Откровение, различение и мудрость
Что означает молитва с откровением? Это значит молиться, имея знание и понимание обстоятельств человека или ситуации, за которую вы молитесь. Откровение — это власть видеть то, что скрывается под поверхностью ситуации, различать внутреннюю природу и истинную сущность явления, то, что сразу не видно. Хотя вопросы и исследования часто проливают свет на ситуацию, но откровение — это чисто духовное явление по своей сути. Источник его — в Боге. «Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих» (Пс. 118:99). «...По богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем» (Еф. 1:7-9).
Ту же природу и источник, что и откровение, имеет различение — способность понимать то, что затемнено и скрыто, различать или распознавать, разделять (в позитивном смысле) добро и зло, истину и ложь, правильное и
неправильное, особенно там, где (по крайней мере внешне) эти различия очень тонкие.
«И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Фил. 1:9,10).
Бог вознаграждает тех, кто ищет дух различения: «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Пр. 2:3-6).
Богу пришлось по сердцу, что Соломон искал мудрости (различения) и суда, чтобы быть мудрым правителем: «И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему. Бот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар. 3:10-12).
Мудрость — это качество, связанное с откровением и различением, и также исходит от Бога. Это способность различать внутренние качества и отношения и практически применять опыт, знание и информацию. «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов. 38:36). Иаков увещевает полагаться на Бога в вопросах мудрости для жизни: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).
Знание Бога и страх Господень — это основные доказательства мудрости. Фактически это стартовая точка: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Пр. 1:7). «Страх
Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Пр. 15:33).
Откровение, различение, мудрость — это необходимые составляющие эффективной молитвы. Бог призвал нас быть людьми молитвы, а наши церкви — домами молитвы. Он пригласил нас присоединиться к Нему в Его искупительной работе. Бог всегда, когда собирается действовать, открывает Свои планы тем, кто ищет Его. «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (И с. 66:14 ). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).
Вам когда-нибудь приходилось охотиться? В охоте есть три основных шага: приготовиться, прицелиться, выстрелить! В молитве и духовной войне нам сначала нужно первое: приготовиться. Нужно прочистить ружье, прежде чем вы будете стрелять из него снова. После того, как вы прочистите и смажете ружье, вы прицеливаетесь. Цель — это то, куда вы направляете свой взор внимательно и тщательно. Это как раз связано с «молитвой с откровением». Ваша цель вам ясна. И тогда, наконец, приготовив свое оружие и взяв цель благодаря оптическому прицелу Духа Святого, вы нажимаете на спуск и СТРЕЛЯЕТЕ! Но без правильного «прицела» вы попадете совсем не в тот объект!
Молитва с откровением — это ключевая стратегия, которую Господь восстанавливает в Своей церкви в эти дни. И как существуют различные типы военного оружия, так есть множество разных форм молитвы в арсенале Бога: молитва на месте, молитвенные обходы, молитвенные стражи, молитвы и посты, напоминание Богу Его Слова и так далее.
Молитва на месте
Молитва на месте — это свежее применение древней практики, которую Святой Дух открыл нашему поколению.
Древние израильтяне под предводительством Иисуса На- вина обходили город Иерихон семь дней, как повелел Бог, и Он предал город в их руки. В июле 1999 года более четырехсот членов «Похода примирения» (см. главу 7) собрались в Иерусалиме, где они подошли к стене Старого города, взялись за руки и молились за город.
Молитва на месте — это не практика духовной элиты (если таковая вообще существует!), это движение среди обычных верующих. Не существует установленного образца или заранее заготовленной формулы. Стили и подходы так же уникальны, как участвующие во всем этом люди, и варьируются от тщательно спланированных стратегий до спонтанных выходов по побуждению Духа; от возвышенных провозглашений до обстоятельных молений по множеству пунктов; от острого фокуса на семье и соседях до более широкого ходатайства за студенческий городок, город или страну.
Обычные верующие молятся от дома к дому в своих районах, по месту жительства, распространяя Божью любовь, будучи маяками молитвы. Церкви разных деноминаций собираются вместе и расходятся по разным местам, чтобы молиться за них. Студенты обходят, тихо молясь, свои общежития и студенческие городки. Для примера возьмите ежегодную акцию «Встреча у флагштока». Она была начата одной молодежной группой из Техаса и за последние десять лет распространилась повсеместно и вовлекла в свои ряды тысячи студентов-христиан. Они собираются вокруг школьного флагштока, чтобы молиться друг за друга, за других студентов, за преподавателей, за администрацию и за свои учебные заведения.
