Родители Преподобнаго съ семействомъ переселились въ Городицё или Городокъ - Радонежъ, что въ 12 верстахъ отъ Лавры.

Въ концё своей жизни Кириллъ и Мар\я приняли ангельск\й образъ въ Покровскомъ Хотьковскомъ монастырё и въ 1339 году скончались.

Варфоломей совершилъ поминовен\е родителей, многое раздалъ нищимъ, а оставшееся поручилъ младшему брату Петру и на 21 году жизни оставилъ м\ръ и со старшимъ братомъ, инокомъ Стефаномъ ухо­дитъ въ пустыню.

«Въ тё времена каждый, желавш\й уединенной жизни, могъ одинъ или съ товарищемъ свободно идти въ лёсъ, на любомъ мёстё строить себё хижину или копать пещеру и селиться тутъ». Братья поселились въ дремучемъ лёсу, построили церковь и основали обитель.

Они избрали благодатное мёсто, надъ которымъ люди видёли одни свётъ, друг\е огонь, иные ощущали благоухан\е, ибо Богъ эту Мако­вицу предназначалъ для обители. Кругомъ былъ густой лёсъ, къ которо­му не касалась еще рука человёческая. Поставили крестъ, построи­ли церковь и келл\ю.

По благословен\ю митрополита Всеросс\йскаго Феогноста церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы въ 1340 году. Братъ его Стефанъ ушелъ въ Богоявленск\й монастырь въ Москвё, а Преподобный одинъ началъ подвизаться въ пустынё.

Былъ у Варлоломея велик\й даръ - добродётель разсужден\я, которая по словамъ Iоанна Лествичника, въ томъ состоитъ и познается, чтобы точно и вёрно постигать Божественную волю во всякое вре­мя, во всякомъ мёстё и во всякой вещи. Оно рождается от послуша­н\я и смирен\я только въ чистыхъ сердцемъ, тёломъ и устами.

Рано навыкъ Преподобный равноангельскому жит\ю и въ 23-х лётнемъ возрастё игуменъ Митрофанъ постригъ его съ именемъ Серг\й въ его убогой Церкви, въ пустынё и семь разъ причастилъ его, каждый день совершая Божественную литург\ю. И ликовала душа Серг\ева и горёла Божественнымъ огнемъ, ибо пребывала въ немъ первобытная чистота и невинность, потерянные первымъ Адамомъ.

Жилъ юный инокъ съ Единымъ Богомъ, Который тайными внушен\ями и гласами невещественными и благодат\ю руководилъ его во изку­шен\яхъ во спасен\е.

И были въ пустынё мног\е брани отъ врага и страхован\я, а сколько слезъ и сердечнаго плача, бдён\й и ночей безсонныхъ, колёно­преклонен\й, алкан\я, жажды и скудости. Этотъ м\ръ многимъ невёдомый. Но Преподобный съ радост\ю и желан\емъ шелъ этимъ узкимъ путемъ.

Преподобный, проходя дёятельную жизнь, переживалъ душевные муки и тоску невыносимую, ибо мысли въ этой брапи не покаряются разуму и бродятъ повсюду, молитва не дёйствуетъ въ сердцё, душа рвется бёжать отъ подвига. Томитъ его голодъ и жажда, опасен\е и страхъ за жизнь отъ звёрей. М\ръ и плоть гонятъ пустынника изъ уеди­нен\я. Приходятъ помыслы гордости, которые могутъ помрачить умъ. Открывается сильная брань съ духами злобы поднебесной, препят­ствуя войти въ область духовную, къ общен\ю съ небесными Силами, Самимъ Богомъ. Демоны вторгаются въ предёлы воображен\я и чувствъ, показуя странные образы и нелёпые мечтан\я о ложномъ смирен\и и святости. Монашеская жизнь, какъ наука изъ наукъ, въ этой брани преподаетъ всёмъ особые правила:

1) наблюдать за собой, подражая святымъ отцамъ;

2) изпытывать мысли и желан\я, выявляя ихъ въ духё ли они заповёдей Бож\ихъ;

3) помнить о смерти, пришеств\и Господнемъ, о судё и мучен\яхъ и блаженствё;

4) имёть непрестанную молитву;

5) любить постъ, чтобы избёжать худыхъ дёлъ и помысловъ;

6) помнить всегда о всевидящемъ окё Бож\емъ;

7) всё дёла и жизнь соображай съ Христовымъ Е`ангел\емъ.

