Неловкие попытки скрыть не поддающиеся устранению недостатки.
Неловкие, застенчивые поступки или утверждения, за которыми люди пытаются скрыть свои не поддающиеся устранению недостатки, могут быть признаком неприятия самого себя. Если у вас есть недостаток, который вы не в силах устранить, а Бог до сих пор не изменил эту ситуацию по вашим молитвам, вы можете призвать на помощь Его обетование, записанное во Втором послании к Коринфянам 12:9: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
Расточительность.
Люди, которые постоянно пытаются поразить всех, тратя огромные суммы на дорогие вещи в надежде вызвать восхищение и зависть других людей, могут пытаться прикрыть этим свое неприятие самих себя и чувство личной неполноценности. Жизнь - это нечто намного большее, чем увлечение вещами. Иисус сказал: "Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Луки 12:15).
Неправильные приоритеты.
Пренебрежение установленными Богом обязанностями ради того, чтобы тратить много времени на приобретение признания людей, может быть признаком неприятия самого себя. Каждого, кто сосредоточивается на второстепенном и старается поскорее разделаться с основными жизненными вопросами, ожидают проблемы. Будет мудро последовать совету Иисуса: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Марка 8:36).
Мы нуждаемся не в человеческом одобрении, а только в Божъем
Желание получить одобрение и похвалу весьма тесно связано с неприятием самого себя. Каждому человеку необходимо чувствовать, что его уважают и принимают. Те, кто не могут оценить самих себя, ищут одобрения у других. Реальная опасность здесь кроется в том, что одобрение, которое дает мир, является пустым и не приносит удовлетворения. Только то одобрение, которое приходит от Бога, приносит поддержку и удовлетворение. Мы нуждаемся в Божьем одобрении, а не в человеческом.
Во Втором послании к Коринфянам 10:17,18 Павел пишет: "Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь". Бог уже выразил свое одобрение всем тем, кто верует в Него, так что мы больше не нуждаемся в чьем-либо одобрении. Бог уже похвалил нас. "Хвалить" означает "хорошо отзываться" о ком-либо. Бог хорошо отзывается о Своих детях даже тогда, когда другие люди говорят о них плохо. Истина о том, что мы получили Божье одобрение, является, пожалуй, самым большим откровением в Библии после спасения.
В конце концов, стремление получить одобрение мира является напрасной тратой времени, особенно для верующих. Божье Слово фактически обещает, что произойдет прямо противоположное. Все, кто носят имя Иисуса и стремятся жить в послушании Ему, обязательно подвергнутся гонениям со стороны мира, враждебно настроенного к этому Имени. Как Павел писал Тимофею: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2-е Тимофею 3:12).
В конечном счете одобрение мира не значит ничего. Путь к истинному блаженству и радости заключается в послушании Богу и отождествлении себя с Ним в Иисусе Христе. Сам Иисус ясно показал это, сказав:
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Матфея 5:10—12).
Многие люди всю свою жизнь ищут одобрения со стороны других. Слишком много верующих занято поисками "фанатов". Они слишком озабочены тем, что о них думают другие. Мы не должны переживать о том, как нас воспринимают окружающие, а помнить, что значение имеет лишь Божье одобрение. Те, кого одобряет Бог, являются по-настоящему одобренными. Иисус предупреждал: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матфея 10:28).
Мы не должны заботиться о том, как нас воспринимают окружающие, а помнить, что значение имеет лишь Божье одобрение.
Те, кто ищут человеческого одобрения, легко приобретают "стадное мышление", в котором ключевым является слово "давайте": "Давайте сделаем это", "Давайте сделаем то". Каждый вступивший под знамя "Давайте" больше не имеет собственной индивидуальности. Те, кто постоянно ищут одобрения других людей, не в состоянии мыслить самостоятельно. Они не управляют собой изнутри, но позволяют управлять и манипулировать собой извне тем людям, которым они гак усердно стараются угодить. Желание понравиться заставляет таких людей отказаться от собственной воли и целеустремленности. В Книге Притч 25:28 сказано: "Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим". Другими словами, если мы не управляем своей собственной жизнью изнутри, найдется кто-то, кто станет управлять ею извне.
Тщетное стремление получить одобрение мира напоминает историю о двух котах — старом и молодом. Старый кот, увидев, как молодой гоняется за своим хвостом, спросил его: "Почему ты так долго гоняешься за своим хвостом?". "Я узнал, что для кота нет ничего лучше счастья, а счастье заключается в моем хвосте - поэтому я за ним и гоняюсь. Когда я его поймаю, я обрету счастье", — ответил молодой кот.