Молитва на месте — это целеустремленное ходатайство, типичное для недавнего времени, производимое именно на тех местах, где мы хотим видеть ответ' на наши молитвы. Это молитва, полная откровения и понимания, где исследования и географическая точность сочетаются с зависимостью от Святого Духа, Который определяет конкретные нужды. Другими словами, это понимание, происходящее от чуткости, исследования и откровения. Хорошим примером этого является собрание верующих для покаяния и примирения на месте резни при Сэнд-Крик (см. главу 8).
Ходатайство на месте — это освежающее, творческое выражение молитвы, которое должно дополнить, но ни в коем случае не заменить собой обычные молитвенные собрания. В ходатайстве на месте есть несколько важных преимуществ:
• Оно растапливает лед.
Мы так привыкли к комфортным четырем стенам наших церквей, что склонны забыть о своем предназначении: быть солью земли и светом мира. Молитва на месте помогает нам пересечь границы церковного здания и войти в более эффективное служение.
• Оно помогает преодолеть страх.
Молитва на месте выводит нас из наших комфортных зон в мир. Взаимная поддержка тех, кто молится вместе с нами, помогает нам обрести смелость и уверенность.
• Оно помогает нам отождествить себя с нашим окружением.
По мере того как мы молимся за город, страну или другую территорию, мы начинаем все больше любить это место. Появляется чувство соединения с ним, которое не возникло бы, если мы молились бы на расстоянии.
• Оно помогает нам принять Божье отношение.
Мы начинаем чувствовать Его пульс, Его сердце по отношению к городу, Его любовь и сострадание к данному региону. Мы начинаем различать Его мысли и желания для этих людей.
• Оно помогает нам исповедовать наши грехи.
Поскольку мы ощущаем Божье отношение к региону, мы можем двигаться в искреннем исповедании грехов людей, как нашего поколения, так и прежних поколений.
• Оно помогает нам провозглашать Божьи обетования.
По мере того как мы движемся в отождествлении и исповедании, мы можем говорить о Божьих обетованиях и благословениях для людей того региона, за который мы молимся.
• Оно помогает нам поклоняться Богу.
Одно из величайших и высочайших дел, которые мы можем делать, — это поклоняться Богу и славить Его на открытом месте, особенно там, где были произнесены проклятия и где происходили трагедии.
Практическое применение молитвы происходит в разных городах, где объединенная молитва «стражей на стенах» сейчас все больше подчиняется объединенному пасторскому и апостольскому руководству. Время независимого молитвенного служения подходит к концу. «Хранители ворот» и «стражи на стенах» должны идти вместе. Есть большие успехи у ходатаев, которые молятся за средние школы в своих городах. Другие молятся на территории полицейских участков, около церковных зданий и правительственных зданий. Потрясающе!
Библейский прецедент
Есть библейский пример молитвы на месте. Я уже упоминал израильтян у стен Иерихона. Евангелие от Луки и Евангелие от Матфея приводят несколько примеров из жизни Иисуса. В Евангелии от Луки (13) описывается, как Он направляется к Иерусалиму, где будет распят. Сердцем и мыслями Иисус уже там, и Он плачет о городе:
«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (Лук. 13:34,35).
Несколько дней спустя, во время Своего триумфального входа в Иерусалим, Иисус снова был потрясен духовной слепотой города.
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19:41-44).
Матфей же рисует нам неотразимый образ Иисуса, видящего великую нужду и взывающего о тружениках.
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы, выслал делателей на жатву Свою» (Мат. 9:35-38).
Как нам молиться за города? Это может быть любой набор прошений. Мы можем молиться, чтобы были высвобождены делатели, как молился Иисус, или чтобы Бог дал нам откровение о городе и регионе. Это может быть молитва покаяния или скорби. Ситуация может потребовать молитвы провозглашения, когда мы «встаем на обетования» или провозглашаем Божьи обетования и Его планы для этой области.
Молитвенные обходы
Молитвенные обходы, очень напоминающие молитву на местах, — это еще одна новая форма ходатайства, которая все чаще встречается в Теле Христовом. С одной стороны, вы можете просто выйти за дверь своего дома и ходить по улицам, молясь за встречных людей, а также за тех, кого вы не можете видеть за стенами домов. С другой стороны, это может быть тщательно спланированная акция, чтобы охватить весь город ходящими по нему ходатаями, которые возносят к Богу вопль о покаянии и мольбу о милости, проходя по улицам.
