Радикальная любовь как средство евангелизации
Вторая причина, по которой Бог призывает нас быть радикальными, настроенными на невозвращение обид любителями прогуляться две мили заключается в том, что ничто более не способно оставить такой глубокий след в жизни духовно ожесточенных людей, мужчин и женщин, чем возможность увидеть радикальную любовь в действии. Если вы уже знаете любовь Иисуса Христа лично, то способны ночами лежать без сна, размышляя о том, как вы можете повлиять на жизнь людей так, чтобы и они могли прийти и насладиться тем, что вы когда-то нашли. Может быть, вам следует надеть рубашку со стоячим воротником? Или прицепить к бамперу вашей машины христианскую наклейку? Или, может быть, положить на стол в вашем офисе большую Библию? Сообщить всем вокруг о том, что вы не покупаете и не смотрите фильмы явно эротического содержания? Иисус говорит, что если вы действительно хотите оказать на чью-то жизнь серьезное, продолжительное влияние, покажите им радикальную любовь. Такого рода любовь содержит в себе такую огромную, непреодолимую силу, что она способна вскружить головы даже самых бессердечных и огрубевших людей. Они просто не могут понять, почему вы пренебрегаете своими правами и позволяете кому-то вами воспользоваться.
Иисус проявлял радикальную любовь всю свою жизнь. И в конце Он принимал избиения, не говоря ни слова. Он «проглотил» жестокие удары, никого не проклиная. Когда гвозди пронизали Его руки и ноги, Он не повернулся к людям, которые это делали, и не сказал: «Вы сгниете в аду за то, что сейчас делаете!» Нет, но вместо этого Он сказал: «Отец, эти люди важны для Тебя. Не вмени им преступления сего. Прости их, если возможно».
Когда Иисус умер, стоящий рядом мужчина, внешностью и характером похожий на Клинта Иствуда, жестокий римский офицер, не выдержал и воскликнул: «Истинно, этот Человек был Сыном Божьим!» Я сомневаюсь, что этому служаке когда-либо доводилось слышать или изучать теологию, но в тот момент Он был сломлен силой радикальной, не требующей возмездия, готовой пройти две мили любви.
Вход в Присутствие Христа
Третья причина, по которой Бог просит нас проявить такого рода любовь, заключается в том, что она способна объединить душу и сердце человека, решившегося ее применить, с Божьим сердцем.
Я знаю человека, которому удалось добиться необыкновенного взаимопонимания и связи с Богом. Он не был рожден таким; ему удалось так приблизиться к Богу исключительно при помощи применения радикальной любви. Некоторое время назад, он и его отец были миссионерами в далекой земле. Представители одной религиозной секты спросили его отца, могут ли они с ним помолиться. Он с готовностью согласился, и они назначили время. Когда время подошло, эти люди приехали, и они вместе отправились в закрытое помещение для молитвы. Внезапно мой друг услышал сильный шум. Забежав в комнату, он увидел своего отца, истекающего кровью на полу. Посетители, вместо того чтобы молиться, зарезали его.
Этот молодой человек вопреки своей печали принял решение посвятить себя достижению той самой религиозной секты, представители которой запланировали убийство его отца. Если бы он даже и оставил служение, никто бы не решился его обвинить. Но вместо того чтобы все бросить и уйти, он продолжил труд, который начал его отец, и в процессе проявления радикальной любви к убийцам своего отца он научился чувствовать присутствие и силу Христа настолько сильно, как никогда раньше не чувствовал.
Когда вы терпите пощечины, сдаете свои законные права и соглашаетесь нести чужие вещи гораздо дальше того, что от вас требуется, вскоре вы обнаружите себя в глубоких водах с Христом. Поняв, что твердая почва ушла из-под ваших ног, вы прильнете к Нему. Вы почувствуете Его поддержку, как никогда раньше не чувствовали, стоя на твердой почве. Большинство людей так никогда и не покидают убежищ любви. Они боятся рискнуть и вторгнуться в глубокие воды радикальной, не требующей возмездия, готовой пойти дальше любви. Но ведь именно здесь и разворачивается основное действие. Именно здесь Божье присутствие и проявляется так сильно, чего люди, крепко-накрепко привязанные к берегу, даже представить себе не могут. Именно здесь люди получают возможность поближе взглянуть на Иисуса Христа, единственный совершенный пример радикальной любви, доступный для нас и для мира. Именно здесь умирает вражда и зарождается прочный, продолжительный мир.
