С признанием надо обращаться осторожно
Сказав все то, что я сказал о признании, я должен сказать и слово предупреждения. Если только ваши дети не уверены абсолютно в том, что вы безоговорочно принимаете их, похвала и признание могут стать средствами манипулирования. Ребенок может сделать исполнение обязанностей самоцелью, размышляя примерно так:
"Если я хорошо сделаю работу... если получу пятерки... тогда мои родителя будут ценить меня".
Когда человек делает достижение успеха основой своего существования, у него неизбежно возникает чувство вины. Я часто спрашиваю у родителей, чувствовали ли они себя когда-нибудь виноватыми, если им что-то не удавалось сделать. Почти все отвечали утвердительно.
"Почему? — спрашиваю я. — Какое отношение это имеет к нравственному поведению?"
Они понимают, что именно я имею в виду. Когда нам что-то не удается сделать, мы действительно ощущаем не столько вину, сколько стыд. И это чувство стыда приводит к тому, что мы просто не хотим принять самих себя. Это происходит из-за того, что в действительности наша жизнь построена на постоянном исполнении каких-либо обязанностей. Именно это и происходило со мной: я рос, всегда стараясь выполнить задачу, всегда стараясь получить одобрение других людей — то одобрение, которого я не получал от моего отца.
Вот почему я из кожи вон лезу, чтобы сначала сделать своих детей признанными, а потом уж высоко ценимыми. Например, двое моих старших детей — Келли и Син — всегда были отличниками. Когда они приносят свои табели, я стараюсь с каждым из них в отдельности поговорить о том, чего они достигли.
Эти беседы стали чем-то вроде ритуала, в котором я всегда внушаю им уверенность в том, что хотя я, конечно, ценю то, что они получают отличные отметки, я хочу, чтобы они всегда знали: "даже если вы и не получите высших оценок, я все равно буду любить вас".
Недавно, когда я начал произносить перед Сином свою речь, он буквально потряс меня, сказав:
"Я знаю, папа. Если даже за всю свою жизнь я не получу ни одной хорошей оценки, ты все равно будешь любить меня".
"Это так, " — ответил я.
И тогда Син улыбнулся и сказал, хитро поблескивая глазами:
"Но разве ты не рад, что я отлично учусь?"
Должен признать, что он меня поймал, но я и не возражал. Во Второзаконии 10 Господь Бог сказал детям Израилевым, что Он дает им заповеди для их собственного блага (стих 13). И именно так я и хочу воспитывать своих детей: делая для них то, что для меня нелегко, но что всегда послужит для их собственного блага и развития.
"Да, — сказал я Сину, — Я рад, что ты получаешь все высшие оценки, потому что ты студент-отличник. Если ты получишь тройку или четверку, я расстроюсь, и мне придется принять определенные меры для того, чтобы помочь тебе улучшить оценки. Если ты способен отлично учиться, а я позволю тебе получать тройки и четверки, значит я не делаю для тебя всего, что могу".
С Кэти все было иначе. Мы с Дотти не нажимали на нее, не заставляли получать только отлично, потому что она скорее средняя ученица. Как же мы узнаем о том, насколько различны способности наших детей? Мы наблюдаем за ними, работаем вместе с ними и поощряем их. Мы всегда хорошо представляем, над чем они работают в школе и как они с этим справляются.
Мы также разговариваем с их учителями. Дотти и я, мы всегда старались, чтобы у нас были отличные отношения с учителями наших детей. Мы всегда ценили их вклад, а они ценили нашу заинтересованность. Учителя наших детей знают, что мы заинтересованы, и что они могут сказать нам правду.
Я хочу, чтобы Син и Келли поняли, что если я допущу, чтобы во время учебы в средней школе они получали мало или вовсе не получали отличных оценок, то я подведу их, и они будут расплачиваться за это всю оставшуюся жизнь. То же самое относится и к Кэти. Если мы дадим ей возможность завязнуть и не получать тех отметок, на которые она способна, мы также подведем и ее.
Предоставьте им свободу добиваться
Конечно, надо признать, что граница здесь очень тонкая. Но лучше всего, чтобы не нарушить ее, начать с принятия, а затем перейти к признанию. Сделайте так, чтобы ваши дети почувствовали себя в безопасности, почувствовали, что их любят, почувствовали свою значимость, чтобы ваши дети знали, что у них есть право на ошибку. Тогда им будет легче расслабиться и полностью реализовать свой потенциал. Получают ли они отметки в школе, участвуют ли в спортивных соревнованиях или занимаются любой другой работой, они делают это, ощущая, что они чего-то стоят, а не предпринимают отчаянные усилия для того, чтобы добиться одобрения. Мне всегда нравится говорить следующее:
"Я ценю усилия, которые делает мой ребенок