиться распоряжаться свободой
5. Дух рабства
6. Люди пустыни
7. Хождение по пустыне со Христом
8. Принцип ответственности
9. Отвечая на призыв к свободе
10. Как стать ответственным человеком
11. Наконец, свободен!
12. В поисках личной свободы.
Предисловие
Доктор Майлс Монро провел настоящее научное исследование, чтобы внести ясность в понятие «свобода», которое часто используется и понимается неверно. Он утверждает, что свобода предполагает высокое чувство ответственности. Автор подчеркивает его возвышенное благородное значение, сравнивая с довольно свободным использованием многими этого термина.
Д-р Монро отвечает на многие острые вопросы, касающиеся свободы в век технического прогресса и электронной торговли, развивающейся со скоростью летящего метеорита. С одной стороны, такое развитие освободило человеческое общество от необходимости следовать старым образцам управления. Однако, в процессе этого развития многие оказались рабами системы, способной подавить творческие и интеллектуальные способности человека. Автор данной книги помогает нам увидеть, что истинная свобода всегда имеет цену.
Поскольку для Майлса Монро свобода является центральной темой и основной ценностью христианства, он призывает нас стремиться к ее достижению, не изменяя своим моральным и духовным ценностям, проявляя мудрость и характер. В итоге, ему удается внедрить в наше сознание основную мысль: путь от рабства к свободе хотя и труден, но необходим. Отправляясь в это нелегкое путешествие, мы не должны отказываться от принципов, привычек и обычаев, которые помогут нам жить истинно свободной жизнью. Прежде всего, имеется в виду духовная истина о том, что «те, кого освободил Господь, свободны по-настоящему».
— ПРЕПОДОБНЫЙ Флойд ФЛЕЙК, ПАСТОР, ЧЛЕН
Вступление
Для сегодняшнего Запада свобода представляет главную цель и высшую ценность. Это факт, который никто не может отрицать. Свобода является темой многочисленных научных исследований и горячих дискуссий ученых и философов. Это слово — неотъемлемая часть лексикона каждого политика, «евангелие» современной экономической системы свободного предпринимательства и основа всей нашей культурной деятельности. Для многих свобода — единственная ценность, ради которой, судя по их словам и действиям, они готовы пойти даже на смерть. В период Холодной войны западные лидеры разделили весь мир на два лагеря — свободный мир и несвободный мир — и были готовы начать ядерную войну при малейшей угрозе посягательства на этот святой идеал.
Многие годы я путешествовал по миру, выступая на конференциях и семинарах, читая лекции в университетах, консультируя правительства, помогая прихожанам своим пасторским советом, обучая персонал многих организаций мотивационным принципам. Где бы я ни был — в Африке, Южной Америке, Азии, Северной Америке или в странах Карибского региона, — я с удивлением отмечал для себя, что люди везде одинаковы. Начиная от самой бедной бразильской деревушки и заканчивая фешенебельным аристократическим клубом в центре Европы, человеческое сердце с томлением желает одного: иметь возможность осуществить свои мечты и желания. Даже у бедняка есть мечта. Всеми людьми руководит одно и то же желание — быть свободными в достижении видения и мечты своей жизни.
Тем не менее, для большинства из более шести миллиардов человек, населяющих планету, эта мечта закончится полным крахом. Это произойдет не потому, что у них недостаточно желания или готовности бороться за претворение этой мечты в жизнь, а потому, что искусственно созданные препятствия и самоограничения будут всячески мешать ее осуществлению, не давая этим людям раскрыть и полностью высвободить свой потенциал. Создатель наделил человеческий дух потребностью быть свободным в стремлении к цели и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода — это устремление человеческого духа.
