Преизбыточествующая радость Иисуса
Наш Жених, как и Отец, радуется безграничной радостью. Петр пишет об Иисусе, Который претерпел крест, а затем повествует нам о том, что явилось для Него поддержкой в этих испытаниях:
Ибо Давид говорит о Нем [об Иисусе]: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой... Ты [Отец] дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня [Иисуса] радостью пред лицем Твоим.
Деяния 2:25-28
В этом отрывке Петр, цитируя слова Давида (см. Пс. 15:8-11), говорит о трех качествах сердца Иисуса:
♦ Сердце Иисуса возрадовалось.
♦ Язык Иисуса возвеселился.
♦ Иисус полон блаженства.
Петр представил этот Псалом Давида как диалог между Иисусом и Отцом. Иисус заверил, что Он не поколеблется в мучениях на кресте, потому что Отец одесную Его. Его сердце возрадовалось, а язык возвеселился. Отец перед Своим лицом дал Сыну полноту радости. Когда Давид писал этот Псалом, он говорил о себе, но в день Пятидесятницы Петр под воздействием Духа Святого интерпретировал этот отрывок в применении к Иисусу Христу. Эти слова были даны Давиду для того, чтобы мы могли заглянуть в сердце Царя царей и понять, что Он переживал в процессе распятия и в воскресении.
При объединении этих двух отрывков (см. Пс. 15:8-11 и Деян. 2:25-28) апостолы получили откровение о личности Бога Отца. Мы можем заглянуть глубоко внутрь сущности Иисуса. Иисус является зеркальным отражением славы Отца и Его личности (см. Евр. 1:3). Поэтому когда мы видим сердце Иисуса, мы можем познать сердце Отца. Давайте взглянем на личность Иисуса в свете этих двух отрывков.
Радостное сердце Иисуса
Первое откровение об Иисусе, которое мы получаем в этом отрывке, состоит в том, что радость Его сердца берет свое начало в вечной реальности того, Кто Он есть. Когда Иисус в пятнадцатом Псалме, восемнадцатый стих, сказал, что Его сердце «возрадовалось», Он говорил не о сиюминутном ощущении блаженства в момент воскресения. Его радость началась также не в период Его жизни во плоти. И хотя в период Своей жизни в качестве Человека Он тоже испытывал радость и продолжал ее чувствовать в воскресении, она брала свое начало в бесконечном источнике радости, который нескончаем в вечности. Иисус Тот же вчера, сегодня и вовеки, а потому Он радуется сейчас, радовался и будет радоваться всегда.
В сорок четвертом Псалме, седьмой стих, говорится, что Иисус помазан елеем радости более, чем кто-либо другой из людей. Автор Послания к Евреям цитирует этот Псалом и утверждает, что в нем говорится о Человеке Иисусе Христе.
О Сыне: престол Твой, Боже, в век века; Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
Евреям 1:8, 9
Как видим, Иисус обладает большей радостью, чем любой из Его учеников или других людей за всю историю человечества. Он был помазан елеем радости Самого Отца, и Его помазание было больше, чем у кого-либо другого за все века. Да, Он испытывал гнев, огорчение и печаль. Но Его радость всегда преобладала над остальными чувствами. Она была Его главным, Его основным чувством и настроением. Отец мог указать на Иисуса и сказать: «Посмотрите на Моего Сына — Его сердце точно такое же, как Мое! Он испытывает те же чувствования, что и Я!»
Теперь представьте, если можете, с какими чувствами Иисус вошел в израильское поселение во время Своего земного служения. Перед моим мысленным взором предстают дети, бегущие к Нему, привлеченные Его улыбкой и глазами, в которых светится живая радость. Они восторгаются плотником из Назарета, новым проповедником в их краях. Детей обмануть невозможно. Если у вас камень за пазухой, они будут сторониться вас, даже если вы попытаетесь изобразить из себя доброго человека. Обратите внимание, похоже, они сторонятся Его учеников. Петр, Иаков и Иоанн стоят вокруг Иисуса с новыми значками на груди, на которых представлен их новый статус — «ученик Иисуса». Они считают себя большими людьми, но дети почему- то огибают их на пути к Иисусу. То же самое происходит с мелочными и непреклонными фарисеями. Сама мысль о возможности обнять этих людей была для детей абсурдной и даже пугающей.
