Чтобы быть хорошим лидером команды, надо быть ее хорошим игроком

Если вы лидер команды, то ваша задача — помочь последователям полностью раскрыть свой потенциал. Действуя таким образом, вы должны помочь им развить их сильные стороны и преодолеть слабые. Обращайте больше внима­ния на первое, а не на второе. У всякого человека есть слабости, и если в команде находятся слабые люди, то надо помочь сильным ее членам ком­пенсировать их недостатки. Команда наиболее продуктивна тогда, когда каждый имеет возмож­ность работать в той области, в которой он наиболее силен. Вы должны помочь каждому найти такую область и раскрыть в ней весь свой потенциал*.

*Подробнее о роли лидера см. в моей книге «Management A Biblical Approach». (Русский перевод: Раш М. «Менеджмент. Библейский путь».— М.: Логос.— 1991).

Резюме главы

Команда из двух и более человек совместно идет к общей цели. Команда может сделать больше, чем те же люди по отдельности, и качество ее работы будет выше. Единение вокруг общей цели и ее восприятие как совместного достояния ко­манды способствуют большей вовлеченности в дело. Лидеры должны знать, как создавать ко­манду.

Индивидуальное применение знаний

1. Вы возглавляете группу последователей или же команду?

2. Если ваша группа еще не является командой, то, что вы можете сделать, чтобы трансфор­мировать ее в команду?

3. Работая с людьми в вашей группе, определите сильные стороны каждого ее члена и составьте план наиболее эффективного их использова­ния.

Глава девятая

ИСКУССТВОМОТИВАЦИИ

Мой сын Рон во время учебы в школе и в колледже играл в хоккей. Я никогда не забуду одну из его школьных игр. В первые два периода он и его товарищи играли скверно. Они медленно передвигались по площадке; ни в нападении, ни в обороне они не были достаточно агрессивны и проиграли оба эти периода.

Однако, выйдя из раздевалки на третий пе­риод, они показались мне совершенно другой командой. Они перекатали противников. Они играли в наступательном стиле и, забив четыре шайбы, выиграли с перевесом в один гол.

Когда после игры я направился в раздевалку поздравить команду и своего сына, который забил две шайбы, я размышлял об огромной разнице между заключительной частью игры и первыми двумя периодами. Это были те же самые игроки, у них были те же способности, они играли против тех же противников. И тем не менее, не было никакого сравнения между тем, как они играли в первых двух периодах и в последнем.

Я спросил сына, в чем причина такой разницы. Он усмехнулся и ответил: «Мы немного погово­рили между собой. По некоторым причинам в начале игры мы не горели желанием сражаться, но в третьем периоде у нас появились реальные стимулы — и мы победили».

Лидер никогда не добьется победы, пока его последователи не будут иметь мотивации к ус­пеху. Школьная команда Рона продемонстриро­вала, что дело не в способностях последователей: если у них нет достаточных стимулов, они не разовьют своих способностей и не достигнут цели. Лидеры должны осознать, что одна из их главных функций — внушить мотивацию каждо­му из последователей.

Определение мотивации

Некоторых, даже самых эффективных, лидеров, иногда ставит в тупик вопрос, как добиться мотивации у отдельного человека или группы. После матча, о котором я говорил, я имел возможность побеседовать с тренером Рона. Ког­да я спросил его, в чем секрет такой отличной мотивации команды, он воскликнул: «Майрон, если б я знал! Если бы я это умел, мне бы не надо было больше ни о чем думать!»

Пока Рон принимал душ и складывал свои хоккейные доспехи, я разговаривал с его трене­ром о значении мотивации для раскрытия потен­циала команды. Он сказал: «Вот что самое удивительное в мотивации: то, что работает применительно к одному человеку или группе, не обязательно работает по отношению к друго­му». Он тренировал старших школьников более десяти лет и утверждал, что ментальная, психо­логическая подготовка в спорте так же важна, как мастерство и физические возможности.

То, что сказал о спорте тренер моего сына, относится ко всем сферам жизни. Мотивация связана с интеллектуально-психологической подготовкой человека или команды. Большинст­во лидеров отдают себе отчет в важности деталь­ного разъяснения последователям их задач, но многие на этом останавливаются и не готовят последователей психологически.

Мотивация — это внутреннее побуждение (стимул)у которое подстегивает нас к дейст­вию. Чем больше мотивация, тем сильнее по­буждение.

Принципы мотивации

У мотивации должна быть непосредственная цель. Мотивация всегда направлена на специфи­ческое действие. Чем больше мотивация, тем сильнее влияет стимул на способность достичь цели. Как вы помните, Рон после игры сказал:

«По некоторым причинам в начале игры мы не горели желанием сражаться». Это не озна­чает, что они не стремились победить. Какого бы спортсмена вы ни спросили, хочет ли он выиграть, он ответит «конечно!» и сочтет ваш вопрос глупым. Но мотивация всегда связана с эмоциями.

Запомните, что цель никогда не становит­ся реальностью без соответствующего уровня мотивации. Недостаточно правильно опреде­лить цели: многие верно их ставят, но ни­сколько не приближаются к ним. Для того, чтобы достичь цели, каждый член команды должен иметь высокую мотивацию. Для того, чтобы люди были мотивированы, они должны сосредоточиться на специфической цели сво­его действия.

Невозможно кого бы то ни было моти­вировать извне. Вы не можете мотивировать другого человека. Вы можете лишь обосно­вать потребность в мотивации и помочь со­здать условия для ее появления, но мотивация приходит изнутри каждого вашего последователя.

Это не значит, что лидеры не виноваты в том, что их последователи лишены мотивации. Лидеры почти всегда ответственны за это. Однако, как правило, чем больше вы стараетесь навязать мотивацию, тем меньше будут мо­тивированы ваши последователи.

Наши рекомендации