Страдания невозможно игнорировать
Среди христиан существует как минимум три разных понятия, имеющих отношение к месту страданий в нашей жизни:
1. Не существует разницы между христианами и нехристианами. Христиане страдают точно так же, как и многие другие люди.
2. Не существует трудностей, которые могут со мной случиться как с христианином, потому что я верю в Бога.
3. Как христиане мы встретимся с трудностями в жизни, но во всех этих обстоятельствах будем победителями через веру в Христа.
Это три наиболее ясно сформулированных варианта взглядов на христианскую жизнь. Неверно, что между христианами и неверующими нет никакой разницы — многие из нас подвергаются преследованиям как раз за свою веру. Неверным также является и то, что наша «сильная» вера никогда не встретит страданий. Двадцать лет назад я слушал проповедника, который не понимал этого. Он придерживался мнения о том, что Павел испытал такое множество страданий лишь потому, что не был достаточно силен в вере. «Но мы узнали весьма много об этом, — сказал тот проповедник, — поэтому нам нет никакой нужды проходить через страдания». Подобные мысли свойственны такому христианству, которое уклонилось от того, чему учит Новый Завет. Победоносная жизнь — действительно библейская истина, но наш путь все равно лежит через страдания. Если мы не принимаем этого, наша жизнь не будет такой, какой ей Богом предназначено быть. Вы никогда не сможете удалить все страдания из христианской жизни, потому что тем самым отдалите себя от ее побед.
Вечность дает правильную перспективу
Если мы посредством веры бросим взгляд на вечность и славу на Небесах, это поставит все остальное в нашей жизни в правильную перспективу, в том числе и наши страдания. Имея перед собой эту правильную перспективу, вы не станете творить идолов из духовных даров, данных вам, а будете просто-напросто наслаждаться ими. Вы не будете чересчур озабочены своей персоной, а будете воспринимать себя естественным образом. Вы не поставите перед собой слишком низкие приоритеты, которые обманут ваши ожидания, а поставите высокие стандарты и никогда не будете разочарованы. Небеса, Царство Божье и вечность займут центральное место в вашей жизни, они сотворят гармонию и правильный баланс для духа, души и тела. Вот почему гак трагично, когда христиане перестают проповедовать о вечном и небесном, чем делают Евангелие мирским и плоским, обращая внимание только на то, что мы должны делать здесь, на земле. В Священном Писании есть место для всего, что нам нужно, также и для всего, что мы должны сделать на земле, но это еще не вся Евангельская весть. Нам необходимо проповедовать полное, истинное Евангелие, вот почему так важно держать перед глазами и вечность, и славу.
Страдание бессмысленное и страдание, полное смысла
В жизни встречается то, что на поверку оказывается бессмысленным страданием. Но есть также и такое страдание, которое исполнено смысла. Важно понять, что крест — это место, на котором происходило на первый взгляд бессмысленное страдание: казнь пророка из Галилеи, однако оно стало в конечном итоге полным смысла страданием, даровавшим возможность спасения каждому человеку в нашем мире. Это страдание сделалось возвышенным, оно изменилось и стало средством спасения вас и меня. Только Бог мог сотворить что-либо подобное, превратить кажущееся бессмысленным страдание в нечто исполненное смысла.
Две стороны благодати
В Библии слово «благодать» использовано в двух значениях. Первое — в значении того, что Бог явил благодать и помиловал нас, словно на суде. Он провозгласил над нами праведность и свободу от вины благодаря Иисусу. При этом важно помнить, что только виновные, какими мы являлись, могут быть помилованы.
Но благодать — это также и нечто большее. Павел говорит о благодати как о силе, которая вложена в нас. «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь... я более всех их потрудился...» (1 Кор. 15:10).
Это та самая благодать, которая приходит через Духа Святого благодаря кресту, та благодать, которую Господь вкладывает в нас, — наполняющая и укрепляющая. Благодаря этой благодати нам дана сила делать то, что мы не делали до этого. Это благодать служения, благодать на исполнение того, что мы не смогли бы сделать естественным путем. Пастор, например, получает благодать и помазание для выполнения того, к чему он призван. Он может делать по благодати то, что не в состоянии совершить своими собственными силами. Таким образом, существует благодать, которая имеет силу отпустить пленников на свободу, сделать виновных правыми. А еще есть другая сторона благодати, которая наполняет нас жизнью Духа, жизнью Самого Иисуса для того, чтобы мы могли жить погруженными в милость Божью и делать то, чего бы никогда не смогли сделать без нее. Благодать выполняет одновременно обе эти функции. Мы получили ее, и она является не нашей способностью, а Божьей способностью, находящейся в нашем внутреннем человеке и делающей нас пригодными для того, чтобы жить христианской жизнью.
Дарованные страдания
«.. .Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29).