К сожалению, слово свобода используется так же часто, как и слово любовь, и давно стало обыденным. Имея смутное понятие об истинном смысле этого слова, многие называют свободой то, что, по сути, является их извращенным желанием жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственность за свои поступки. Громкое требование свободы гулким эхом разносится по залам истории, свидетельствующей о том, как отдельные личности, целые поколения, народы и даже нации стремились сбросить с себя то, что они считали узами рабства. В анналах истории мы можем найти много примеров жестокой борьбы за обладание этим призрачным качеством. Цена, которую люди с готовностью платили за свободу, свидетельствует о ее значимости для человеческого опыта. Миллионам суждено было погибнуть в пламени войн, гражданских волнений, восстаний и бунтов. Желание быть свободным забрало больше человеческих жизней, чем любая другая страсть. Французская революция родилась из непреодолимого стремления людей сбросить с себя ненавистный гнет монархии. Из этой же искры возгорелось пламя русской революции. Надежда обрести свободу стала основной движущей силой, которая привела к отделению бывшей британской колонии и образованию Республики Соединенных Штатов. Борьбе за свободу своего народа от колониального ига, за право самим решать свою судьбу посвятил свою жизнь Махатма Ганди, выдающийся деятель Индии. Великое движение за гражданские права, вдохновенным лидером которого стал Мартин Лютер Кинг-младший, так же родилось из желания человека быть свободным.
Борьба за личную и национальную свободу продолжается даже сейчас, когда человечество вступило в двадцать первый век. Несмотря на многовековую историю борьбы человечества зй право жить свободным, большая его часть все еще находится в узах рабства, которое стремится задушить не только личную, но и общенациональную мечту об истинной свободе. Хиппи шестидесятых изобрели свой собственный тип свободы, которая, в конечном счете, сделала их заложниками наркотиков и рабами материализма. Эти дети американского экономического подъема произвели поколение себе подобных, которые окончательно запутались в еще более изощренной дьявольской паутине наркозависимости, способной вытравить жизнь из самого стремления к жизни.
Мы вступаем в век компьютерной технологии с ее обещаниями большей свободы коммуникаций, информационного прогресса, более высокой продуктивности труда и путешествий в интернетовской системе со сверхкосмической скоростью. В результате такого взрыва технического прогресса технократ двадцать первого столетия может оказаться безнадежно затерянным в безбрежном океане информации. О, желаю быть свободным!
Почему так трудно стать свободным? Почему свобода в международном масштабе ускользает от нас, несмотря на все наши усилия? Почему научные достижения и прогрессивные технологии ставят нас в еще большую зависимость? Почему мы становимся заложниками наших собственных изобретений и жертвами созданных нами вещей?
Может быть, мы неправильно поняли принцип свободы? Может быть, мы перепутали свободу с чем-то другим?
После сорока лет изучения сложной природы человеческого развития, помогая тысячам овладеть принципами улучшения собственной жизни, я пришел к выводу: самое большое желание человеческого сердца — это желание свободы. Человеческое сердце страстно желает исполнить великое предназначение, но только немногим это удается.
Громкое требование свободы слышно во всем мире. Каждый желает быть свободным. Тем не менее, большинство из нас, стремящихся обрести свободу, не понимает ее природы и значения. К несчастью, мы не знакомы с качествами истинной свободы. А истинная свобода требует от человека ответственности за свои поступки, умения считаться с правами и интересами других людей, зрелости, мудрости и характера.
Эта книга объяснит читателю, почему свобода стала самой важной ценностью для человечества и почему люди испытывают такую неодолимую тягу к ней. Свобода — это характеристика самой природы, и поэтому она чужда многим настроениям и душевным состояниям человека. Как свидетельствует большая часть истории человечества, а также практика большинства современных стран, не относящихся к западному миру, свобода не воспринималась как нечто достойное усилий или как желаемая цель. Власть, слава, честь, национализм, имперское величие, милитаризм, военная доблесть, жажда наслаждений, материальный прогресс, альтруизм и многое другое считались более важными качествами, а во многих случаях и продолжают считаться таковыми. Для культур с такими взглядами свобода никогда не была ценностью.
Если проанализировать большинство современных языков, то можно заметить, что свобода — сравнительно недавнее слово, которое вошло в обиход народов-носителей этих языков после их более близкого знакомства с западным образом жизни. Япония — типичный пример в этом отношении. Слово свобода появилось в японском языке только в девятнадцатом столетии, когда страна открылась навстречу Западу.
Свобода является центральной темой и основной ценностью христианства. Быть искупленным и освобожденным от греха, зависимости и страха — величайшая цель христианства.
В своей книге автор убедительно показывает, что свобода всегда рождалась из рабства, какую бы форму оно ни носило. Свобода стала основной ценностью человеческого опыта, как мощное видение жизни, как ответ и результат многовекового опыта рабства. Дух угнетения принимал разные уродливые формы, например, крепостничество. Однако, рабство, само по себе, не служило источником свободы. Оно, скорее, являлось тем стимулом, который был в состоянии разбудить в человеческой натуре эту спящую характеристику.
