Пророк божий Иеремия и Варух
История Иеремии относится к вавилонскому плену и падению Иерусалима. К сожалению, в библии нет четкой хронологии. Иеремия с самого рождения служитель Яхве: «И было ко мне слово Яхве: прежде нежели я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя... И простер Яхве руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Яхве: вот, я вложил слова мои в уста твои».
Но Иеремия был плохим пророком в начале своего пути. Над его словами смеялись. Царь Иоаким разорвал записанные пророчества Иеремии. Акции Иеремии были странными для божьего пророка. К царю он мог прийти с ярмом на шее, доказывая таким образом, что это ждет евреев. Конечно, царь относился к нему как к сумасшедшему. У Иеремии была проблема — он плохо выражал свои мысли, не наделил его бог таким даром. Вот и занимался глупостями, вызывая смех или ненависть со стороны окружающих. Со временем у него появился помощник по имени Варух.
Пророчество сбылось, Вавилон разрушил Иудею. Но для чего эта история, которая много раз повторялась, вообще нужна в библии? Вероятно, по той причине, что пророк не попал с другими евреями в плен, а остался в Иудее с заговорщиками. Тогда правил землей ставленник Вавилона Годолия. Его убили заговорщики, а затем бежали. С собой они взяли Иеремию в Египет, где тот и умер.
Авторитет пророка связан с тем, что его предсказания сбывались. Понятно, что средневековые евреи вряд ли догадывались, что пророчества сбываются всегда, когда о них пишут задним числом. Ведь книга появилась намного позже этих событий да и пересказаны они не так уж хорошо с точки зрения истории.
Принципиальных отличий от пророчеств Исаии не было. Иеремия также говорил о том, что евреи нарушили завет, поклонялись языческим богам; он сказал, что должен прийти мессия, спаситель евреев.
Праведный Иезекииль
Иезекииль — пленник Навуходоносора, жрец Яхве. Пересказывать его ранние пророчества бессмысленно, так как они о том, что Иерусалим падет, а храм уничтожат. Встреча Иезекииля с Яхве — довольно интересный рассказ.
Как-то раз к нему приблизилось облако и огонь, там он увидел очертания животных с человеческим ликом. У каждого существа четыре лица и четыре крыла. И несли они над собой престол бога. Пророк Иезекииль посчитал, что эти мутанты — херувимы. Библейский отрывок: «Таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого из них четыре лица, и у каждого из них четыре крыла... И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния».
Это не видение, так как бог передал пророку свиток со списком грехов. Эти грехи Иезекииль должен зачитать народу. Так как это особо никого не заинтересовало, пророк решил, что лучше заняться акционизмом в стиле Иеремии. Он пролежал 390 дней на одном боку и всего 40 — на другом. Это символизировало 430-дневную осаду Иерусалима.
В это время кормил бог пророка не так, как людей Моисея, а по-особому. Вначале он предложил своему слуге питаться человеческим калом: «И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале», но затем выбрал лучший вариант, который устроил и Иезекииля: «И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой».
Затем евреи оказались в плену. Иезекииль напророчил избранникам светлое будущее, что, мол, следующее «светлое будущее» будет до того, как некий Гог попытается захватить евреев, но его уничтожит сам бог. На блага могут рассчитываться только евреи, так как «Никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище мое, даже и тот сын чужой, который живет среди сынов Израиля».
Пророк Даниил
Даниил якобы связан с вавилонским пленом. Хотя написано в период, когда правил Антиох IV Эпифан, который решил эллинизировать подконтрольное население. Какие-то евреи соглашались, но многие участвовали в восстании. История о далеком прошлом отражала то, что происходило с евреями в период эллинизации.
Даниил жил в плену, он умел разгадывать сны и видения. Предвидел он практически то же самое, что и Иезекииль. В плену он подружился с высшей знатью, ведь хороший толкователь снов в ту пору — важный человек. Задним числом опять же Даниил все предугадывал, особенно что касалось падения империй. Его за это не презирали, хотя прогнозы ужасны для царя, а сделали вельможей.
Но не обошлось без проблем. Евреев заставляли кланяться истукану, но они, естественно, не стали. Их бросили в печь. Но печь им ничего не сделала, так как Яхве защитил своих людей. Чудо: «И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскалённую огнём печь связанные. [И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки<…>».
В печи отрокам ничего не было, к ним там же присоединился ангел. Затем, спустя какое-то время, евреи вышли из печи. У них даже волосы остались целы. Навуходоносор заявил после этого, что бог этих евреев велик, сделал сих отроков вельможами.
Следующий царь по имени Дарий оставил Даниила вельможей, но со временем понял, что терпеть иноверца не стоит, так что решил раз и навсегда покончить с божьим человеком — Даниила кинули в ров ко львам. Понятно, что львы его не тронули. Это изумило царя и он утвердил Даниила в прошлой должности.
Затем Даниил пророчествовал: великое царство евреев, апокалипсис, приход мессии и божий суд. Ничего нового. Нужно ждать некого «сына человеческого», который со временем будет всеми править.
Далее пророк «доказал», что одна империя ляжет, а на ее месте возникнут другие, которые также падут. Тут не надо быть пророком, это и так ясно. Но тут дело еще и в том, что сама книга написана в позднее время, так что пророчество заканчивается периодом Антиоха IV Епифана, в котором и жил автор этой легенды.
А вот интересный момент, ведь ангел предсказал Даниилу то, сколько евреи еще будут страдать: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых».
Период — 490 лет. Якобы это пророчество было озвучено где-то в 510 году до н. э., а вот период Антиоха Епифана: 175 — 164 год до н. э. Понятно, что это пророчество не сбылось, так как не было написано задним числом. Просто предсказать появление Ивана Грозного в 2017 году, но предсказать появление того, кого никогда не было, вряд ли возможно.
Неудивительно, что эта книга написана в период гонений, вся ее цель — заставить евреев поверить в то, что если они будут верны Яхве, то скоро не только гонения прекратятся, но и будет триумф еврейского народа. Ведь обещал Даниил падение римской империи именно от мессии, который также станет и царем, совсем не в духовном смысле, как указывали поздние толкователи этого видения.