Отходы, не поддающиеся утилизации

Предприятиям индустрии гостеприимства необходимо активизировать свои экологические мероприятия. Факт нашего времени — все усиливающееся воздействие промышленности на природную среду. Одна из актуальнейших проблем — не поддающиеся утилизации промышленные отходы. Ежегодный вывоз их на городские свалки возрастет с 157,2 млн. т в 1986 г. до 192,7 млн. в 2000 г. При таких темпах в некоторых штатах, включая Огайо, Пенсильванию, Нью-Джерси, Кентукки и Вирджинию, уже к концу 1990-х годов негде будет закапывать этот «твердый» мусор, а половина штатов исчерпает возможности сваливать его на поверхности земли. И на рестораны обычно указывают как на главную причину этой проблемы:

· одноразовые пластиковые контейнеры для жидкости представляют собой опасность даже будучи закопанными, потому что они не разлагаются в земле;

· вся одноразовая посуда не подлежит вторичной переработке и использованию;

· изделия из пенопласта, содержащие хлористо-фтористые соединения углекислот, представляют опасность для озонного слоя атмосферы.

В связи с этим пищевая индустрия (особенно один из ее сегментов — рестораны быстрого обслуживания) является объектом нападок прессы. Обеспокоенность общественности привела к тому, что в некоторых городах и регионах введен запрет на использование одноразовых контейнеров для пищевых продуктов, разработаны специальные программы по вторичному использованию после переработки отходов и введены налоговые льготы для производителей материалов, которые могут разлагаться в земле и быть утилизованными. Есть, тем не менее, и обнадеживающие факты: только третья часть одного процента закопанных отходов состоит из упаковочных материалов предприятий питания быстрого обслуживания, хлористо-фтористые соединения углекислоты содержатся только в 3% изделий из пенопласта, использующегося в пищевой промышленности, и в настоящее время производство этих материалов полностью прекращено.

Под давлением групп активистов в программы защиты окружающей среды вовлечены и правительственные структуры. Если предприятия не хотят, чтобы государство занималось организацией их природоохранных мер, они должны сами решать эти вопросы. Предприятия пищевой промышленности уже развернули программы, направленные на сокращение использования упаковочных материалов, на уничтожение мусора путем сжигания и вторичное использование после переработки. Кроме того, они совместно с широкой общественностью должны всемерно способствовать экологическому просвещению населения, принимая участие в обсуждении проблемы загрязнения окружающей среды и в поисках путей ее решения.

Повышение цен на энергоносители

Нефть — один из невосполнимых ресурсов земли уже создала весьма серьезную проблему для будущего экономического прогресса. Все ведущие индустриальные державы оказались зависимы от этого ресурса, и до тех пор, пока не найдены полноценные альтернативные источники энергии, нефть будет оставаться доминирующим фактором экономической и политической картины мира. Повышение цен на энергоносители, происходившее в 1970-е годы, и драматические эпизоды, вроде войны в Персидском заливе, стимулировали поиски альтернативных источников энергии. Снова стал популярным уголь, многие институты разрабатывают практические способы использования энергии атома, ветра и, особенно, солнца. Фактически сотни фирм уже продают оборудование, с помощью которого солнечное тепло используется на обогрев домов и другие нужды.

Технологическая среда

Самая мощная сила, управляющая нашими судьбами, — это технологический прогресс. Он дал нам пенициллин, кардиохирургию и противозачаточные средства. Он также выпустил на волю такие ужасы, как водородная бомба, нервно-паралитический газ и химическое оружие. Мы обязаны ему и тем, что пользуемся благами вроде телевидения и автомобиля, о которых трудно сказать, чего в них больше — хорошего или плохого.

Темпы технологического прогресса постоянно возрастают. Многие вещи, без которых невозможно представить себе современную жизнь, еще 30 лет назад были редкостью или вообще не существовали: электронные счетные машины, ксероксы, рестораны быстрого обслуживания, персональные компьютеры, реактивные самолеты, факсы и видео-приставки к магнитофонам и т. д. Футурологи обещают, что в будущем люди будут перемещаться в пространстве на летающих автомашинах и с помощью реактивных мини-двигателей, укрепленных прямо на поясе, что путешествия в космос (включая проживание в космических гостиницах) станут обычным явлением.