Радикальная любовь часто бессмысленна. И это совсем не просто. Но это нечто такое, в чем мир всегда так отчаянно нуждался и продолжает нуждаться, сегодня даже больше, чем прежде.
Глава 10
ХАРАКТЕР ХРИСТОВ
Один из моих друзей как-то попросил меня поговорить с группой учащихся пятых и шестых классов, отдыхающих в лагере. Во время занятия с детьми, на котором я поделился простым посланием о том, как принять Христа, ко мне подошел мальчик лет десяти и спросил: «Вот вы говорили о том, чтобы мы попросили Христа войти в наше сердце. Прежде чем я это сделаю, можете ли вы рассказать мне, какой Он?»
Прекрасно понимая, что он рассчитывает услышать трехминутный ответ, а не курс духовной семинарии, я открыл мою Библию и обратился к десятой главе Евангелия от Иоанна. И вот что мы там прочли: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, оставляет овец и бежит, а волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец» (ст. 10-15).
Иисус — великий учитель. Прекрасно зная о том, что большинство людей мыслит некими образами, Он представляет Себя добрым пастырем. Понимая, что большинство людей не до конца понимают или имеют некое искаженное представление о том, для чего Он хочет прийти в их жизнь, Он начинает с того, что говорит о том, кем Он не является.
Не вор
«Я не подобен вору», — говорит Иисус. Основная цель вора заключается в том, чтобы проникнуть в ваш дом и найти нечто, обладающее значительной ценностью, за что он сможет получить хорошие деньги на рынке. Вы вряд ли слышали истории о том, чтобы воры уходили, прихватив с собой четыре кухонных полотенца, два напольных коврика и тюбик зубной пасты; воры ищут драгоценности, фамильные ценности, картины и электронное оборудование. В этом весь характер вора — найти что-то ценное и украсть.
Иисус же является прямой противоположностью вору. Он приходит не для того, чтобы украсть, но чтобы отдать. Он не взламывает замки в чью-то жизнь; Он стоит у двери и стучит. Если Его приглашают войти, Он ходит по дому, раскладывая дорогие вещи на полках, в шкафах и чуланах. Он наполняет жизнь человека всем, ради чего стоит жить: целью, удовлетворением, смыслом, любовью, миром, уверенностью, защищенностью и даже свободой.
Многие люди не понимают подобных намерений Иисуса. Они боятся, что Он хочет проникнуть в их жизнь и украсть радость жизни. Они уверены в том, что Он хочет ограничить их свободу и заставить жить в заключении, подобном заключению тюремному. Они подозревают, что Он хочет отнять у них удовлетворение и положить конец развлечениям и веселью. Иногда эти люди приходят ко мне и говорят: «Я чувствую, что Бог хочет еще сильнее контролировать мою жизнь, а я не хочу Ему этого позволять. Я противостою Ему».
Обычно я говорю им: «Не волнуйтесь — вы победите. Вы можете не пускать Бога в свою жизнь. Заприте дверь, повесьте решетки на окна и закройте свой разум. Вы можете остановить Его». Но я также говорю им о том, что они просто не понимают того, кто такой Иисус. Он не вор, Он антивор. Он будет терпеливо стучать до тех пор, пока вы сами не откроете, но потом Он войдет и даст вам «вагон и маленькую тележку» наиболее драгоценных вещей, существующих в этой жизни.
Христос является вашим возлюбленным, влюбленным в вас буквально всем сердцем: Он любит вас за то, что может вам дать, а не за то, что может от вас получить. Если вы снимете решетки с окон, отопрете двери и широко их распахнете, так, чтобы Он мог войти, Он наполнит ваш дом всем необходимым для того, чтобы в нем было тепло, красиво и приятно жить.
