Как нам не удается сделать человека человеком
Я мог бы привести статические данные, показывающие все большее давление на семью за последние несколько десятилетий. Еще в 1970 году организованная в Белом Доме конференция по проблемам воспитания детей оформила свои выводы в документе под названием "Доклад президенту", в самом начале которого говорилось, что семьи Америки, а, следовательно, и ее дети находятся в глубоком и повсеместном кризисе, что ставит под угрозу само существование нации.
В докладе отмечалось также, что мы все, как нация, присутствуем при "всеобщем невнимании к детям" со стороны родителей, что приводит к прерыванию процесса становления человека человеком. Если это не остановить, "... результат будет один. Все более быстрый и всеобщий рост отчуждения, апатии, потребления наркотиков, преступности и насилия среди молодежи и юношества во всех сферах жизни. Мы стоим перед наступлением общественного уклада, отвергающего детей и страшащегося своей молодежи. Нам надо изменить свои жизненные установки, чтобы привести людей назад к детям, а детей назад к жизни народа". 6
Конференция Белого Дома по проблемам воспитания детей опубликовала свои материалы свыше двадцати лет назад. Но изменилось ли для семей что-нибудь в лучшую сторону? Как мы видим, предсказания "Доклада президенту" становятся реальностью. В середине 80-х годов я беседовал с д-ром Генри Брандтом, известным христианским психологом, рассказавшим мне о своей работе в миссионерских организациях, отбиравших кандидатов для служения. Он сказал: "Десять лет назад годным для служения оказывался один человек из трех кандидатов. Сегодня один из десяти".
На мой вопрос о причинах такого резкого падения числа пригодных для миссионерского служения людей он ответил, что во многих случаях кандидаты получают отказ из-за своей "эмоциональной внутренней неустойчивости, вызванной нездоровой обстановкой в семье".
Как "созависимость" стала частью нашей жизни
Объяснение Генри Брандта причин непригодности многих кандидатов к миссионерской деятельности вызывает в памяти слова, которые часто слышишь во многих церквах: дисфункциональная семья, созависимость, приспособляемость, "токсичные" родители.
По словам д-ра Фрэнка Минирта и д-ра Пола Мейера, основателей клиники "Минирт-Мейер", термин "созависимость" появился несколько десятилетий назад, когда начали предприниматься попытки помочь алкоголикам и их семьям. Алкоголик зависим от алкоголя, и семья в свою очередь становится зависимой от его (или ее) алкоголизма. Члены семьи алкоголика сами могут и не употреблять алкоголя, но впадают в зависимость от него по-иному.
Общество Анонимных Алкоголиков добилось значительных успехов в излечении от алкоголизма, используя свои знаменитые "Двенадцать шагов", но очень быстро выяснилось, что через несколько месяцев после того, как алкоголик переставал пить, его семья часто распадалась. Семья приспосабливалась к алкоголику и зачастую в какой-то форме даже поощряла его пьянство, хотя и считала, что предпринимает честные попытки остановить его. Суть вот в чем: алкоголики зависят от алкоголя, и семьи становятся зависимыми от алкоголизма вместе с ними. 7
Разумеется, созависимость может вызвать употребление алкоголя или наркотиков, но к ней может привести и любое другое неумерное пристрастие (любые вещи или поступки, доводимые до крайности). Согласно Минирту и Мейеру созависимость может возникать в отношении людей, поведения или каких-то вещей, когда человек с помощью внешнего контроля пытается подчинить людей или события своим внутренним чувствам. 8
Буквально созависимость означает "зависимость вместе". Во многих случаях созависимость человека становится результатом его отношений с родителями или огромного пробела, которым стало детство в его жизни.
Сколько же людей подвержены созависимости? Статистика говорит нам, что пятнадцать миллионов американцев зависят от алкоголя или наркотиков и что каждый из них оказывает серьезное влияние, по крайней мере, на четырех из окружающих его людей: супругов, детей, сослуживцев. Это означает, что шестьдесят миллионов людей страдают от последствий употребления наркотиков и алкоголя других пятнадцати миллионов.
Кроме алкоголя и наркотиков, миллионы других американцев подвержены созависимости, вызванной работоманией, чрезмерным увлечением чем-то, сексуальными злоупотреблениями, неумеренностью в еде, склонностью сорить деньгами или слишком строгим или формалистским подходом к жизни. Минирт и Мейер отмечают: "Учитывая, что около ста миллионов американцев двух поколений страдают от проблем созависимости, можно говорить о всеобщей эпидемии. Размах несчастий, отчаяния и пустоты в жизни превосходит понимание". 9
Моя работа среди молодежи и родителей не дает мне оснований сомневаться в правоте Минирта и Мейера. Созависимых людей миллионы. Многие попались в капканы наркотиков и алкоголя, но других преследуют голоса из детства: "Будь настойчивей! Ты все делаешь не так!"
Другие не могут отделаться от ощущения, что они никому не нужны, потому что родителям не хватало для них времени. Многие до сих пор слышат голос: "Я буду тебя любить, если ты будешь делать то, что тебе говорят".
По мнению Минирта и Мейера созависимость не ограничивается одним поколением — проблемы одного поколения переходят к другому, и процесс будет продолжаться, если его не остановить. Моисей имел в виду ту же проблему, когда говорил, что грехи отцов унаследуют дети до третьего и четвертого рода (см. Исход 34: 7; Второзаконие 5: 8-10; 6: 1-2).
Можно пересказать известное стихотворение Дорати Нолт, показывающее, чему учатся дети в жизни:
Если дети живут в обстановке критики, Они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, Они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, Они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, Чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. 10