Молитвенные обходы могут происходить и на более высоком уровне. Примером является международное движение «Марш за Иисуса», ежегодное мероприятие, которое делает акцент на силу хвалы прямо на улицах. В последние годы более 60 000 человек участвовали в стратегической молитве и хвале в городах Европы. Начав путь в Лондоне, участники марша приплыли на континент и прошли сотни километров, завершив путь в Берлине. Это было великой демонстрацией и провозглашением хвалы Господу. «Поход примирения», описанный в предыдущих главах этой книги, — другой пример такого же масштаба.
В Нэшвилле, Теннесси, известном как музыкальный город США, на протяжении нескольких лет группа людей делала исторические исследования города с молитвенной целью. Стивен Мэнсфилд, старший пастор Белмонтской церкви, оформил это исследование в руководство, названное «Высвобождение судьбы: руководство по духовной войне за Нэшвилл и музыку "кантри"». Ниже приводится неполный список стратегических мест, где рекомендуется регулярно проводить молитвенные обходы и молитвы на местах:
• Парфенон.
Этот памятник — предмет гражданской гордости, храм, где обитает богиня городов и военной стратегии, и это известное место проституции и гомосексуализма. Нэшвилл называют «Южными Афинами» именно из-за этого памятника.
• Аудитория Раймана.
Материнская церковь музыки «кантри» важна не только как символическое место этого музыкального направления, но и как здание, построенное во времена пробуждения 1885 года, возглавляемого Сэмом Джонсом. Здание изначально называлось «Объединенная евангельская скиния».
• Здание Третьего Национального банка.
Оно построено на месте старого отеля «Максвелл- Хаус». Отель был местом, где Ку-клукс-клан собирал свое первое общенациональное стратегическое собрание в 1867 году. На нем присутствовали лидеры со всего Юга.
• Старый студенческий городок Университета Вандербилъта.
Университет был основан в 1870-х годах методистами, чтобы обучать христианских лидеров и служить исцелению отношений между Севером и Югом. К сожалению, в последние годы он стал крайне либеральным.
• Зона Эрмитажа.
Эта местность важна не только потому, что это дом Эндрю Джексона, но и потому, что по южной части ее проходит так называемая Тропа слез.
• Поля битвы.
Важные места Нэшвиллской битвы можно найти по всему южному Нэшвиллу, так же как место наиболее кровавой битвы в войне между штатами в Фрэнклине, Теннесси.
Помните, однако, что Бог всегда ведет вас молиться стратегически! Просто делайте это!
Молитвенная стража
Молитвенная стража — это молитва, поддерживаемая в течение продолжительного времени. Быть «стражем» для Господа — это исключительно библейский принцип. «Сила — у них, но як Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой» (Пс. 58:10). «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Mux. 7:7).
Для соблюдения Господней стражи необходимо учиться предстоять (ожидать) перед Господом: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:14). «Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь» (Пс. 36:34). Вот мощное и ободряющее обетование для верующих, которые хотят востребовать свою землю у врага!
Дисциплина молитвенной стражи помогает нам достичь мыслей и сердца Бога и укрепиться в духовной силе и зрелости. В ночь перед Своей смертью Иисус нашел Петра, Иакова и Иоанна спящими, после того как Он просил их бодрствовать вместе с Ним, и Он сказал им: «...так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мат. 26:40,41). Божьи обетования тем, кто бодрствует на страже и в предстоянии, вполне определенные: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:31).
Я считаю, что классический пример молитвенной стражи — это пример стражи Моравских братьев, о которых я уже упоминал ранее. В первой главе своей книги «Утраченное искусство заступничества» я рассказывал о молитвенной страже Моравских братьев следующее:
«Более чем столетняя молитвенная стража Моравских братьев и их миссионерские подвиги по всему Земному шару знаменуют одно из мощнейших движений Духа в церковной истории, которое радикально изменило характер христианства того времени. Многие лидеры сегодня чувствуют, что все великие миссионерские свершения 18 и 19 веков — независимо от деноминации — были весьма реальной частью плода жертвенного служения и пророческой хода- тайственной молитвы Моравских братьев. Их влияние продолжает ощущаться даже в наши дни ».
Мой визит в 1993 году в Гернгутт, историческую общину Моравских братьев, был для меня знаковым событием. Когда мы молились на кладбище, где похоронены сотни этих дорогих верных святых, Господь заговорил ко мне, как к Иезекиилю: «Сын человеческий, оживут ли кости сии?» И мой ответ был тем же, что у Иезекииля: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37:3). В тот день на всех нас сошел сильный дух ходатайства, и я понял, что Бог хочет вдохнуть этот дух молитвы во все народы. Поистине эти кости могут ожить! О Господь, пусть кости начнут двигаться! Пусть они затрясутся! Пусть обетования тех, кто шел прежде нас, будут даны сегодня нам!