Два типа пастухов
Таким образом, Иисус является пастырем, а не вором. Но, как известно, существует два типа пастухов — владельцы и наемники. Наемник получает дневную или почасовую оплату взамен на выполнение требований нанимателя. Он склонен делать только то, что от него требуется, чтобы ему заплатили зарплату, но ни на йоту больше. В случае с наемником не существует ни эмоций, ни сострадания, ни удовлетворения, ни сверхурочного труда, ни принципа «второй мили».
В то время когда я учился в колледже, я сам был наемником. Я работал на мясника, помогая ему рубить головы курам. Это была моя работа, ни больше, ни меньше. Время от времени мой хозяин говорил: «Билл, завтра у нас распродажа. Как тебе кажется, ты мог бы остаться немного подольше сегодня?» Я пытался отвечать очень вежливо, но про себя думал: «Мне наплевать, что у вас завтра, хоть пожар; в пять часов ноги моей здесь не будет». Таково отношение наемника.
Отношение же владельца бизнеса отличается кардинально. Когда перед производственной компанией моего отца вставала задача доставить крупную партию овощей к определенному сроку чуть ли не на другой конец страны, обычно он отправлял с грузом не наемного водителя, а меня и моего брата. Если возникала необходимость, чтобы посевные площади были вспаханы и подготовлены к посеву к четко обозначенному времени, он отправлял моего брата или меня, а не наемных работников, для выполнения поставленной задачи. Мы были собственниками и были заинтересованы в прибыли!
Каждый день в течение недели мне приходится ездить по дороге, по обочинам которой расположены многочисленные частные предприятия. С понедельника по пятницу на стоянках перед всеми этими складами и производственными фирмами нельзя найти свободного места. В субботу утром, однако, напротив каждого здания остается припаркованной только одна машина — и похоже на то, что в ста случаях из ста это машина владельца бизнеса. Почему? Потому что бизнес принадлежит ему. Он наверняка поднял его из ничего, и по этой причине он хочет очень внимательно отслеживать статистику, уровень выручки, сумму в банке и баланс. Он сильно печется об этом, чего никогда не смогут понять его работники.
Иисус — заботливый собственник. Мы не чьи-то, а Его овцы, и Он готов пройти многие мили только для того, чтобы найти лучшие пастбища. Он считает и пересчитывает нас. Он оберегает нас от опасности, и даже пожертвовал ради нас жизнью. Поскольку Иисус владеет нами и любит нас, Он отслеживает каждый наш шаг. Он знает каждую нашу боль, каждое сокрушительное разочарование, с которым мы сталкиваемся. Он влюблен в нас и готов сделать все необходимое для того, чтобы мы оставались в безопасности в Его стаде.
Сыновья и дочери, а не рабы
Иисус является нашим пастырем, и мы можем стать Его близкими друзьями. «Я знаю Моих и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца...» (Иоан. 10:14, 15). Иными словами, взаимоотношения между нами и нашим пастырем могут быть настолько же близкими, как и взаимоотношения Иисуса с Его небесным Отцом, — какая удивительная мысль!
Для того чтобы мы могли понять глубину и постоянство подобных взаимоотношений, в Библии для их описания дана еще одна иллюстрация. В Послании к Римлянам (8:14-17) Павел пишет: «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу...»
Иисус вовсе не хочет, чтобы мы Его боялись, как рабы боятся своих господ. С момента провозглашения независимости прошло уже более ста лет, и, вероятно, мы не сможем до конца прочувствовать, что такое быть рабом. Большинство из нас никогда не принадлежало человеку, который бы обладал над нами безраздельной властью, включая власть причинить нам вред, убить или разрушить наши семьи. Но все же большинству из нас приходилось сталкиваться с работодателями, и мы знаем, что значит бояться.
Несколько лет назад в самолете, направлявшемся в Лос- Анджелес, мне довелось сидеть рядом с человеком, который работал на широко известный международный конгломерат. Этот человек сказал мне: «Мы работаем на основании показателей квот. Если нам удается достичь определенного уровня продаж, который равен или превышает поставленные квоты, для нас в этой компании открываются перспективы и будущее. До сих пор, вот уже в течение одиннадцати лет моей работы на эту компанию, я с этим справлялся. Но в прошлом квартале они подняли мои квоты, и я не думаю, что мне удастся их достичь. Это значит, что я рискую потерять свою работу».