"Сынок, я тоже когда-то обращал внимание на проблемы Вселенной, — усмехнулся старый кот. — Я тоже считал, что счастье кроется в моем хвосте, но заметил, что всякий раз, когда я гоняюсь за ним, он убегает от меня, а когда я занимаюсь своими делами и не обращаю на него внимание, он сам преследует меня".
Этим примером я хочу сказать следующее: люди больше всего ценят тех, кто не старается им понравиться, а просто ведет себя естественно и старается быть самим собой. Если мы имеем одобрение Бога, нам не нужно никакого другого одобрения. Будучи наполнены Божьей любовью, мы можем отвечать Ему взаимностью, а также нам легко любить самих себя. Одобрение других тогда не представляется нам таким уж важным.
Божья любовь освобождает нас от необходимости искать человеческое одобрение. Знание того, что Бог любит нас, принимает нас, одобряет нас, что мы являемся новыми творениями во Христе, делает нас способными отвергнуть неприятие самих себя и принять здоровую любовь к самим себе. Когда мы чувствуем себя уверенными в Божьей любви к нам, в нашей любви к Нему и в нашей любви к себе, это подготавливает нас к выполнению второй главнейшей заповеди: возлюбить своего ближнего, как самого себя.
Принципы
1. Мы должны любить себя - не спесиво, а просто признавая в себе ту ценность, которую вкладывает в нас Сам Бог.
2. Бог полностью, совершенно принимает нас.
3. Мы - новые творения во Христе, возлюбленные, принятые и драгоценные в Его очах.
4. Уверовав в Иисуса, мы становимся новыми творениями во Христе, воссозданными по Его образу. Образ Христа в нас никогда не изменится.
5. Бог уже выразил свое одобрение всем, кто верует в Него, так что мы больше не нуждаемся в чьем- либо одобрении.
6. Если мы имеем одобрение Бога, нам не нужно никакого другого одобрения.
Глава 5
Любовь к своему партнеру
Во взаимоотношениях, как и во всем другом, знание является ключом к успеху. Невежество опасно. Говорим ли мы о браке или о других, менее официальных и менее близких союзах, недостаток знаний является основной и самой распространенной причиной краха взаимоотношений.
Конфликты и напряженность во взаимоотношениях чаще всего возникают из-за того, что люди просто не понимают друг друга. Они не учитывают того факта, что мужчины и женщины не только думают и ведут себя по-разному, но и по- разному воспринимают ту среду, в которой находятся. Во многих случаях это непонимание вызвано неверным предположением о том, что, поскольку мужчины и женщины равны как личности, они имеют одинаковые нужды.
Как духовные существа, сотворенные по образу Божьему, мужчины и женщины действительно равны. Они равны как отдельные личности, они равны в том, чтобы находить полное духовное удовлетворение во взаимоотношениях с Богом, они также равны в своем авторитете и власти на земле. Однако как люди, имеющие разные тела - мужское и женское, — они имеют весьма разные нужды. Это различие в нуждах вызвано различиями в замысле и функционировании мужчин и женщин.
Недостаток знаний является основной и самой распространенной причиной краха взаимоотношений.
Функционирование определяет замысел, а замысел определяет нужду. Функция автомобиля заключается в том, чтобы быть средством моторизованного передвижения. Для того чтобы выполнять эту функцию, в большинстве автомобилей имеется двигатель внутреннего сгорания, являющийся одной из частей конструкторского замысла. Согласно тому же замыслу для работы двигателя требуется бензин. Замысел определяет нужду. Автомобилю, оснащенному двигателем внутреннего сгорания, нужен бензин, чтобы выполнять свои функции. Здесь не годится ни керосин, ни дизельное топливо. Только бензин даст автомобилю возможность исполнить свое предназначение.
Точно так же обстоит дело с мужчинами и женщинами: функции определяют замысел, а замысел определяет нужды. Мужчины и женщины имеют весьма разные нужды, потому что они были задуманы разными для исполнения разных функций. Успех во всех человеческих взаимоотношениях зависит от понимания и правильной оценки этих различий.
Иисус сказал, что мы должны любить Бога всем своим сердцем, всей душой и всем разумом, а также любить своего ближнего, как самого себя. В этой главе мы под словом "ближний" будем подразумевать "партнера" противоположного пола во взаимоотношениях, будь то муж или жена, жених или невеста, друг или подруга или просто знакомый (знакомая). Слова "любовь к своему партнеру", конечно же, подразумевают любовь "агапе" — божественную, высшую любовь, которая включает в себя "филео", "сторге", а в контексте брака и "эрос".
Любовь к своему партнеру, кем бы он ни был и какими бы ни были наши взаимоотношения, требует, чтобы мы понимали конкретные функции мужчины и женщины согласно Божьему замыслу, а также понимали различные нужды, порождаемые этими функциями.
