Климат, необходимый для мотивации
Лидеры играют важную роль в мотивации других, поскольку они ответственны за создание климата, благоприятствующего мотивации. Рассмотрим ключевые моменты создания подобного климата.
Подчеркните важность дела. Дело, для которого работает группа,— очень важный мотивирующий фактор. Он привязывает последователей к лидеру. Он будит искренний энтузиазм. Он позволяет стойко выдержать испытания. Если ваши последователи потеряли из виду дело и цель и больше не знают, зачем они делают то, что делают, они перестают к чему-либо стремиться. Если мы не знаем, для чего трудимся, то нельзя говорить ни о какой мотивации.
Вот почему Иисус Христос постоянно напоминал о деле, которому Он служит. В начале Своего служения он призвал учеников словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4:19). А в конце земного служения Он сказал: «Идите, научите все народы» (Мф 28:19). От начала Своей работы с учениками и до возвращения на небо Он не переставал подчеркивать Свою цель. Его ученики разнесли Евангелие по всему известному тогда миру буквально за несколько лет — потому что они были мотивированы этой задачей.
Если вы лидер немотивированных последователей, то ваша задача — довести до их сознания смысл и значение вашего дела. Если вам это удастся, то вы достигнете высокого уровня мотивации у ваших последователей.
Дайте своим последователям понять, что они нужны для дела и играют в нем важную роль. Иисус Христос мастерски показывал последователям их необходимость и значение в исполнении Его задачи. Он говорил им: «Вы — соль земли... Вы — свет мира» (Мф 5:13-14). Он говорил не о Себе — о них.
Высокая оценка Иисусом Своих последователей — один из факторов, сделавших Его великим лидером. Он никогда не возвышал Себя в ущерб Своим последователям. Он постоянно их ободрял и поддерживал. Однажды Он сказал ученикам: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14:12).
Какое мотивирующее заявление! Всякий раз, когда я читаю этот стих, я вспоминаю своего школьного тренера по баскетболу. Я всегда восхищался его умением и знанием игры. Однажды во время тренировки он положил руку мне на плечо и сказал: «Если ты будешь упорно тренироваться, то со временем станешь играть лучше меня». Никогда не забуду, какое это произвело на меня впечатление. Я подумал: «Вот это да! Если благодаря тренировкам я смогу стать лучшим игроком, чем тренер, то я никогда не брошу тренироваться!» То же самое происходило в сознании учеников Иисуса, когда Он говорил им те слова.
Вы хотите мотивировать последователей? Дайте им почувствовать, насколько важно их участие.
Сосредоточьте внимание на их сильных сторонах, а не на слабых. Люди получают большее удовлетворение от своей работы и более мотивированы, когда они работаю в тех областях, где они сильны. Лидеры, стремящиеся создать благоприятный для мотивации климат, должны обращать главное внимание на сильные качества своих последователей, а не на их слабости. Тогда последователи не только будут сильнее мотивированы, но и будут работать более продуктивно.
Доктор Сэмьюэл Брэдбери работал в качестве консультанта по кросс-культурным взаимодействиям в одной миссионерской организации. Он занимал свою должность свыше 10 лет, и все в этой организации считали его блестящим консультантом, который мастерски готовил миссионеров для работы в среде самых разных культур.
Благодаря прекрасным результатам работы, ему предложили высокий административный пост в этой организации, и он его принял. Я впервые встретил д-ра Брэдбери на семинаре по менеджменту, который проводил у них. Во время перерыва на ленч он сказал мне: «Они послали меня на этот семинар, потому что пытаются сделать из меня менеджера, но это безнадежно». Во время нашего разговора я обнаружил, что он пребывает в подавленном состоянии. Он любил свою работу консультанта — специалиста по кросс-культурным взаимодействиям и в этом качестве достиг больших успехов, но он был плохим администратором и отнюдь не радовался возможностям и ответственности, связанным со своим новым положением.
К счастью, шеф Брэдбери признал свою ошибку и помог ему вернуться на прежнюю должность. Позднее Брэдбери сказал мне: «Если бы они не вернули меня на прежнее место, я бы наверняка ушел из организации. Я не создан для административной работы».
Шеф д-ра Брэдбери был мудрым лидером. Он знал, что человек более мотивирован и продуктивен, когда может использовать свои сильные стороны, и помог ему вернуться к прежней деятельности, где он принес организации максимальную пользу и был более удовлетворен работой.
Всегда направляйте усилия на проблему, а не на человека. Другой важный элемент создания атмосферы, благоприятной для мотивации, заключается в том, чтобы сосредоточить свои усилия на решении проблемы, а не на «воспитании» исполнителя. Если последователь допускает ошибку или неверно подходит к проблеме, то занимайтесь данной ошибкой и проблемой, а не личностью своего последователя.
Сосредоточьтесь на объективных сторонах неудовлетворительной работы члена команды и не занимайтесь его или ее характером. Обвинения личного плана (например, в лености) лишь заставят его или ее защищаться. Разбор проблемы приводит к положительным результатам; критика характера приводит к конфликтам и к снижению мотивации.