Одиннадцать лет преданного труда на компанию, а теперь, если он «провалит» поставленную перед ним задачу хотя бы с одной квотой, его уволят! Этот работник едва ли что-то недопонял — его ценность была тесно связана с производительностью; производительность должна улучшаться, а ошибки недопустимы. Иисус Христос говорит: «Я не хочу ничего из этого. Я не хочу, чтобы Мои люди были испуганными рабами. Я не хочу, чтобы они думали, что Я люблю их только из- за того, что они могут для Меня сделать. Я хочу, чтобы они знали, что Я люблю их за то, кто они есть, — они сыновья и дочери Божьи, Мои братья и сестры. Я не хочу, чтобы они боялись, что Я выброшу их на улицу по той или иной причине, Я хочу, чтобы они знали, что они теперь в Моей семье навсегда».
Наш приемный Отец
Несколько лет назад мы с Лайон взяли в семью восьмилетнего мальчика и трехлетнюю девочку. Из-за того что их родители были алкоголиками и находились в разводе, дети вот уже некоторое время переходили из дома в дом. Несколько месяцев они жили с нами, и мы очень их полюбили. Я купил мальчику игрушечную модель машины, и ему очень нравилось ее собирать. Он трудился над ней две недели и уже доделывал, когда я подошел и сказал ему о том, что завтра власти передают их в другой дом. На его глаза навернулись слезы, а потом он разозлился. Он сжал свою маленькую ручку в кулачок и ударил машинку по крыше, разбив ее на сотни маленьких кусочков. «Я чувствую себя, словно футбольный мячик!» — сказал он.
Все человеческие существа жаждут обрести крепкую, постоянную семью, но большинство из нас быстро узнают о том, что на земле это вряд ли возможно. Родители умирают. Пары разводятся. Дедушки и бабушки переезжают. Наши семьи неспособны восполнить нашего стремления и жажды по домашнему очагу, который остался бы с нами навсегда. Христос прекрасно знает о существовании этой нужды и восполняет ее, предлагая усыновить и удочерить нас в Свою семью. Он дает нам Свое имя - все мы называемся христианами. Он дает нам Свое наследие — вечную жизнь.
Я знаю несколько семейных пар, чьи сердца полны любви и которые только и жаждут того, чтобы сосредоточить всю эту любовь на малышах, ко по той или иной причине им никак не удается родить. Когда эти пары находят детей, которых могут усыновить, они испытывают сильнейший трепет и радость. Они не говорят этим детям о том, что им лучше бы соответствовать определенным ожиданиям, если они хотят с ними остаться. Они и не думают предупреждать их о том, что им позволено допустить три ошибки, и потом им грозит возвращение в приют. Они принимают их с распростертыми объятиями и полными любви сердцами просто потому, что они их любят. Они принимают их в свои дома навсегда, дают им свою фамилию и делают их законными наследниками. Точно так же поступает Бог, когда Он принимает нас в Свою семью.
Равно так же, как муж или жена, которые решили родить или усыновить ребенка, начинают планировать все, что с ним связано, еще задолго до его появления. Бог запланировал принять нас в Свою семью задолго до того, как мы осознали нашу нужду в Нем. Как Павел говорит в своем Послании к Ефесянам (1:4, 5): «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас через Иисуса Христа».
Бог говорит нам: «Мое сердце настолько исполнено любви, что Я хочу взять вас к Себе и сделать вас постоянной частью Моей семьи. Всякого человека — любой расы, цвета волос, вероисповедания, с любым уровнем воспитания и образования — ожидает радушный прием в Моей семье». Когда мы от всего сердца говорим: «Господь Иисус, я хочу быть частью Твоей семьи», наш переход считается завершенным, а наше усыновление — законным и постоянным. С этого момента и далее нами больше не движет дух рабства. Теперь мы сыновья и дочери Божьи.
