Хлопотливое время для ангелов
Годы земной жизни Иисуса были хлопотливым временем для ангелов-посланников. Когда наступила «полнота времен», то есть все было готово к рождению Иисуса, на Землю был послан ангел с особой вестью.
Этот ангел явился девушке, которую Бог избрал в качестве матери обещанного Мессии. Эту весть было поручено доставить не просто «какому-то» ангелу, но одному из главнейших - Гавриилу. Гавриил явился не только Марии, но также и Иосифу - человеку, который должен был стать Сыну Божьему, земным отцом. Ангел был послан возвестить Иосифу, что он может жениться на своей невесте, несмотря на то, что она беременна не от него.
А еще раньше Гавриил являлся священнику, служившему в храме. Этому священнику он принес весть подобную той, которая некогда была возвещена Богом Аврааму. У священника и его жены, людей уже пожилого возраста: родится сын, который должен будет стать «Илией», предшественником Иисуса. Подобно тому, как первому сыну Авраама ангел дал имя Измаил, сын священника был наречен Иоанном.
Мерилин Хики считает подобные «объявления о рождении» частью ангельского служения.6 Да, в тот год ангелам пришлось изрядно потрудиться!
Захария был обычным священником, который регулярно служил в храме, он был из священнического рода, и все его предки по мужской линии традиционно становились священниками. Можно было понять сомнения необразованных пастухов, когда те увидели ангелов, но священник должен был сразу поверить Гавриилу, когда тот объявил свое послание. Падший ангел — «ангел света» — не смог бы явиться в святилище, перед самой завесой. Можно было бы предположить, что Захария обрадуется посещению ангела. Захария, однако, больше руководствовался разумом, нежели верой. В отличие от Авраама, который «не помышлял». что сто тело и тело его жены стало уже старым, но поверил Богу (Рим. 4:19). Захария же исполнился недоверия. Он не почувствовал себя счастливым, не обрадовался, а напротив. Лука пишет, что Захария «смутился» и «страх напал на него».
Вместо того, чтобы поблагодарить ангела за чудесный Божий дар, он сказал: «...по чему я узнаю то? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Луки 1:18).
Ангел возразил ему на это: «...я Гавриил, предстоящий пред Богом...» (Луки 1:19).
Имел же он в виду следующее: «Тебе следовало понять из того, что ты видишь меня здесь, что я послан Богом. Как ты смеешь ставить под сомнение мои слова! Ты не веришь Богу Всемогущему, а не мне».
Захария «рассердил» ангела, но наказан он был всего лишь тем, что онемел до тех пор, пока у него не родился сын. Помните Валаама — ветхозаветного пророка? Он едва не погиб из-за того, что прогневил ангела.
Представляете, с каким чувством ходили ангелы по улицам Иерусалима и наблюдали с небес за Вифлеемом, дивясь, как люди могут оставаться такими спокойными в преддверии величайшего события?
Ощущали ли Мария с Иосифом присутствие ангелов, идя по пыльной дороге из Назарета в Вифлеем, когда Марин приблизилось время разрешиться от бремени? Я уверен, что ангелы окружали их со всех сторон.
Слышно ли было им шуршание крыльев в стойле — единственном уединенном месте, которое они могли найти? Воображаю себе, как толпились ангелы у яслей, в которых лежал младенец.
Ангелы наверняка сопутствовали Иисусу в течение Его земной жизни. Однако, единственное упоминание об ангелах до воскресения Иисуса мы находим по окончании сорокадневного поста (Матф 4:1-11) и во время молитвы в Гефсиманском саду в ночь ареста (Луки 22:43).
Сорокадневный пост означал не только полное воздержание от пищи, но и жизнь в пустыне среди диких зверей. Затем к Нему приблизился «зверь» куда более страшный, чем те, которыми населена Земля. После того, как Иисус устоял против соблазнов сатаны и тот «до времени» удалился от Него, сил у Иисуса, должно быть, практически не оставалось.
Матфей и Марк говорят об ангелах, почти как об участниках разыгрывавшейся драмы и вполне понятно, почему оба евангелиста как бы говорят дальше: «И тогда, разумеется, ангелы подошли, и стали Ему служить, (см Матф. 4:11; Марк 1:13). Слово «служить, в обоих местах текста по-гречески обозначено как diaconeo (от него впоследствии произошло слово «дьякон»). Симфония Стронга определяет его значение, как: «быть слугой» или «ждать в чьем-либо присутствии».7
Нам ничего не говорится, но вполне вероятно, что ангелы кормили Иисуса точно так же, как некогда они кормили Илию. Если же они не кормили Его, то, вероятно, укрепляли каким-то иным способом. Далее нам говорится, что Он вернулся «в силе духа в Галилею» и начал Свое служение, и весть о Нем разнеслась по всему краю (Луки 4:14).
Иисус часто упоминал ангелов в Своих речах. Он также много говорил и о служебных духах сатаны, речь о которых пойдет в другой главе. Авторы 'Основ пятидесятничкской теологии» пишут:
К Иисусу приводили людей, одержимых демонами. Из таких людей Он демонов изгонял (Матф 8:16; 9:32-33; Марк 5:2-13).
Иисус, разумеется, верил, что изгоняет демонов из подобных людей. Он также указывал, что этот факт является частью доказательства Его Божественной миссии на Земле (Матф. 12:26-28).8