Основной мыслью данного исследования является то, что свобода намного труднее, чем рабство, потому что предъявляет к людям больше требований. Мы исследуем определение концепции свободы, проанализируем основные причины неправильного понимания этой концепции, изучим природу и последствия угнетения человека человеком. Автор рассматривает свободу с точки зрения ее значения для отдельной личности, сообщества людей, государства в целом и всей нации. Автор изучает проблему истинной свободы, основываясь на библейской модели еврейского исхода, в результате которого бывшие рабы выросли в суверенную нацию свободных людей под руководством Моисея и Иисуса Навина. Мы узнаем, что нет большего бремени, чем бремя свободы, нет тяжелее ноши, чем быть свободным. Мы поймем: почему так трудно приобрести личную и национальную свободу и почему рабство так привлекательно. Мы придем к выводу о том, что свобода, подобно любви и красоте, — одна из тех человеческих ценностей, которые легче познать на опыте, чем описать словами. Давайте вместе отправимся в путь навстречу свободе!
Введение
Глава 1
Обетование истинной свободы
Рожден для свободы
Свобода — чем она является и чем она не является — это основной принцип, на котором строились взаимоотношения Адама с Богом. Свобода является основной темой этой книги. В книге Бытие Бог-Творец поместил человека в Эдемский сад и сказал ему: «Ты свободен».
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Бытие 2:16,17
Бог объявил человека свободным и дал ему работу. Свобода является основой Божьей воли для жизни человека. Адаму была дана свобода производить, умножать и пополнять все то, что Бог создал на земле, но ему не была дана свобода нарушать Божий закон. Бог поместил в Эдемском саду единственный предмет для поддержания послушания человека. Этим предметом было дерево познания добра и зла. Представьте себе миллионы деревьев, сотворенных Богом, и только возле одного из них Он поставил табличку с надписью «Не трогать». Такая мера была необходима, чтобы активизировать волю человека, дав ему право выбора.
Освобождение еще не свобода
Вы можете построить себе славненький небольшой коттедж на краю Синайской пустыни и чувствовать себя вполне комфортно в состоянии зависимости, хотя знаете, что Бог приготовил для вас намного больше. Вы не верите в чудеса, потому что больше их не видите. Вы не слушаете, что вам говорят ваши наставники. Вы перестали быть верными Божьему слову. Да, вас освободили, но вы не живете, как свободный человек, хотя и знаете, что есть что-то большее, чем такая жизнь, поэтому я обращаюсь к вам.
Вы не сможете войти в свободу, не взяв на свои плечи ответственность, которую она предполагает. Если вы хотите получить место старшего менеджера, то должны взять на себя всю ответственность, которую предполагает эта должность. Цена ответственности — ваше время, талант, энергия, инициатива и душа. Да, должность заманчивая и зарплата приличная, но нагрузка огромная. Вам придется приходить раньше всех и уходить позже всех. Если что-то произойдет, то отвечать будете вы. Если прорвет водопроводную трубу в три часа ночи, приготовьтесь — звонить будут вам. Забудьте о том, что ваш рабочий день с девяти до пяти. Вы — главный менеджер и должны работать все время.
Конечно, легче быть уборщиком, потому что можно уйти в пять. Если вы работаете обычным служащим, то иногда можете опоздать с обеда на час и никто этого не заметит. Но если вы захотите подниматься выше, то прежде должны дорасти до понимания того, что предполагает обязательство свободы, потому что свобода требует издержек.
Почему ты сидишь у двери?
Иисус начал Свое служение с того, что прочитал отрывок из книги пророка Исаии перед собравшимися в синагоге иудеями: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18,19).
Эти строки рисуют перед нашим мысленным взором картину, как некто посетил тюрьму, в которой открыты все двери, но узники продолжают сидеть в своих камерах. Иисус сказал, что пришел возвестить свободу пленным. Двери тюрьмы были открыты, но все узники оставались внутри. Они радовались, как многие сегодня, что двери, ведущие на свободу, открыты. Они гордились тем, что двери открыты, но продолжали сидеть на своих тюремных койках. Почему? Да потому, что в тюрьме дают бесплатную еду. В тюрьме бесплатно одевают. У вас есть возможность принять душ. Вы можете сидеть и смотреть по кабельному телевидению, как мир вращается вокруг вас.