Иисусу нравилось, когда вокруг Него толпились дети. Они, не задумываясь, пересекали невидимые границы и кидались к Нему в объятия. Им было все равно, что Он только что был занят исцелением человека. Представляю, как они обнимают Его за шею, а их мамы бегут вслед за ними, с ужасом и смущением укоряя их: «Сейчас же прекратите!
Это знаменитый проповедник, нельзя так вести себя с этим великим Человеком!» Воображаю, как немного позже мамы обсуждают это событие за обеденным столом: «Почему вы побежали к Иисусу? Вы даже не попросили у Него разрешения приблизиться к Нему?»
«Мама, но мы же видим, что Он любит нас! — отвечают детишки. — Он еще раньше подмигнул нам. Кроме того, Он такой чудесный!»
«Точно, — подтверждает другой, — когда Он пришел сюда, и рядом с Ним стояли все важные люди нашего городка, Он посмотрел на меня, и мне показалось, что Он с удовольствием бросил бы важные разговоры с важными людьми и вместо этого стал бы общаться только со мной».
Лука писал: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл .младенцам» (Лук. 10:21).
Я бы отдал все, чтобы увидеть Сына Божьего, излучающего из Себя потоки блаженства и восторженной радости! Насколько велика Его радость, когда незрелые в духовном смысле люди получают откровения. Ему нравится изумлять Своих детей Своей нескончаемой добротой к ним и щедростью.
Радостный язык Иисуса
Второй касающийся сердца Иисуса аспект, с которым мы знакомимся в пятнадцатом Псалме, в стихах с восьмого по одиннадцатый, и в Деяниях, вторая глава, в стихах с двадцать пятого по двадцать восьмой, утверждает, что язык Иисуса возвеселился. Его язык тоже был радостным. Мы глубоко ошибаемся, если думаем, что язык Иисуса в основном выражал суровые мысли. Да, Он мог говорить с непреклонностью и строгостью, но когда Он разговаривал со Своими детьми, Его слова были наполнены добротой и милосердием. В девятом стихе пятнадцатого Псалма эта же реальность выражена так: «Возвеселился язык Мой». Разве не удивительно, что Судья всех живых и мертвых — счастливая Личность? Как было бы ужасно, если бы Он говорил с чувством горечи и негодования и выражал бы отвратительное настроение! Но это не так. Его речь свидетельствует о преизбытке радости и блаженства. Его язык утешает и демонстрирует любовь. И, повторяю, истины об Иисусе совершенным образом отражают личность Его Отца. Язык Иисуса возвеселился, а значит, язык Отца также же выражает радость и чувство глубокого удовлетворения. В голосах Их Обоих сквозит торжество и восторг, и, возлюбленные, так будет всегда.
В девятнадцатой главе Книги Откровение, в стихах шестом и седьмом, мы видим огромное количество, миллиарды верующих, которые собрались вместе на стеклянном море для долгожданного брачного пира. Весьма примечательно, что история человечества завершится брачной вечерей Агнца, одним из немногих корпоративных ответов Церкви Иисусу, о которых говорится в Слове Божьем. В тот последний день мы осознаем до конца главенствующую роль Иисуса в истории. Его совершенное руководство одухотворит и даст жизнь Невесте, которая радостно скажет: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца». Другими словами, Невеста будет безмерно счастлива, когда все станет на свои места, и мы увидим, что Бог усмотрел все человеческие обстоятельства, все времена и события. Мы будем радоваться абсолютной, ничем не сдерживаемой радостью. Ликование будет переполнять нас и изливаться вовне.
Когда в жизни человека главенствует Иисус, его сердце всегда переполнено радостью. Исаия сказал, что когда мы поймем все сполна, тогда мы возрадуемся, и затрепещет и расширится сердце наше (см. Ис. 60:5). Наш Бог хочет, чтобы мы жили так уже здесь, по эту сторону вечности. Когда все идет по замыслу Иисуса, наши сердца переполняются радостью. Апостол Иуда сказал: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1:24).
Вы можете в это поверить? Иисус хочет, и Он обладает властью и способностью поставить вас пред Своим Отцом непорочными в радости. Я представляю, как в тот последний день передо мной явится ангел и скажет: «Ну, как ты себя чувствуешь? Наступил день Суда. Нервничаешь?»
Я отвечу: «Нервничаю? He-а, мне здесь очень нравится!»
Он может сказать: «Наступил последний день, и теперь откроется все сокрытое. Ты предстанешь перед Богом. Все, что ты делал, станет явным и будет открыто».