Такой путь дёлан\я приводитъ въ страну безстраст\я и возвышаетъ духъ. Преподобный никогда не ропталъ, не скорбёлъ, но всегда былъ доволенъ, ибо жилъ въ благодати Бож\ей.

Демоны, принимая видимый образъ страшныхъ звёрей и отврати­тельныхъ гадовъ, со свистомъ и свирепостью устремлялись на Препо­добнаго, онъ же вооружаясь молитвою, билъ супостатовъ именемъ Iисусовымъ, и далъ Господь побёду надъ духами тьмы и Преподоб­ный получилъ отъ Бога власть надъ демономъ. Не страшился уже звё­рей дикихъ и волковъ, и медведей, и кротко съ ними общался, какъ когда-то Адамъ во Едемё, въ раю. Когда человёкъ повинуется Богу, то и всё земные твари повинуются человёку, видя въ немъ и ощущая дивное благоухан\е свётлаго образа Бож\я. Своимъ пустыннымъ под­вигомъ Преподобный разорвалъ всякое общен\е съ духомъ тьмы и во всей полнотё изполнилъ первую заповёдь о любви къ Богу и теперь предстояло открыться любви къ ближнимъ и разнести по лицу родной земли благодатный свётъ, которымъ онъ какъ благодатный свётильникъ былъ изполненъ. Онъ свётилъ изъ своей пустыни всей Православной Ру­си, чтобы отъ его свёта зажгли свётъ и друг\е свётильники. Далеко разносилось благоухан\е его святой жизни и стали приходить къ Преподобному сначала ради душеполезной бесёды, а потомъ нашлись и желающ\е жить близъ него, соглашаясь терпёть скудость мёста и голодъ, и жажду, и всяк\е недостатки, дабы «внити въ Царств\е Бож\е» (Дёян. 14, 22). И стали строить кел\и въ пустынё, и съ дётскою простотою и любов\ю пришельцы начали учиться пустыннымъ под­вигамъ. Долгое время число учениковъ Серг\евыхъ было 12, изъ нихъ первые были Васил\й, Iаковъ, Онисимъ д\аконъ и Елисей - отецъ съ сыномъ, земляки Серг\евы, Сильвестръ, Мефод\й, Андроникъ. Такъ возникла Лавра Серг\ева. Соблюдался порядокъ повседневнаго богослужен\я, собирались въ церкви на полунощницу, утреню, трет\й, шестой и девятый часъ, на вечерню и повечер\е, совершая и частые молебные пён\я за творящихъ милостыни, за болящихъ, за умершихъ - непрестанная молитва, по заповёди Апостола (1 Сол. 5, 17) были ихъ непрестаннымъ правиломъ и въ церкви, и въ кел\и. Въ ихъ обители, поживъ малое время, скончался игуменъ Митрофанъ, постригавш\й Серг\я. Съ глубокимъ смирен\емъ и трудолюб\емъ Преподобный слу­жилъ брат\и - строилъ кел\и, рубилъ дрова, мололъ зерно, пекъ хлёбы, варилъ пищу, шилъ одёжду и обувь, носилъ воду. Какъ земной ангелъ въ постё и непрестанной молитвё Преподобный прилагалъ труды къ трудамъ и царилъ глубок\й миръ между брат\ями въ духё е`ангель­скаго смирен\я и самоотречен\я и любви. 12-лётн\й отрокъ Iоаннъ, племянникъ Серг\евъ, принялъ ангельск\й образъ съ именемъ Феодоръ и, поживъ 22 года, былъ первымъ иконописцемъ, а потомъ арх\епископомъ Ростовскимъ.

Глава 8

Была въ русской землё моровая язва или черная смерть. Появилась въ 1348 году и опустошала города и села до 1350 года и въ слёдующ\е годы. Въ одномъ Китаё вымерло 13 милл\оновъ народа. Вы­мирали цёлые города, становились безлюдными цёлые области, а у насъ въ К\евё, Черниговё, Смоленскё и Суздалё уцёлела одна треть населен\я. Умерли митрополитъ Феогност, два сына Великаго князя и самъ Симеонъ Ивановичъ, и мног\е шли въ монастыри, а въ Лаврё Преподобнаго не было священника, чтобы напутствовать къ смерти Таинствами. Брат\я желала видёть Преподобнаго въ священномъ санё, чтобы у своего игумена открывать совёсть съ покаян\емъ, полу­чать прощен\е и благословен\е и причащаться Тайнъ Христовыхъ и упокоен\я въ старости, и погребен\е.