Уверенность в Духе
В сегодняшней культуре мы буквально помешаны на законных документах. Когда вы женитесь, то получаете свидетельство о браке. Когда вы покупаете дом, то получаете свидетельство о собственности. Покупая машину, вы получаете регистрационные документы. Свидетельство, которое дал нам Бог, я считаю куда более важным и связующим, чем любой другой кусочек бумаги, — это повседневное и почасовое свидетельство Духа Святого, обращенное к нашему духу, о том, что теперь мы принадлежим Богу.
Бог не хочет, чтобы мы сомневались и колебались относительно того, с Ним мы или нет. Именно по этой причине «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Внутреннее свидетельство Духа поистине непостижимо. Я не могу этого объяснить и всегда четко описать, но я могу засвидетельствовать о том, что это нечто реальное. Когда люди, обращаясь ко мне, говорят: «Я не знаю, христианин я или нет. Я думаю, что возможно. Я надеюсь, что да», я начинаю беспокоиться, потому что Библия совершенно ясно говорит о том, что, когда вы отдаете свое сердце Господу, Он становится для вас реальностью, и вы совершенно точно знаете, что теперь принадлежите Ему (в качестве примера обратитесь к таким отрывкам Писания, как 2 Кор. 1:22; Еф. 1:13,14; 1 Иоан. 3:24; 4:13). Дух Святой живет внутри вас и непрестанно шепчет: «Будь уверен, ты часть Божьей семьи».
Дух также свидетельствует нам о том, насколько сильно Христос любит нас, — не как статистические данные в небесной переписи, не как голоса в бесчисленном небесном хоре, но как отдельных личностей, как людей, имеющих в глазах Божьих огромное значение. Он не желает, чтобы мы были робкими или пугливыми и чтобы мы жили под постоянной угрозой осуждения. Он желает, чтобы мы были очень хорошо осведомлены о даре, которым Он нас наделил, и о том надежном укрытии, которое мы находим в Его любви. Он любит нас точно так же, как нас любил бы наш брат, просто потому что Он таков.
Сонаследники со Христом
Некоторые люди воспринимают отцовство Бога и наше усыновление в семью Христа как некую красивую метафору, вдохновленный Богом речевой оборот, который помогает нам понять глубины Божьей любви. Это правда, но не вся. Бог буквально берет нас в Свою семью, доказательством этого служит то, что Он Сам предлагает разделить с Ним Свое состояние. «Если мы дети, то и наследники... сонаследники Христу» (Рим. 8:17). Вместе с Христом, Божьим возлюбленным Сыном, мы получим часть Его наследства!
Однако Павел добавляет: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (ст. 17). Когда Христос ради нашего блага пришел на землю, Он не получил никакой славы. Единственный раз Его возвысили над толпой, когда пригвоздили к кресту. Толпа восхваляла Его, но только до тех пор, пока все эти люди ошибочно полагали, что Он собирается уничтожить Римскую империю. Все в Иерусалиме знали, что Он умер подобно самому обычному преступнику. Только небольшая горстка самых близких Ему людей знала, что Он воскрес из мертвых и восшел на небеса. Этот Иисус, который приглашает нас присоединиться к Нему и стать Его братьями и сестрами в Божьей семье, также предлагает нам разделить с Ним и Его одиночество и страдания: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мат. 16:24).
Таким образом, предложение стать братом или сестрой Иисуса означает возможность разделить с Ним все. Это означает необходимость разделить с Ним Его послушание и страдания, равно так же, как и Его славную награду. Иисус сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мат. 12:50), и это Его высказывание было совершенно понятно Его первым слушателям, которые прекрасно знали о том, что ты не можешь оспаривать и претендовать на власть патриарха и считать себя частью Его семьи.
Требуется: характер
Что же нужно для того, чтобы исполнить волю Отца? Требуется смелость, чтобы стать частью семьи, которую весь окружающий мир не понимает. Требуется дисциплина, чтобы исполнить задания, которые Бог предначертал для Своих детей. Требуется видение, чтобы преодолеть неизбежные проблемы и увидеть то, что Бог делает в жизни Своих детей. Требуется терпение, чтобы оставаться со своими братьями и сестрами, когда гораздо проще было бы просто встать и пойти своей дорогой. Помимо всего прочего требуется любовь, чтобы скреплять Божью семью воедино, протягивать руку помощи и приглашать к себе других, — нежная, суровая, жертвенная, радикальная любовь.