Однажды я встретил молодого человека, который сказал мне: «Знаете, мне лучше в тюрьме, чем на свободе. По крайней мере, здесь меня кормят три раза в день. У меня есть работа. И потом, я знаю, кто я есть в тюрьме: я — заключенный. А там я не знаю, кто я». Как грустно!
Сколько людей сегодня живут как узники! Им следовало бы повесить на стенах своих комнат слова Христа о свободе. Но они сидят, как в тюремных камерах, двери которых остаются широко открытыми, по-прежнему оставаясь рабами духа угнетения, несмотря на то, что уже получили избавление.
Слово евангелие означает добрую весть, хорошее известие, хорошую новость, хорошую информацию. Добрая весть о Царстве состоит в том, что Иисус обратил наше освобождение в свободу. Когда человек рождается свыше, Дух Божий воссоздает его внутреннего человека, в котором отныне будет пребывать. Но свобода, приходящая в наш разум, и действия зависят исключительно от нас. У нас есть свобода выйти из наших «камер», и у нас есть свобода оставаться в наших «камерах», потому что Христово Евангелие автоматически никого не делает свободным. Подчиняясь духу угнетения, вы выбираете оставаться сидеть в тюрьме и смотреть телевизор. Вы приобрели видео, и теперь ваша церковь — это коллекция видеофильмов.
Великий еврейский апостол Павел писал: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5:1). Для каждой церкви, нации, сообщества и отдельного человека, движущихся по пути понимания собственной ответственности, очень важно осознать, что образ мыслей многих из нас продолжает пребывать под игом рабства. Социальные, экономические и религиозные условности держат нас привязанными к невидимому столбу (как в эксперименте с собакой), который не дает нам двигаться вперед к познанию Божьих глубин. Двери тюремной камеры открыты, но мы продолжаем сидеть там, связанные и подавленные. Поэтому Павел призывает нас твердо противостать старому мышлению и обновить свой разум.
Обновите свой разум
Как это ни странно, но единственное, что Богу не удя лось сделать с сынами Израильскими в пустыне, так это изменить их разум. Точно так же Он не может изменить
и ваш. Он будет вдохновлять вас на Божьи поступки, но не изменять. Единственный, кто может изменить вас, — это вы сами. Именно это апостол Павел имел в виду в своем Послании к церкви в Риме: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2).
Свободный разум
Обращаясь к церкви в греческом городе Коринфе, апостол Павел дает глубокий анализ ситуации, которая может служить иллюстрацией к борьбе за истинную свободу.
Пусть прошлое уйдет
Выведя израильтян из Египта, Бог дал им возможность стать свободными. Но они отказались воспользоваться этой возможностью. Тогда Бог решил оставить их в пустыне навсегда. Он отдал землю Ханаанскую во владение их детям, которые не были рождены в египетском рабстве.
Избавление (освобождение) дает возможность стать свободным, но не предполагает осуществление этой возможности. Двери тюрьмы открыты, но от вас зависит: выйдете вы оттуда или нет. Оказавшись в пустыне, внимательно осмотритесь по сторонам, чтобы убедиться, кто с вами рядом. Если это люди с мышлением египетского раба, то постепенно таким же станете и вы. Поэтому Бог не позволил родителям обрезать своих детей. Он не хотел, чтобы это поколение носило рабское клеймо их отцов и напоминало им о Египте.
Ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, а вместо них воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их на пути не обрезывали.
Иисус Навин 5:6,7
Иногда мне приходится беседовать с пожилыми людьми. С некоторыми из них я стараюсь быть осторожным в разговоре, потому что они только и говорят о том, как их несправедливо притесняли. Они могут часами говорить о своих прошлых обидах. Если посидеть и послушать их, то скоро почувствуешь, как в тебе закипает ненависть к их обидчикам, которых ты никогда и в глаза не видел. Будьте осторожны с такими людьми, потому что их порабощенное прошлое может оказать разлагающее влияние на ваш дух и подавить вашу свободу.
Я, обычно, с симпатией отношусь к тем старикам, которые говорят: «Сынок, цени то, что имеешь, потому что у нас этого не было». Для меня эти слова звучат как благодарность. Такое наставление учит правильно воспринимать все то, что Бог делает в нашей жизни.