Волынск\й епископъ Афанас\й, замёщающ\й путешествующего въ Царьградъ митрополита Алекс\я, въ Переяславлё-Залёсскомъ въ На­горномъ Борисо-Глебскомъ монастырё въ 1354г. поставилъ Преподобнаго во ипод\акона, затёмъ - \ерод\акона, а на другой день облекъ Благодат\ю священства и поставилъ во игумена, и преподавъ прави­ла апостольск\е и святоотеческое учен\е о спасен\и, какъ другъ дру­га тяготы носить и изполнять законъ Христовъ (Гал 6, 2), отпустилъ съ миромъ въ свою обитель. Съ радост\ю брат\я встретила своего игу­мена, онъ же, преподавъ благословен\е, много молился со смирен\­емъ и поучалъ брат\ю. Сохранилось одно изъ его поучен\й: «Внимай­те себё, брат\е, всёхъ молю, прежде имёйте страхъ Бож\й и чистоту душевную и любовь нелицемёрную; къ симъ же и страннолюб\е и смирен\е съ покорен\емъ, постъ и молитву. Пища и пит\е въ мёру; че­сти и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте часъ смертный и второе пришеств\е».

Число брат\и въ обители стало увеличиваться и кел\й умножаться. Всё трудились, подражая апостолу Павлу, который день и ночь работалъ своими руками, чтобъ не жить на чужой счетъ и не быть никому въ тягость, хотя какъ благовёстникъ спасен\я имёлъ на то пол­ное право (1 Сол. 2,7). Каждый изъ брат\и доставалъ пропитан\е трудами рукъ своихъ и общежит\я не было. Была нужда во всемъ и часто зажигали лишь березовые или сосновые лучины при чтен\и на утрени. Преподобный поучалъ - люты скорби, но сладокъ рай; болёзненны труды, но вёчная за нихъ награда. Благодать Бож\я никому не дается безъ скорбей и изкушен\й. Когда брат\я нёсколько дней голодали, то Господь, изпытавши ихъ вёру и терпён\е, по­слалъ имъ утёшен\е: въ монастырск\е ворота въёхали нёсколько по­возокъ и привезли многое въ изобил\и на потребу. Ударили въ било и въ церкви отслужили благодарственный молебенъ Господу Богу, милующему и питающему рабовъ Своихъ и потомъ сели насыщаться. Хлёбы были очень теплые и удивительно вкусны, а благотворители были невёдомы никому. И это часто потомъ повторялось. Какъ въ древ­н\е времена такъ и теперь Господь скоръ подать намъ все потребное для жизни.

Былъ недостатокъ воды и Преподобный съ инокомъ пошелъ въ лёсной оврагъ н помолился: «Боже, Отче Господа нашего Iисуса Христа, сотворивш\й небо и землю, и все видимое и невидимое, создавш\й человёка и не хотящ\й смерти грёшника! Молимъ Тебя мы, грёшные и недостойные рабы Твои: услыши насъ въ часъ сей и яви славу Твою! Какъ въ пустынё чудодёйствовала крёпкая десница Твоя, отъ камня воду източивъ, такъ и здёсь яви силу Твою - даруй намъ воду на мёстё семъ, и да разумёютъ всё, что Ты послушаешь боящихся Тебя, и име­ни Твоему славу возсылающихъ - Отцу и Сыну и Святому Духу, ны­нё и присно и во вёки вёковъ, аминь».

И осёнилъ крестнымъ знамен\емъ мёсто и изъ-подъ земли пробился обильный източникъ холодной ключевой воды, и она потекла быст­рымъ ручьемъ по долинё (считаютъ, что ручей этотъ на северной сторо­нё). Отъ сей воды бывали и изцёлен\я и стало воды въ изобил\и всёмъ.