Этот стих говорит о том, что нам «дано» страдать за Христа. Похоже, что страдания не являются тем, что происходит спонтанно. И кто вовлекает нас в них, так :>то сам Бог. При этом Он дает нам благодать и сверхъестественную способность проходить через все. Это полностью идет вразрез со светским, мирским мышлением. Мирской человек не хочет страдать, он хочет только наслаждаться. Во Втором послании к Тимофею (3:1-5) мы читаем, что любовь к удовольствиям, любовь к себе, хвастливость и любовь к деньгам будут характерны для последних дней. Другими словами, материализм, чувственность, гедонизм расцветут пышным цветом, и Павел предостерегает нас, что все это просочится и к верующим, и они скорее предпочтут наслаждаться собой, вместо того чтобы следовать за Иисусом, если ценой тому будет являться страдание.
Но нас, христиан, должно характеризовать нечто иное, чем любовь к удовольствиям, и это иное называется сдержанностью. Мы не должны иметь ничего общего с беззаконной жизнью нашего времени. Есть в жизни множество такого, чем мы можем наслаждаться абсолютно свободно. Мы наслаждаемся самой жизнью, творением Божьим и всем тем, что Бог нам дает. Мы были поставлены управлять творением вместе со всем чудесным, что в нем есть. Но мы не поклоняемся безоговорочно этой жизни, потому что должны найти в ней баланс.
Павел был посажен в Кессарийскую тюрьму на два года, и Феликс, управляющий тюрьмы, регулярно приходил посмотреть, не попытается ли Павел подкупить его и выторговать тем самым себе свободу. Но Павел отказался от такой свободы. Вместо этого он беседовал с Феликсом о Царстве Божьем. Феликсу было интересно, и он слушал, но только до того момента, когда Павел начал говорить о самоконтроле и сдержанности. Это оказалось чрезмерным для тюремщика, и он потерял интерес к разговорам (см. Деян. 24:22-27).
Когда Евангелие может предложить что-либо приятное, мы расположены к нему, но когда слышим об обязанностях, самоконтроле, терпении и самоотверженности, оно тут же теряет актуальность для нас, та- ких современных детей этого мира.
Напрасные страдания
Нам всем приходилось в каких-то обстоятельствах страдать неправильно. Предположим, что кто-то кому-то сказал о вас нечто негативное. Кто-то что-то услышал, но далеко не полную историю, и вот начали распространяться слухи о том, что вы такой и сякой. Л люди этому поверили, так как доверяли друг другу.
Слухи в подобных ситуациях имеют обыкновение распространяться очень быстро. Поэтому будьте предельно внимательны к тому, что вы говорите о других. Когда вы слышите разные толки, важно вернуться к началу и проверить их источник. Вы легко можете оклеветать человека, сами того не желая. Оклеветать — означает запятнать чью-то репутацию и сделать так, что человек будет выглядеть хуже, чем он или она есть на самом деле. В глазах Бога это очень серьезный грех.
Если вы не можете ничего хорошего сказать, не следует вообще ничего говорить. Примите эти слова в сердце и остановите привычку распространять слухи. Остановите их в своей семье, среди друзей и среди коллег.
«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Пет. 2:19, 20).
Если вы страдаете напрасно только лишь потому, что люди судачат о вас, а вы терпеливо сносите это, то вышеприведенный стих говорит, что подобное терпение угодно Богу. В жизни вы вполне можете столкнуться с такими ситуациями. Не становитесь даже чуть-чуть разгневанными, не бейтесь с напраслиной и не преследуйте за это людей. Если кто-то говорит враждебно против вас, вы можете пойти и спросить: «Ты говорил это? Откуда ты это взял?» Обычно люди в таких случаях капитулируют, и им трудно ответить прямо, потому что в большинстве случаев гора, что называется, рождает мышь.
Мы часто думаем, что страдание должно быстро кончиться, и нам удастся изменить ситуацию к лучшему. Но это совсем не обязательно. Милость Божья предполагает нечто другое — нам дана сила пройти через любые страдания.
«А что если мне предстоит идти по жизни без понимания и подвергаться преследованиям?» — можете спросить вы. Даже в этом, самом неперспективном случае, вам все равно придется прожить свою жизнь с Богом. Ведь жизнь на земле длится какое-то количество лет, а впереди лежит целая вечность. Не так уж и плохо, если люди не оценят нас полностью и не поймут здесь и сейчас. Мы умерли с Христом Иисусом, и наша жизнь сокрыта во Христе, так говорит Священное Писание. Вполне возможно «умереть» для потребности быть признанным и иметь внешний успех, быть любимым и принятым людьми. Если вы умерли для всех этих претензий, Бог придет вам на помощь, когда с вами плохо обращаются. Он позаботится об этом в правильное время ради Своего Царства. Если вы сможете воспринимать ситуацию в свободе от неверных реакций и амбиций, то любые страдания, не заслуженные вами, произведут нечто хорошее в вас.
Есть в мире христиане, которые до сих пор недовольны Павлом. Почти 2000 лет прошло, а они все еще не могут прекратить злословить его. Например, они злятся, если читают то, что он написал о супружестве или о разводе, так как это никак не сочетается с их собственными представлениями. Вот Павел и до сих пор подвергается преследованиям за то, что он сказал или написал.