Организация, где ничего не требуется для того, чтобы в нее вступить, и ничего не требуется, чтобы оставаться ее членом
Иисус, знавший это, однажды при большом стечении народа сказал: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть моим учеником»*.
* Начало приводимого автором текста из The Living Bible выглядит так: «Всякий, кто хочет быть моим учеником, должен возлюбить Меня больше, чем отца, мать...» и т. д.— Приме. пер ев.
Иисус хотел, чтобы народ знал, какой самоотдачи Он требует от Своих учеников. Он не был заинтересован в количестве последователей — Ему нужно было качество, и поэтому столь высоки были Его требования. Иисус не оценивал Свой успех размерами следовавшей за Ним толпы.
Совсем иначе обстоит дело у традиционных лидеров наших дней. Для них успех зачастую измеряется именно размерами толпы и суммой пожертвований. Вообще сейчас очень мало говорится о самоотверженности и преданности делу.
И вновь я скажу о коммунизме в качестве современного примера того рода преданности и самоотверженности, который требовал от Своих учеников Иисус Христос. Несколько лет назад Билли Грэм на одном большом собрании зачитал широко известное теперь письмо молодого американца, студента колледжа, который во время своей поездки в Мексику увлекся идеями коммунизма. Студент писал своей невесте и объяснял, что он вынужден с нею расстаться из-за своей беспредельной увлеченности коммунизмом. Вот отрывок из этого письма:
Среди нас, коммунистов, высокая смертность. Мы те> кого расстреливают, вешают и линчую кого обмазывают дегтем и вываливают в перьях, кого бросают в тюрьмы и на кого клевещут, кого высмеивают и выгонят с работы, кому вредят любым способом и при любой возможности. Многие наши товарищи убиты или арестованы. Мы живем в полнейшей бедности. Мы отдаем партии каждый грош, который зарабатываем сверх того, что необходимо для поддержания жизни. Мы, коммунисты, не имеем ни времени, ни денег на кино, концерты, изысканную еду9 благоустроенное жилище, новые автомобили. Нас представляют как фанатиков. Мы и есть фанатики. Наши жизни отданы одной всепоглощающей идее —БОРЬБЕ ЗА ВСЕМИРНУЮ ПОБЕДУ КОММУНИЗМА.
Нашу философию жизни не купишь ни за какие деньги. У нас есть дело, за торжество которого мы боремся, есть ясная цель жизни. Наши маленькие личные «я» мы подчинили великому движению человечества. И если мы бедствуем, если наши личные «я» страдают от подчинения партии, то все эти потери полностью возмещает мысль, что каждый из нас, пусть совсем немного, способствует торжеству чего-то нового, истинного и лучшего для человечества. Если есть что-то, ради чего я готов умереть, то это коммунизм. Он — моя жизнь, мой бизнес, моя религия, мое хобби, моя возлюбленная, моя жена и любовница, мой хлеб и воздух. Я работаю для него днем и мечтаю о нем ночью. Благодаря ему я с годами расту, а не старею. Поэтому у меня не может быть дружбы, любви и даже простого разговора безотносительно к той силе, которая ведет меня и направляет мою жизнь. Людей, книги, идеи и поступки я оцениваю только с точки зрения пользы для дела коммунизма и их отношения к нему. Из-за моих идей я уже побывал в тюрьме и, если понадобится, я готов пойти на расстрел.
Хотите знать, почему коммунизм неуклонно распространяется по земному шару? Потому что его лидеры знают, какую мотивацию дать своим приверженцам, чтобы они преданно служили делу коммунизма. Не все те, кто верят в коммунистическую философию, становятся членами партии, а лишь те, кто самоотверженно работает ради этого дела.
ЕСЛИ ВЫ НИЧЕГО НЕ ТРЕБУЕТЕ ОТ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ТО ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТЕ ОТ НИХ ВЗАМЕН
То же верно и для христианства. В узкий круг Своих учеников, в число Двенадцати, Иисус Христос допустил далеко не каждого, кто верил в Него. Он очень избирательно подходил к тем, кого намеревался сделать лидерами.
Например, человек, из которого Иисус изгнал беса, попросил разрешения пойти с Ним. «Но Иисус не дозволил ему и сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились» (Мк 5:19-20).
Этот человек, конечно же, уверовал в Иисуса и желал стать одним из Его учеников. Однако Иисус не допускал всех желающих присоединиться к Двенадцати. Он был очень избирателен. И это один из признаков эффективного лидера.
Если ваша цель — покрасоваться перед большой аудиторией, то чем больше людей вы привлечете, тем лучше для вас. Однако если ваша цель — быть эффективным лидером и, как заповедал Иисус, учить последователей делать то же, что делаете вы, тогда вы должны ограничить число людей, которые становятся вашими учениками.
Прежде чем перейти к дальнейшему изложению, я хочу подчеркнуть, что вовсе не побуждаю вас ставить преграды людям, посещающим церковь или желающим к ней присоединиться. Христос умер за каждого из нас. И я хочу, чтобы каждый принял Иисуса как своего Господа и Спасителя.
Но мы должны помнить о новозаветных принципах лидерства. И, в частности, помнить, что, хотя Иисус проповедовал широким массам народа и желал, чтобы каждый уверовал в Него, Он был очень избирателен в том, что касалось круга Его учеников.
Иисус призывал последовать за Ним, но многие отвергли призыв по причине высоких требований, которые при этом предъявлялись. Иисус же никогда не снижал их уровень ради привлечения большего количества людей.
К сожалению, это не характерно для лидеров современного христианства. Когда мы измеряем успех числом последователей, то нередко склоняемся к тому, чтобы снизить требования и тем самым облегчить людям возможность к нам присоединиться,
Чем ниже требования к последователям, тем меньше их преданность делу. Чем меньше преданность последователей, тем меньше людей будут готовы на то, чтобы идти вперед и стать лидерами.
Вот почему мы часто видим церкви, полные народа, но не находим желающих преподавать в воскресной школе или работать сиделками. Если вы ничего не требуете от своих последователей, то ничего не получите от них взамен.
Резюме главы
В своей практической деятельности мы утратили подлинное значение слова «лидер», то значение, которое проявилось в жизни Иисуса Христа и ранней церкви. Когда лидер является лишь человеком, которого мы уважаем и достижениями которого восхищаемся, то это значит, что мы действительно потеряли новозаветную идею лидерства. Наша современная, «разбавленная» трактовка лидерства привела к тому, что мы требуем от лидеров много меньше того, что показал своим примером — как лидер — Иисус Христос.