М\ръ вторгался въ пустыню, прошли дороги, «составиша села и дворы многи» и приходили богомольцы, видёли нищету пустынную, но видёли благочест\е и миръ, и благодать среди брат\и, и эта закваска благодатная уносилась въ родные семьи, какъ свётъ, какъ соль. И славно стало на Руси имя угодника Бож\я и шли мног\е къ нему съ вёрою. Одинъ поселянинъ съ вёрою несъ опасно больного малютку къ Преподобному, но онъ умеръ, и старецъ, помолившись, воскресилъ уме­ршего и отдалъ его обрадованному отцу.

Однажды, помолившись, старецъ изцёлилъ тяжело болящего посе­лянина, и другой разъ бёсноватаго вельможу съ береговъ Волги, кото­рый былъ въ изступлен\и ума и кусался и бился, бёснуясь съ нечело­вёческой силой, такъ что его десять человёкъ не могли удержать.

Преподобный же погружался въ смирен\е глубокое и пребывалъ въ нищетё и одёжду имёлъ всегда бёдную, хотя обитель не имёла уже недостатка ни въ чемъ. Въ обители каждый приходящ\й получалъ утё­шен\е. И видёли всё, что Богъ послалъ для Руси благодатнаго из­бранника для укрёплен\я вёры и тысячи монаховъ возпитывались имъ и уходили въ родные стороны, дёлаясь сами наставниками во спасен\е. И свётъ благодатный разливался по лицу родной земли, и чистая пшеница выдёлялась отъ плевелъ. Преподобный Серг\й былъ для сёверной, Московской Руси, какъ Антон\й и Феодос\й для юж­ной, К\евской Руси. И было благодатное видён\е свёта, множество птицъ и голосъ - «такъ умножится стадо учениковъ твоихъ». И знаемъ, что уже при жизни Преподобнаго основано до 25 монастырей, а потомъ число ихъ возросло до 70.

Чтобы устранить собственность среди брат\и и всякую зависть, любое стяжан\е и превозношен\е, и пороки, Преподобный желалъ ввести общежит\е и когда въ 1372 г. въ обитель прибылъ греческ\й митрополитъ съ паломниками и грамотой отъ Вселенскаго Патр\арха Киръ Филофея съ благословен\емъ ввести общежит\е въ обители, то старецъ поспёшилъ въ Москву къ святителю Алекс\ю заручиться и его благословен\емъ. И, объявивши желан\е Патр\арха и митрополита, игуменъ ввелъ общежит\е. Построили трапезу, хлёбопекарни, амба­ры, кладовые. Называть своимъ что-либо было запрещено - одёжда, пища, труды были общими. Всё, способные къ труду, кромё престарё­лыхъ и больныхъ, должны трудиться для общего блага. Появились новые должности - келарь съ обязанностями казначея, эконома, благочиннаго (былъ Никонъ), духовникъ (первымъ былъ Савва), экклес\архъ. Обитель благоукрасилась и число брат\и возросло и изо­бил\е появилось. Тогда излишество стали употреблять на страннопр\имство. Уединенная дотолё обитель выдвинулась изъ дремучих лёсовъ на разпут\е жизни русской. При введен\и общежит\я ока­зались недовольные, нёкоторые ушли изъ обители, а друг\е можно думать, съ игуменомъ Стефаномъ составили парт\ю, не желающихъ имёть Серг\я главою братства. Тогда Преподобный ушелъ изъ обите­ли, избёгая препирательства и личной распри со старшимъ братомъ Стефаномъ, который, оставивъ игуменство въ Богоявленскомъ монасты­рё, пришелъ въ обитель, которую онъ основывалъ съ братомъ. Преподоб­ный посётилъ друга своего Преподобнаго Стефана в Махрищскомъ монастырё, и взявъ въ провожатые инока его, нашелъ прекрасное мё­сто на рёкё Киржачё, гдё и поселился для безмолв\я.