Я стараюсь держаться подальше от тех, кто говорит: «Я вспоминаю времена, когда нам не разрешали обедать в одном ресторане с этими мерзавцами, которые заправляли всем на нашей земле. Нам не разрешали заходить сюда, идти туда. Мы знали свое место, потому что нам слишком часто на него указывали!» Это люди, которые могут передать вам свою ненависть. И она поразит вас, как раковая опухоль.
Обстоятельства прошлой жизни могут поглотить ваше настоящее и будущее. Некоторые люди так сильно заняты тем, чтобы преодолеть в себе воспоминания о прошлом, что им некогда думать о будущем. Павел советует нам забыть оставшееся позади. Он говорит: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13,14).
К этим словам Бог добавляет в Исаии 43:18,19: «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне». Это вовсе не означает, что мы должны притворяться, будто прошлого вообще не существовало. Просто мы не должны ему позволять контролировать, угнетать и осуждать наше будущее.
Это сильное слово для Церкви двадцать первого столетия. Мы вступаем в совершенно новую эпоху для Церкви. Но, чтобы не отстать от Божьего водительства, мы должны честно посмотреть на свою жизнь и принять ответственное решение «забыть все старое». Мы не должны позволить себе стать одержимыми своими воспоминаниями о том, какими мы были, как плохо к нам относились, потому что такие воспоминания ничего не оставят в нашей душе, кроме горечи. Мы должны относиться к прошлым обидам как к работе невежественных людей, простить их и двигаться дальше. Прошлое может иметь настолько сильное влияние на вас, насколько вы ему это позволяете. К сожалению, для израильтян запах египетского лука и чеснока оказался сильнее желания пить молоко и мед.
Основное условие духовного спасения требует от вас отвернуться от того, к чему вы стремились раньше, и пойти совершенно в ином направлении. Вам нельзя оглядываться ни на пустыню, ни на Египет. Добрые старые времена харизматического движения давно прошли. Мы продолжаем шумно веселиться, кричать, танцевать невпопад с традицией. Помазание ушло, но Бог остался. Просто Он хочет творить новое. Иисус сказал: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Луки 9:62). Бог хочет вывести вас на новый уровень личной ответственности. А для этого вам придется забыть все, что было с вами раньше. Тогда вы сможете подниматься все выше и выше в своем призвании. Вы не сможете удержать новое, если не отпустите старое.
Освобожден, но не свободен
Иисус призвал вас не только для того, чтобы спасти. Он призвал вас для того, чтобы дать свободу. Апостол Павел восклицает: «К свободе призваны вы, братия...» (Галатам 5:13). Апостол обращается к святым, которые были спасены, но не свободны. Все мы должны откликнуться на зов свободы, глубоко осознав реальность того, что все еще остаемся связанными духом рабства, несмотря на рождение свыше.
Этот призыв Павла очень своевременен для Церкви сегодняшнего дня. Настало время становиться взрослыми. Да, мы можем родиться свыше и, в то же время, оставаться прежними в своем разуме. Дальше в этом же стихе апостол предупреждает нас: «...только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».
Иными словами, Павел советует нам не растрачивать данную нам свободу на «египетский образ жизни». Некоторые с радостью встречают освобождение от угнетателя, но отвергают освобождение от угнетения. То, что мы спасены, наполняет нас волнением и восторгом, хотя в нашем разуме остаются области, требующие обновления. Мы знаем об этом, но не собираемся их изменять. «Господь, я очень рад, что Ты освободил меня, но остальное, пожалуйста, пусть все останется по-старому. Ты ведь знаешь, как мне нравится провести вечер, прихлебывая из стаканчика и закусывая грилем, в фараоновом баре напротив. Вообще-то, я очень занят и вряд ли смогу все совместить. А потом, мне нравится немного посидеть на скамеечке и поболтать с соседскими бабушками. Знаешь, я не против того, чтобы свобода от всего этого пришла ко мне, когда мне придется предстать перед небесными вратами». Вот так они и живут на своих маленьких хуторках на краю Синайской пустыни. Изредка их навещают старые друзья, а из окон видна земля обетованная.
Послушайте: народ Израильский вовсе не хотел воз- вращаться к фараону. Они хотели вернуться к еде, которую там имели. Они ненавидели фараона, но любили то, что он предлагал им, — бесплатную пищу, бесплатное жилье, бесплатную одежду. По сути, их желание сводилось к одному: «Избавь нас от фараона, а это все пусть останется».
Глава 1
Обетование истинной свободы
1. Условия будут определять поведение до тех пор, пока не вмешается внешняя сила.
2. Невозможно войти в свободу, не взяв на свои плечи всю ответственность за нее.
3. Освобождение от угнетателя не гарантирует освобождения от угнетения. Только чувство ответственности даст такую гарантию.
4. Добрая Весть Царства заключается в том, что Иисус обратил наше освобождение в свободу.
5. Изменение места вашего пребывания не гарантирует изменение вашего характера.
6. «Новое» не есть гарантия изменений.
7. Без трансформации всего мышления действия, которые мы предпринимаем, чтобы «измениться», могут только привести нас к новому месту, где мы будем продолжать вести себя по-старому.
8. Для многих удобнее, чтобы их жизнью руководили другие люди.
9. Послушание требует, чтобы мы взяли на себя ответственность выйти за двери своей «тюремной камеры».
10. Единственный человек, который может изменить вас, — это вы сами.
11. Сначала должен обновиться ваш разум. И только потом вы сможете сбросить иго рабства.
12. Вы не можете играть в старые игры пустыни в земле Ханаанской.
13. Ничто не изменится, пока не изменится душа.
14. То, чем вы кормите свою душу, определит качество вашей жизни и степень вашей свободы.
15. Нам всем необходимо обновить и переучить наш разум, чтобы обрести свободу.
16. Только зрелые люди, готовые бороться и не боящиеся взять на себя ответственность за свое будущее, смогут принести плод для Бога в новом тысячелетии;
17. Легче существовать в рабстве, чем жить в свободе.
18. Когда вы свободны, ваш разум должен стать свободным вместе с вами.
19. Будьте осторожны: рабское прошлое других может оказать тлетворное влияние на ваш дух и подавить вашу истинную свободу.
20. Некоторые так заняты преодолением своего прошлого, что у них не остается времени, чтобы подумать о своем будущем.
21. Прошлое может иметь настолько сильное влияние на вас, насколько вы ему это позволяете.
22. Некоторые встречают с радостью освобождение от угнетателя, но отвергают освобождение от угнетения.
Глава 2
Длинный путь в никуда
Итак, сыны Израилевы отправились в длинный путь, ведущий в никуда. Библия говорит, что, освободив Свой народ, Бог специально выбрал более длинный маршрут, который проходил мимо городов филистимлян, чтобы дать время народу изменить свое мышление.
Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.
Исход 13:17
Творца вселенной тревожило состояние умов израильтян. Его слова буквально означали следующее: «Если этот народ увидит войну, он может передумать и вернуться обратно в Египет. Их рабское мышление отвергнет Мое обетование, поэтому нужно сделать все, чтобы такая встреча не состоялась». Вот это, действительно, удивительно! После стольких потрясающих чудес и сверхъестественных знамений, которые проделал Бог, чтобы освободить Свой народ, Он понимал, что их земное мышление могло помешать Ему до конца осуществить план спасения.
Как выходец из Карибских островов, я могу понять, по крайней мере, отчасти, что думали и чувствовали древние израильтяне. Эти люди жили в рабстве 430 лет. Мой собственный народ был британской колонией 250 лет, поэтому мы знаем, что это такое — жить под иностранной пятой. Многие мои соотечественники до сих пор ведут себя так, словно они пленники.
Живя в рабстве, Израиль находился, в определенном смысле, под защитой своих угнетателей. Мой народ понимает это состояние. Израиль — мирный народ. Мой тоже. Большинство наших предков были вывезены из Западной Африки на Багамы, чтобы обрабатывать земли, принадлежавшие британской короне. Израильтяне были рабами, как и мы. Мой народ работал на плантациях сахарного тростника до тех пор, пока рабство не было отменено британскими властями в 1827 году. Но с нами продолжали обращаться как со второсортными гражданами, пока в 1973 с колониализмом не было покончено и официально провозглашена национальная независимость. Помните, мы говорили в предыдущей главе, что переезд в другой город, страну или на другой континент может изменить внеш<