От духа к плоти
Вначале Бог сотворил духовное существо по Своему образу и подобию. Он вызвал это существо к жизни из Себя и назвал его человеком. Затем Бог поселил духовного человека в физическом теле, созданном из праха земного. Так произошло, что первое человеческое тело было мужского пола. Через некоторое время Бог взял часть этого мужского тела и сделал из него женское тело, в которое также поселил духовного человека. Писание гласит, что все было именно так: "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Бытие 5:1,2).
Бог сотворил "человека", но создал "мужчину и женщину". Возникает естественный вопрос: почему? Как мы увидели во второй главе, вначале Бог был один, совершенный и самодостаточный. Он был один, но не был одинок. В то же время Бог есть любов^, а любовь, для того чтобы быть полной, должна иметь объект. Любовь постоянно стремится давать, и Богу нужен был кто-то, кому можно было бы дать эту любовь. Поэтому в качестве естественного проявления Своей любви Господь создал человека, способного принимать Его любовь.
Чтобы любовь была полной, принимающий должен быть подобен даятелю. Вот почему Бог при сотворении человека обратился к Самому Себе. Когда человек был сотворен по образу Божьему как духовное существо, цикл, казалось, завершился. Бог был Даятелем, человек — получателем; Бог был Любящим, человек - любимым; Бог был Инициатором, человек отвечал на инициативу.
Поскольку Божье предназначение для человеческого духа заключалось в том, чтобы осуществлять владычество над физическим миром, и поскольку духовные существа не могут понять и оценить физическую реальность, Богу пришлось облечь Своего духовного человека в физическое тело. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Бытие 2:7).
Теперь человек был облечен в физическое тело — мужское тело, человеческое тело, созданное из гумуса (праха земного), — и это стало для него проблемой. Человек был тем, кто принимал Божью любовь и отвечал на нее, но поскольку он произошел от Бога и был подобен Ему, этот человек мужского пола был таким же любящим даятелем, как Сам Бог. Однако у него не было никого подобного ему чтобы поделиться своей любовью. Подобно сотворившему его Богу, этот человек мужского пола был один. Он был одинок. Чтобы обрести полноту и совершенство, он нуждался в объекте для своей любви.
Я хочу показать разницу: человек как духовное существо был совершенным и имел полноту в принятии и реагировании на Божью любовь; но как существо мужского пола он был неполным, не имея никого, подобного себе, кто бы принимал его любовь и реагировал на нее. Ни одно из всех других Божьих творений не подходило на роль объекта для любви мужчины, потому что не было похожим на него.
Бог увидел эту нужду и понял, что нужно сделать:
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа (Бытие 2:18, 21—23).
"Помощник, соответственный ему", должен был стать тем, кто сможет принимать любовь мужчины и отвечать ему взаимностью. Следовательно, этот помощник должен был иметь отношения любви с мужчиной на физическом уровне точно так же, как духовный человек имел их с Богом на духовном уровне.
Бог усыпил человека, взял частичку из его бока (еврейское слово, переведенное как "ребро", может также означать "бок") и сделал женщину. Она, по словам мужчины, была "кость от костей моих и плоть от плоти моей", то есть созданная из того же материала, что и сам мужчина. Он назвал ее "женой". Точно так же, как духовный человек произошел от Бога, женщина произошла от мужчины. Точно так же, как духовный человек был сотворен для того, чтобы принимать Божью любовь и отвечать на нее, женщина была создана для того, чтобы принимать любовь мужчины и отвечать на нее.
Здесь важно обратить внимание еще на одно различие: и мужчина, и женщина в духовном смысле общаются с Богом напрямую как духовные существа, имеющие в Нем свой источник и полноту. Они получают от Него любовь и отвечают Ему любовью. Таким образом, оба они являются любящими даятелями, как и Сам Бог. Однако в физическом смысле мужчина создан для того, чтобы давать любовь женщине, а женщина — чтобы принимать любовь мужчины и отвечать на нее. Мужчина дает — женщина принимает; мужчина любит - женщина отвечает тем же.
Даяние и принятие
Это фундаментальный принцип творения, касающийся взимоотношений между Богом и человеком, а также между мужчиной и женщиной. Бог дает человеку, мужчина дает женщине, человек принимает от Бога, а женщина принимает от мужчины. Многие человеческие взаимоотношения терпят крах, потому что мужчины не понимают, что в отношениях с женщинами они должны быть даятелями, а не получателями; а женщины не понимают, что в отношениях с мужчинами они должны принимать, а не давать. Если мужчина не дает женщине должного во взаимоотношениях с ней, он неправильно "функционирует". Точно так же женщина неправильно "функционирует", если не может принимать любовь мужчины или вынуждена давать.