Къ любимому игумену приходили брат\я и построили кел\и, колодезь, церковь во имя Благовёщен\я и устроилась новая обитель. Митрополитъ благословилъ новую обитель, освятилъ церковь, Романа рукоположилъ въ священный санъ, поставилъ игуменомъ, а изъ Троице-Серг\евой Лавры, изгнавъ ропотниковъ, вернулъ Серг\я въ свою оби­тель, гдё водворился миръ. Возс\ялъ во всемъ блескё Преподобный какъ велик\й служитель Церкви Христовой и гражданинъ земнаго отечества -его имя было на устахъ отъ великаго князя и бояръ до послёдняго поселянина Московской Руси и былъ яко древн\й пророкъ. Любя пустыню старецъ не желалъ наградъ и святительскаго сана, но какъ велик\й благодётель отводилъ своими молитвами отъ Руси бёды и скорби. Онъ содёйствовалъ духовному возрожден\ю и обновлен\ю русской земли и освобожден\ю отъ рабства дикимъ аз\атскимъ ордамъ. Это было такое время тяжкое, что оно грозило совершенной ги­белью русскому народу. И Серг\й дарованъ Богомъ землё русской, какъ истинный Печальникъ ея. Онъ вдохнулъ вёру въ помощь Бож\ю, поднялъ духъ роднаго народа встать на поработителей.

Мамай съ полчищами шелъ на Русь. Велик\й князь Димитр\й по­сётилъ Троицу со своими воинами князьями. Преподобный отслужилъ Божественную литург\ю, пригласилъ князя и воеводъ на трапезу и сказалъ: «Господь Бог тебё Помощникъ». Еще не приспёло время тебё самому носить вёнецъ этой побёды съ вёчнымъ сномъ; но многимъ, безъ числа многимъ, сотрудникамъ твоимъ плетутся вёнцы мученическ\е съ вёчной памятью». Окропилъ освященной водой князя и всёхъ быв­шихъ съ нимъ и сказалъ, что «врага ожидаетъ конечная гибель, а тебя, Велик\й княже, помощь, милость и слава отъ Господа. Уповаемъ на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставятъ тебя». И, осёняя преклонившегося предъ нимъ великаго князя святымъ Крес­томъ, богоносный Серг\й воодушевленно произнесъ: «Иди, чадо небоязненно! Господь поможетъ тебё на безбожныхъ враговъ!» А за­тёмъ одному тихо сказалъ: «Побёдиши враги твоя». И какъ благосло­вен\е и какъ залогъ побёды своему воинству князь просилъ двухъ ино­ковъ, бывшихъ воиновъ, Александра Пересвята и Андрея Ослябу. Воз­ложивъ на нихъ схимы, украшенные изображен\емъ Креста Христова, старецъ отправилъ ихъ на поле брани, благословивъ крестомъ, и окропивъ еще разъ освященною водою Ве­ликаго князя, своихъ иноковъ, витязей и всю дружину княжескую. Преподобный Серг\й сказалъ князю: «Господь Богъ да будетъ твой Помощникъ и Заступникъ: Онъ побёдитъ и низложитъ супостатовъ твоихъ и прославитъ тебя!».

По лицу русской земли пронеслось благословен\е на брань съ Мамаемъ и лучъ надежды укрёпился въ сердцахъ сыновъ русскихъ, зако­лебался Олегъ Рязанск\й и не пошелъ противъ Москвы. 8 сентября 1380 г. на Дону войска стали въ боевой порядокъ. Прибыли инокъ Не­ктар\й и друг\е иноки отъ Серг\я съ благословен\емъ всему христо­любивому воинству. Они привезли Богородичную просфору и гра­моту съ увещан\емъ сражаться мужественно за дёло Бож\е и упо­вать, что Богъ увёнчаетъ ихъ счастливымъ успёхомъ. Поможетъ Богъ и Троица. Преподобный как бы самъ посётилъ воинство и даже слабые духомъ воины воодушевились мужествомъ и готовностью положить души свои за святую Вёру Православную, за дорогое отечество.

Было единоборство схимонаха Александра съ татарскимъ богаты­ремъ Челубёемъ. Въ схимническомъ одёян\и, безъ латъ и шлема, съ тяже­лымъ копьемъ сошелся зачинатель побёды инокъ и палъ вмёстё съ тата­риномъ. Мученически погибли мног\е воины, изъ 150.000 вышедшихъ изъ Москвы, вернулось 40.000. Пока длилась грозная битва Кули­ковская въ обители Живоначальной Троицы святой Серг\й собралъ всю свою брат\ю и возносилъ молитвы сердечные за успёхъ великаго тёла. Тёломъ стоялъ онъ на молитвё, а духомъ былъ на полё Куликовомъ, прозрёвая очами вёры все, что совершалось тамъ и какъ очевидёцъ видёлъ и называлъ павшихъ воиновъ по имени, самъ произносилъ за нихъ заупокойные молитвы со всей брат\ей. Наконецъ, онъ возвёстилъ со­вершенное поражен\е враговъ и прославилъ Бога, даровавшего побёду православнымъ.

