Какие события вспоминаются в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа?
– В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк. 2:22–40).
На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли с Богомладенцем в Иерусалимский храм, чтобы по закону Моисееву (Лев. 12:1–8) принести за Него благодарственную и очистительную жертву.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Старец Симеон взял Богомладенца на руки, и, прославив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34–35). Этими словами предсказал старец страдания Матери Божией, на глазах Которой будет распят Ее Сын, а также то, что явление Христа станет предметом соблазна для неверующих и спасением для верных.
В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:37–38).
Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, то есть встречи Господа; и празднуется Православной Церковью 15 февраля (по новому стилю).
Праведный Симеон именуется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.
В день Сретения Господня отмечается День православной молодежи.
В чем духовный смысл праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа?
– Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков), – более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему».
Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15) и как Первенец Девы (Мф. 1:25) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом жертвенного служения: Воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя в жертву ради искупления человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:30–32).
Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием, Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем еще здесь, на земле, прежде неминуемой встречи в последний день на Суде. Пока такая встреча не произошла, человек остается «сидящим во тьме…и тени смертной» (Мф. 4:16).
На сороковой день после Рождества Богомладенца произошла еще одна встреча – Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный книгой Левит (Лев. 12:2–4), посвящение первородного сына Богу (Числ. 3:13), символический выкуп его (Исх. 13:13). Однако духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю. «Ныне» (Лк. 2:29) означает, что ожидаемое многими поколениями время прихода Мессии пришло. Вдохновенная речь старца Симеона полна хвалы и благодарения Богу за то, что исполнились сроки обетования.
Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычайно долго. Ему было обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией.