Он и по сей день, рождён в хлеву
В библейские времена хлев был самым унизительным в хозяйстве местом, покрытым пометом и другими мерзостями, а зловоние было таким сильным, что хлев располагали как можно дальше от жилых построек. По современным стандартам, для животных он не подошел бы. То, что Господь славы выбрал такое место, чтобы войти в мир, — одно из самых глубоких откровений в Его посланиях человеку. Мы должны быть внимательны, чтобы не пропустить факт, что Он не перестал использовать подобные места для Своих появлений. Точно так же, как Господь выбрал Уэльс, самую маленькую область Британских Островов, Он позже избрал крошечную миссию на Азуза-Стрит и троих смиренных, но мужественных черных пасторов, чтобы изменить лицо современного христианства.
Человеческие доводы никогда не приведут нас в хлев, чтобы найти там Бога. Единственный путь, которым Он мог быть найден, — это откровение. Придут лишь те, кто ведом Духом. Это правило не изменилось. Тот, кто был рожден от Бога, обычно отвергает гордыню и человеческую самонадеянность. Господь никогда не давал жизнь истинному пробуждению из великих теологических центров или бастионов влияния: "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать" (Иаков 4:6). Чем более мы смиренны, тем большую милость мы можем получить.
После своего рождения Иисус воспитывался в самом презираемом городке и в самой презираемой нации Израиля.
Даже Его физический облик был таков, что Он не был ни для кого привлекателен (Исаия 53:2). Потом Он покинул мир после самой унизительной пытки и казни, придуманной низкими и безумными, падшими людьми. Это религиозное убеждение — глупость для обычного человека, и так будет всегда. Это никогда не привлечет тех, кто живет человеческой мудростью, или тех, кого привлекает гордыня политического влияния. Только те, кто любят правду больше всего на свете, пойдут за Ним на позор истинной веры.
Рождение, жизнь и смерть Иисуса рубят под корень человеческую мудрость и гордыню — плоды древа познания добра и зла. Это одно из самых мощных откровений, полученных мирозданием. Это самое сильное свидетельство характера и природы Бога. Когда мы приукрашиваем это евангелие, чтобы сделать его более привлекательным для обывателя, мы разрушаем силу учения, которое дает людям свободу, и мы сами начинаем сбиваться с пути. По этой причине Павел ни о чем больше не проповедовал: лишь о Христе и Его распятии. Он знал, что если люди придут с помощью другого послания, то их обращение будет фальшивым.
Чтобы увидеть деяния Господа, нам, возможно, придется пойти туда, где потребуется смерть нашей плоти или иногда нашей репутации. Мы должны иметь сердце Симеона и Анны, которые могли увидеть в ребенке спасение мира. Не будьте разочарованы, если плоды еще не очевидны, ищите зерно, которое станет плодом. Это не значит, что Его можно найти лишь среди бедных, жалких и отверженных, но это то место, где Его можно обычно найти. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Коринфянам 1:27).
Истинная вера никогда не привлечет плотскую натуру человека. Вера будет противостоять природе и подрубать ее корни. Как провозгласил апостол, «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галатам 1:10). Мы должны решить, кому мы собираемся угодить. Это будет или Христос, или человек, но никогда оба сразу. Если мы не хотим принять то, что представляется нам глупым с точки зрения обывателя, мы не желаем принять Того, что совершает Бог. И вновь церковь сталкивается с радикальным выбором: проповедовать ли учение, которое привлекательно для людей, оставляя их души в опасности? Или проповедовать учение, которое изменит их сердца и спасет души тех, кто смирится для принятия этого учения. И в Уэльсе, и на Азуза они избрали Бога, и целый мир выиграл от этого выбора.
Искры разлетаются
Уэльское пробуждение проявило свое мощное влияние в самых неожиданных местах. Приезжие проповедники и рядовые верующие, приехавшие увидеть «горящий куст», возвращались домой, чтобы разжечь костры в своих собственных церквах, миссионерских полях или городах. Новости из Уэльса ободряли христиан всего мира, и ничто так не разжигало евангелизм, как поддержка в церкви. А когда христиане чувствуют поддержку в своей вере, они не могут не поделиться той надеждой, которая живет в них. Один Господь знает, сколько душ было спасено для Царства Божьего с помощью костра, разгоревшегося в Уэльсе, разведенного горстью молодых дюжих верующих, которые стремились к Нему, отворяли двери для Него, а затем следовали за Ним.
Колонии в Америке, говорившие на уэльском наречии, и подобные колонии повсюду быстро воспламенились. Индия была охвачена огнем. Вся Британия была затронута и континент был охвачен волнами евангелистов, пасторов, учителей Библии и новых верующих, которые не могли усидеть на месте, обладая этой благой вестью, полыхающей внутри них. В Скандинавии до сих пор существуют сотни церквей, которые берут свое начало в уэльском пробуждении. Рис Хоуэлс, великий проповедник, был среди молодых евангелистов, которые пронесли пламя из Уэльса до миссионерских полей. Проповеднические и миссионерские волны омывали Африку и Азию, спасая души, взращивая новые церкви, библейские школы и колледжи по всей земле.