Заботы и молитвы Печальника русской земли продолжались и далёе. На рукописи, написанной въ 1380 г, говорится о томъ, что мё­сяца сентября въ 21-й день - памяти апостола Кодрата симоновск\й архимандритъ Феодоръ пр\ёзжалъ изъ Москвы съ тревожной вёстью, что Литва грядетъ съ агаряны на Москву. Племянникъ все повёдалъ Препо­добному. Опять горячо молились Богу о помощи и направили кела­ря Никона въ Рязань, чтобы предотвратить новое кровопролит\е. И разкаялся въ этотъ разъ князь Олегъ съ боярами своими и, имёя на­готовё войско, оставилъ его и «отбёжа отъ града своего Рязани къ Ягайло Литовскому, котораго уговорилъ уйти къ себё на родину. Вотъ кому обязана Русь своимъ спасен\емъ и послё Куликовской битвы и тутъ. Преподобный Серг\й явился заступникомъ Руси и предупредилъ страшное кровопролит\е родной братской крови. Велик\й князь послё побёды съ многими воинами опять прибылъ въ обитель Троицы, чтобы воздать благодарен\е Богу, повёдать старцу о Богодарованной побёдё и поблагодарить за молитвы. Разсказавъ о героё-инокё, князь промолвилъ: «Если бы, отче святый, твой послушникъ Пересвётъ не убилъ татарина-богатыря, сколь бы мног\е изпили отъ него чашу смертную! И безъ этого великое множество христ\анскаго воинства избито татарами, помолись о нихъ, честный отче». И стали съ тёхъ поръ пёть панихиды и служить заупокойные литург\и по всёмъ уб\еннымъ на Куликовомъ полё предъ 26 числомъ октября, въ Дмитр\евскую субботу.

Князь надёлилъ монастырь Серг\евъ щедрыми дарами, разлилъ много милостыни народу и при пособ\и Преподобнаго Серг\я устроилъ Стромынск\й Успёнск\й монастырь на рёкё Дубенкё, гдё ученикъ Серг\евъ, Савва, сталъ настоятелемъ. На мёстё захоронен\я въ селё Монастырщина въ память побёды надъ Мамаемъ построенъ монастырь въ честь Рождества Богородицы, куда Серг\й пожертвовалъ царск\е врата. Велик\й князь увидёлъ въ Преподобномъ Серг\и, мудраго со­вётника и теплаго молитвенника и обращался за помощью въ дёлахъ государственныхъ, пожелалъ быть возпр\емникомъ отъ купёли крещен\я своихъ дётей Юр\я, родившегося 26 ноября 1374 г. и Петра, родив­шегося 29 \юня 1385 г.

Много раздоровъ было между князьями и только угодники Бож\и умиротворяли князей. Преподобный Серг\й призывалъ къ миру рос­товскихъ князей, Нижегородскихъ въ 1359 и въ 1365 г., когда пришлось затворить всё храмы до умирен\я.

Много хлопотъ было съ тверскимъ княземъ Михаиломъ Александрови­чемъ, который нёсколько разъ призывалъ Ольгерда Литовскаго, жена­таго на его сестрё, противъ Москвы и совётъ Преподобнаго всёми силами русскихъ княжествъ смирить 'Гверь, привелъ къ миру съ Тверью передъ самымъ Мамаевымъ побоищемъ. Еще безпокойный сосёдъ хитрый Олегъ Рязанск\й нарушалъ договоры, входилъ въ союзы то съ Ольгердомъ, то съ Тверью, то съ Мамаемъ и Тохтамышемъ.

Осенью 1385 г. Преподобный ходилъ въ Рязань, смягчилъ сердце су­роваго Олега и «взялъ съ великимъ княземъ Дмитр\емъ вёчный миръ и любовь въ родъ и родъ». Этотъ миръ скрёпили семейнымъ союзомъ - Феодора Олеговича и Соф\и Дмитр\евны. Такъ пробуждалось сознан\е единен\я подъ властью Москвы среди всёхъ княжествъ русскихъ, чтобы общими силами сбросить иго Орды и хранить Вёру Православную.