Одним словом, для того чтобы исполнить Божью волю, требуется характер, — и, чудо из чудес, характер Христа, — это как раз то, что Бог предлагает нам в тот момент, когда мы робко говорим Ему о том, что хотели бы быть частью Его семьи. Павел пишет о том, что тех, кого Бог избирает быть частью Своей семьи, Он делает «подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29), Он дает им черты характера, подобные тем, что есть у их старшего брата, Иисуса.
Он делает это при содействии Духа Святого, Своего представителя в наших сердцах. «Мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Дух Святой пишет черты характера Иисуса в наших сердцах: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).
После усыновления и преобразования нас в образ Христа Бог предлагает нам взять свое наследие — то же самое славное наследие, которое предназначалось одержавшему победу Иисусу после Его воскресения. Иисус жаждет поделиться Своим наследием с нами. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им», — сказал Он о Своих учениках (Иоан. 17:22). Он не собирается Один оставаться в центре внимания. Вместо уто- го, написано, что: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Когда Иисус Христос явит Себя в Своей славе всему миру, Он приведет и нас — Своих братьев и сестер — вместе с Собой, чтобы мы могли разделить Его славу вовеки.
Чем больше я узнаю об Иисусе Христе, тем больше я Его люблю. Я все больше понимаю, что Он достоин всего моего посвящения, обожания и хвалы; Он достоин служения всей моей жизни. Он даятель, а не вор; Он собственник, а не наемник; Он отец, а не надсмотрщик; Он желает сделать меня частью Своей семьи и дать мне те черты характера, в которых я нуждаюсь для того, чтобы я мог жить послушно, успешно и счастливо, и сегодня и вовеки. Он желает иметь со мной личные взаимоотношения, которые продлятся целую вечность, потому что Его сердце переполнено любовью ко мне.
Если вы все еще не знаете такого Иисуса Христа, Бог жаждет Его вам показать. Он желает принять вас в Свою семью. Все, что вам нужно сделать, это просто сказать: «Господь, я грешник, который никогда бы не смог заслужить возможность стать частью Твоей семьи. Но благодаря тому, что Твой совершенный Сын Иисус умер за меня, я получил право на усыновление. Я хочу быть частью Твоей семьи. Спасибо за то, что принимаешь меня».
Если вы это сделаете, Бог примет вас в Свою семью в ту же минуту. Он не скажет: «Подожди несколько лет, пока твой характер не станет больше похожим на характер Моего Сына», потому что Он знает, что такие черты характера лучшим образом развиваются не иначе как внутри семьи, а не снаружи. Он примет вас таким, какой вы есть. И со всей Своей безграничной любовью, терпением и нежностью Он начнет лепить вас. Он пошлет вам Духа Святого в качестве живого свидетельства об усыновлении, и вы будете точно знать, что ваш статус Божьего ребенка отныне узаконен, постоянен и нерушим.
Многие мирские мыслители знают, что развитие характера является одной из наиболее важных задач, стоящих перед современным поколением. Без него вся наша нация, наши семьи и миллионы живущих вокруг нас людей подвергаются смертельной опасности; с ним становятся возможными и доступными сила и успех. Но развитие характера является сложной, трудновыполнимой задачей, приступать к которой следует не иначе как с твердой решимостью дойти до конца и плотно сжатыми зубами.
Черты характера часто бывает проще понять, чем привить. Подобно молодым растениям, они лучшим образом развиваются в теплой, питательной атмосфере. Это как раз то, что предлагает Бог: лучший из всех возможных примеров характера — Иисус Христос и лучшая из существующих школ характера — общение с Его Собственной семьей. Сегодня пора предпринять тот первый и робкий шаг смелости и сказать: «Да, Господь. Я хочу быть подобен Иисусу. Пожалуйста, прими меня в Твою семью и люби меня сильно до тех самых пор, пока я не стану подобным Тебе».