Технологический прогресс затронул и индустрию гостеприимства: во многих гостиницах регистрация прибытия и убытия гостей производится на компьютерах, в ресторанах процесс приготовления многих блюд автоматизирован, чтобы исключить возможность ошибки, заказы получают по факсу, администрация имеет в своем распоряжении компьютерные программы, помогающие оптимизировать прибыль через регулирование цен в зависимости от спроса. Эти и другие технологические новшества помогают фирмам выдерживать конкурентную борьбу за рынок.

Фирма Taco Bell, продающая мексиканские мясные пирожки «тако», разработала программу «К-минус», означающую как «минус кухня». Эта профамма, начатая в середине 1980-х годов, направлена на постепенную ликвидацию кухни. Такая политика была отчасти продиктована тем что работа на кухне всегда относилась к разряду наименее популярных среди ресторанного персонала. Другая причина заключалась в том, что пункты общественного питания без кухни более мобильны и их проще разместить в таких стратегически выгодных точках, как бульвары, супермаркеты, аэропорты и кинотеатры. Taco Flex-Station — цех по приготовлению «тако» — может производить до 900 пирожков в час, и политика руководства фирмы направлена на скорейшую реализацию горячей продукции через тысячи пунктов общественного питания, обслуживаемые вышколенными служащими фирмы.

Австралийская авиакомпания Qantas Airways также являет пример технологического мышления. Там разработаны специальные кресла для пассажиров первого класса, сидя на которых удобно пользоваться портативными компьютерами. Qantas нашла также способ снабдить кресла внешним источником тока, что не могут не оценить пассажиры международных рейсов. Внутреннего источника тока обычно хватает для работы компьютера в течение 3 часов. Этого вполне достаточно для внутренних рейсов, но не для тринадцатичасовых перелетов через Тихий океан.

Сейчас по компьютеру можно заказать себе билет на самолет, арендовать автомашину, зарезервировать номер в отеле. На некоторых авиалиниях исчезла нужда в бумажных авиабилетах: там запись заявки пассажира и оплата через кредитную карточку, зарегистрированная компьютером, служат в качестве билета. В некоторых отелях фирмы Hyatt Hotels гости могут через мультимедиа, минуя регистратуру, регистрировать свое прибытие и убытие. Сейчас в большинстве фешенебельных отелей есть свои факсы. Деловые люди хотят иметь в своих номерах две телефонные линии: одну для телефона, другую для факса или модема компьютера. В будущем вместо посадочного талона будет использоваться специальная универсальная карточка, снабженная компьютерной микросхемой. Проходя на посадку, пассажир будет пропускать ее через специальную щель вместо того, чтобы показывать ее контролеру. По ней он сможет получить номер в отеле и арендованную автомашину. Но, как хорошо понимают менеджеры по введению передовых технологий, всегда находятся люди, отрицательно относящиеся к технике. Часто путешествующие гости без сомнения оценят экономящие время новшества, но многие из редко путешествующих предпочтут получать те же услуги не от машин, а от людей. Так что в ближайшем обозримом будущем традиционные процедуры регистрации и обслуживания вряд ли отомрут.

Технологический прогресс всегда встречал противодействие со стороны людей, которые видят в нем угрозу природе, свободе личности и даже самому существованию человеческого рода. Многие группы активистов организуют движения протеста против открытия ресторанов в пригородных зонах и в исторических местах, а также против сооружения отелей, аэропортов и увеселительных заведений в национальных парках. Занимаясь маркетингом, необходимо иметь представление об изменениях, происходящих в технологической среде, и пользоваться технологическими новшествами в интересах людей. Но надо быть также осторожным в отношении тех новаций, которые могут ущемить в чем-то потребителей и вызвать у них чувство протеста.

Политическая среда

Маркетинговые решения во многом диктуются особенностями политической среды, включающей в себя законодательные и правительственные учреждения, а также различные политические группировки, оказывающие влияние на индивидуальную и коллективную деятельность человека. В этом разделе мы расскажем о некоторых политических тенденциях и покажем, как они влияют на управление рынком.

Наши рекомендации