Молодой латышский студент из Сперджионс Колледж в Лондоне оставил учебу, услышав о Божьем огне в Уэльсе, и отправился в Суонси. Там на него снизошел Святой Дух. Это оказало столь сильное влияние, что, когда он вернулся в свою родную Россию, возрождение вспыхнуло и там. И через тридцать лет этот человек засвидетельствовал, что он все еще осознает воздействие уэльского пробуждения на свою паству, результатом которого были десятки тысяч пришедших к Христу и строительство двух сотен церквей в Восточной Европе. И, вероятно, подобные свидетельства можно получить от Божьих людей почти каждой нации на земле. Пламя, очевидно, сконцентрировалось в Уэльсе, но тепло его наполнило всю землю.
Пасторы Д.Р. и У.Дж. Уильямсы, основатели Апостольской Церкви в Европе, оба были обращены во время уэльского пробуждения. Эти люди пронесли пламя обращения в веру до своей смерти. Они оказали большое влияние на церковь в Европе и начали всемирное движение, посвященное возвращению к власти апостольской церкви. Это движение продолжается и по сей день, невозможно даже представить себе, какой была бы церковь двадцатого века без огромного влияния уэльского пробуждения. Несмотря на то, что некоторые деноминации не хотят признать, что уэльское пробуждение шло от Бога, очевидно, что на каждую церковь, на каждое движение и деноминацию повлиял и до определенной степени их изменил мощный Божественный взрыв, взрыв в среде непритязательных и нуждающихся людей.
Часть 2
Уроки уэльского пробуждения
Глава 12
Почему пламя разгорается
Первый и самый очевидный вопрос, который задают исследователи уэльского пробуждения, — это «Почему Господь сделал это там?» Джеймс Е.Стюарт сделал заключение, что Бог посылает Свое пламя туда, где оно наиболее вероятно будет подхвачено и получит распространение, что «Уэльс представлял из себя необходимое топливо». Это по меньшей мере одна из причин, которая влечет за собой другой очевидный вопрос: «Что же представляет из себя это необходимое топливо?»
Топливо — это дерево, которое достаточно сухо, чтобы легко загореться. И Писание и история свидетельствуют о том, что священное отчаяние предшествует новому начинанию. Господь ждал, пока Израиль дойдет до отчаяния в его рабской зависимости от Египта и возопит к Нему о помощи. С этого времени история Израиля представляет собой повторяющийся цикл: состояние благодушия и удовлетворенности при получении благодати, что приводило к впадению в ересь опять, что в свою очередь вело к рабству, что вновь вело к отчаянию и к обращению к Богу, это приводило к освобождению и получению благодати. Этот цикл также совершается и в истории церкви. Кажется, что церковь будет отчаянно искать Господа, чтобы найти Его, только когда она находится в абсолютном отчаянии: только отчаянная жажда, только отчаянный голод.
Призыв разбить этот замкнутый круг заключается в обращении Господа к Лаодикийской церкви. Его обращение к семи церквам говорит о росте и развитии церкви. Лаодикийская церковь, казалось, олицетворяла собой процветающую, удобную, но довольно равнодушную церковь, которую можно найти на земле в любое время. Ужасен упрек Господа к церкви, находящейся в таком состоянии, но и велики Его обещания тем, кто преодолеет это. Им суждено вкушать пищу с Ним и восседать с Ним на Его престоле! В главе седьмой это перекликается с великим множеством людей, которые стоят «перед престолом». Эти обещания говорят о получении самой лучшей духовной пищи и о получении самой высокой степени власти.
Потому что Лаодикийская церковь так точно отражает церковь на Западе в настоящее время, многие из миссионеров или из церквей, подвергающихся гонениям, вычеркнули церковь Запада из списка имеющих духовное значение для этого времени. В действительности же, справедливо именно противоположное. Призыв Господа к церкви в Лаодикии был «Будь ревностен и покайся» (Откровение 3:19). Те, кто смог преодолеть вялость духа на Западе и ревностно следовать за Господом, был вознагражден беспрецедентным учением и духовной властью, которые были использованы, чтобы благословить церковь по всему миру.
Это мы говорим к тому, что пребывание в жестоком, духовно глухом, месте может определенно помочь людям начать страстно искать Бога, но существуют и те, которые ищут его столь же ревностно, когда у них все в порядке. Многие ждут «экономической кары», надеясь, что это принесет пробуждение. Может быть, это поможет, но зачем ждать этого? Для многих это лишь оправдание нежелания проповедовать учение сейчас. На самом деле, и Писание и история свидетельствуют о том, что человек склонен проклинать Бога во времена экономических катаклизмов, а не искать Его. Большинство великих пробуждений в истории происходило до вынесения приговора, а не во время и не после.