Я скажу: «Я знаю! Глубоко сожалею о некоторых вещах своей земной жизни. Но теперь я увижу Его лицом к лицу. Он прекрасен и полон радостного блаженства. Я ждал этого момента всю мою жизнь!» Нам нужно предвкушать небеса как место исключительной, несравненной и невообразимой радости.
А что думаете по этому поводу вы? Сжимаетесь ли от ужаса, когда вспоминаете о неотвратимости этого дня?
Или тревожитесь, что все узнают о том, как вы прожили свою жизнь? Может, боитесь, что Бог публично, перед всеми святыми будет упрекать вас за все грехи? Что вы чувствуете, когда представляете тот день? Если вы испытываете страх и ужас, они показывают, как вы рисуете себе образ Бога. Неужели вы попались на удочку дьявола? И поверили его лжи, нарисовав себе ложный портрет мстительного и угрюмого Спасителя? Тогда вам, наверное, захочется найти какой-нибудь темный чуланчик и отсидеться там до окончания Судного дня, чтобы выйти, когда пройдет этот жуткий судный процесс.
Или вы представляете себя со всех ног бегущим к Господу, чтобы обнять Его? Может, ваше сердце прыгает от волнения и радости? Можете ли вы представить Его довольство и восторг, который преобладает над недовольством? Вы можете представить Судный день, в который откроются самые добрые и смелые чаяния вашего сердца?
Иисус переполнен радостью
Давид упоминал и о третьем аспекте личности Человека Бога в пятнадцатом Псалме, одиннадцатый стих. В нем говорится: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек».
Я написал на эту тему книгу, она называется «Блаженство любви к Богу» («The Pleasures of Loving God»). Позвольте мне подробнее остановиться на некоторых моментах, относящихся к данной теме.
Как мы видели, Давид высоко ценил и понимал радость Бога и свойственное Ему блаженство и довольство. Он заглядывал в сердце Бога, наполненное радостью. Он говорил: «Из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35:9). Давид использовал поэтический язык, чтобы описать то, что Святой Дух открыл ему в области Божьих чувствований.
Но еще важнее увиденного Давидом интерпретация Петром этого стиха во второй главе Деяний, двадцать восьмой стих. Петр рассматривает все сказанное с точки зрения Иисуса. По сути, Иисус обращается к Отцу и говорит: «Отец, Ты дал Мне познать путь жизни. Ты сделал Меня счастливым в Своем присутствии». Но что значит для Второго лица Троицы испытывать полноту радостей в присутствии Отца? Это значит, что радость, как и блаженство, свойственна для личности Бога. Он есть Творец и Инициатор радости и счастья. Ложные, поддельные радости и удовольствия существуют только в царстве тьмы, потому что сатана видел, насколько эти чувства сильны и эффективны в качестве стимула. Но Бог есть Автор настоящего удовольствия и настоящего счастья. Они проистекают из самой Его сущности.
Когда Бог Святой Дух открывает человеческому духу сердце Бога, можно увидеть, что это ни с чем не сравнимое переживание и чувство в земной жизни и в грядущих веках. Это самое потрясающее удовольствие в мире сущего. Однако это чувство приготовлено нам не только для вечности, оно доступно нам уже сейчас. Бог показывает нам уже здесь явные признаки этого счастья. Он хочет мотивировать нас, наделить силой и защитить, давая нам в то же время возможность испытать эти удовольствия как некий залог грядущего блаженства. Глубокое удовольствие и искренняя радость становятся сильным стимулом. Когда враг подкрадывается ко мне, чтобы возвести обвинения на Бога, я вспоминаю то, что является, как я знаю, истиной. Я напоминаю ему: «Написано: Его сердце возрадовалось, Его язык возвеселился. Даже в моменты моей слабости Он преисполняется восторга, когда смотрит на меня». Враг пытается нашептать мне, что я безнадежный лицемер, что христианские принципы не действуют в моей жизни и что по сравнению с остальными христианами я полный неудачник. Но это все старая-престарая ложь, которую он вкладывает в уши всем остальным детям Божьим. Я отвечаю клеветнику тем, что написано в Слове Божьем о радостном сердце Бога и Его веселом языке. «Как небо выше земли, так беспредельна любовь Отца ко мне» (см. Ис. 55:8, 9). Я произношу эти слова Бога в ответ на обвинения сатаны и наполняю свое сердце и разум этими истинами.