Преподобный похоронилъ побёдителя татаръ Дмитр\я Донскаго, умершего 19 мая 1389 г. и несъ свой крестъ, служа родной Руси. Онъ несъ сначала крестъ дёятельный - время борьбы съ ветхимъ человёкомъ, съ самимъ собою и съ врагами спасен\я, м\ромъ и д\аволомъ. И когда вошелъ въ покой мира Христова, открылся крестъ созерцательный въ благодати путеводя уже другихъ ко Христу.

Преподобный имёлъ даръ чудотворен\й, пророчества, утёшен\я и назидан\я, совёта и разума духовнаго.

Преподобный Серг\й въ трапезё духомъ увидёлъ святителя Стефана Пермскаго и услышалъ духомъ его привётств\е на большомъ разстоя­н\и и сдёлалъ поклонъ ему къ западу, помолвилъ: «Радуйся и ты, пас­тырь Христова стада, и миръ Бож\й да пребываетъ съ тобой!» Еще болёе высокой благодатное состоян\е богоносной его души чувство­валось въ святёйш\е минуты Божественной литург\и. Въ это время молчальникъ Исаак\й видёлъ чудный пламень, изходящ\й отъ Препо­добнаго въ минуту благословен\я. Видёли Ангела въ видё чуднаго въ блистающихъ ризахъ мужа, сослужащего на литург\и и шедшего на маломъ входё съ Е`ангел\емъ вслёдъ за Серг\емъ. Ангелъ Господень все­гда при совершен\и Божественной литург\и сослужилъ Преподоб­ному. Видёли при служен\и Преподобнаго какъ небесный огонь схо­дилъ на Святые Тайны въ минуту ихъ освящен\я, какъ этотъ огонь ходилъ по святому престолу, озаряя весь алтарь, обвиваясь около святой трапезы и окружая всего священнодёйствующего Серг\я и вошелъ внутрь святаго потира и угодникъ Бож\й причащался этого огня «неопально, какъ древле купина неопально горёвшая не сгорёла».

Однажды Преподобный усердно молился Царицё Небесной и его чистое сердце горёло благодатнымъ огнемъ и смиренный умъ былъ по­груженъ въ созерцан\е и видёлъ онъ Пречистую съ апостолами Петромъ и Iоанномъ Богословомъ, посётившую обитель и обёщавшую из­браннику Своему неотступно быть отъ мёста сего и покрывать оби­тель Своимъ чуднымъ Покровомъ. Не гадан\емъ, не въ сонномъ видён\и, а наяву видёлъ онъ Бож\ю Матерь и это было вёнцомъ его подвиговъ здёсь на землё.

Вся вселенная видёла въ Преподобномъ Серг\е истиннаго человёка Бож\я - земнаго ангела и небеснаго человёка, въ которомъ, какъ и въ древнихъ подвижникахъ и святыхъ дёйствовала всемогущая сила Бо­ж\я. Онъ былъ Обителью Пресвятыя Троицы, и какое глубокое сми­рен\е, дётская простота, незлоб\е, духовное разсужден\е пре­бывали въ немъ, отображая въ немъ земную красоту Его души, которая с\яла, яко солнце. Какъ корабль при тихомъ плаван\и приближается къ своему доброму пристанищу, такъ и Преподобный Серг\й приближался къ переходу въ вёчность къ Господу славы. За полгода впередъ Господь открылъ Ему день отшеств\я, и Богоносный Серг\й собралъ брат\ю, передалъ откровен\е Бож\е и передалъ управлен\е обителью первому ученику своему и помощнику Никону, а самъ сталъ безмолвствовать.

Въ послёдн\е минуты предсмертные онъ собралъ брат\ю и преподалъ завёщан\е шествовать Его путемъ въ небесные обители, пребывать всегда въ Православ\и и вёрё апостольской, хранить единомысл\е, блюсти чистоту душевную и тёлесную и любовь нелицемёрную, уда­ляться отъ злыхъ похотей, имёть умёренность въ пищё и пит\ё, страннолюб\я не забывать. Въ своей прощальной бесёдё со всей силой отеческой любви сообщалъ онъ спасательные правила иноческаго жит\я. Всёхъ поручилъ Всемогущему Господу и Его Пречистой Ма­тери.

Наши рекомендации