Один из лучших современных примеров молитвенной стражи, который я знаю, — это «Стража Господня», установленная Махешем и Бонни Чавда в «Церкви всех наций» в Шарлотте, Северная Каролина. Махеш описывает, как это началось:
«"Стража Господня" началась в январе 1995 года, когда Господь сказал нам: "Бодрствуйте со Мною". В ответ мы пригласили около двадцати человек и провели время в молитве с 10 часов вечера пятницы до 6 часов утра субботы, поддерживая ночное бдение, что означает отказ от сна по духовным причинам.
Мы предстояли пред Богом в поклонении и молитве, совершив Вечерю Господню. С тех пор каждую пятницу мы делаем это. Мы собираемся на стражу, где присутствуют тысячи людей. Группы стражей теперь распространились по всем Соединенным Штатам Америки и по всей Земле. Мы оказались в центре нового посещения, которое есть явление славы Господней!»
Молитва и пост
Пост — это другая мощная молитвенная практика, которая переживает великое возрождение в наши дни. За редким исключением, большую часть истории церкви пост был спрятан в чулан для вышедших из моды духовных одеяний. Однако в последние годы больше и больше людей начали вынимать его из сундуков с нафталином, проветривать и вытряхивать пыль. Многие из этих смельчаков увидели, что пост, соединенный с молитвой, подобен разряду электрического тока, способному нанести два-три основательных нокаута врагу. Пост также открывает канал для большего излияния славы, силы и присутствия Бога.
Пост — это отказ от пищи на определенный период времени по духовным причинам. Длительности и разновидности поста будут разными в зависимости от человека и от ситуации. Я не буду здесь вдаваться в глубокое обсуждение поста, есть многочисленные книги и другие источники, рассматривающие этот предмет намного лучше, чем могу сделать это я. Одна из лучших книг, на мой взгляд, — это книга Махеша Чавды «Скрытая сила молитвы и поста». Я хочу привести здесь только несколько основных положений этой книги, чтобы немного прояснить саму область поста.
Почему мы должны поститься? Махеш Чавда приводит девять причин:
1. Мы постимся в послушание Божьему Слову.
2. Мы постимся, чтобы смирить себя перед Богом и об-рести Его благодать и милость.
3. Мы постимся, чтобы преодолеть искушения в областях, которые не дают нам продвинуться к Божьей силе.
4. Мы постимся, чтобы быть очищенными от греха (и чтобы помочь другим также очиститься).
5. Мы постимся, чтобы быть слабыми перед Богом, и чтобы Божья сила могла явиться.
6. Мы постимся, чтобы обрести Божью помощь для исполнения Его воли.
7. Мы постимся во время кризиса.
8. Мы постимся, когда ищем руководства от Бога.
9. Мы постимся для получения Божественного откровения.
Помимо этих причин есть преимущества (благословения) поста. Махеш Чавда перечисляет семь таких преимуществ. Когда мы постимся:
1. Мы смиряем себя.
2. Мы видим более ясно жизненные приоритеты.
3. Мы видим, как равновесие возвращается в те области нашей жизни, где его не было.
4. Наши эгоистические амбиции и гордость начинают уходить.
5. Мы становимся более чувствительными к Божьему Духу, и девять даров Святого Духа более эффективно действуют в нашей жизни.
6. Наши скрытые слабости или уязвимые места выходят на поверхность, где Бог может разобраться с ними.
7. Бог делает нас менее эгоистичными.
Востребование нашего христианского наследия
Мне очень нравится молитва на местах национального, правительственного и исторического значения. Я молился с людьми в районе Бостона и на Плимут-Рок, где высадились пилигримы. Я молился в Зале Федерации в Нью-Йорке, где вступил па пост президент Джордж Вашингтон. Я проходил по маршрутам, по которым он впоследствии проезжал верхом; где он вошел в церковь; где он встал на колени, посвящая себя и свою страну Богу. Я взял те самые молитвы, которыми молился Вашингтон, и снова молился ими Господу, стоя в проломе и напоминая Богу о завете, который отцы наши заключили об этой земле. Как христиане мы должны провозглашать христианское наследие нации.
Несмотря на противоположные заявления историков-ревизионистов последних сорока лет, Америка была основана как христианская страна. К 1778 году 13 колоний приняли конституцию, утверждающую, что никто не может занимать общественный пост, если он не исповедует веру во Христа, в высший авторитет Библии и неизбежность Последнего суда. Пятьдесят три делегата из пятидесяти пяти в Конституционной Конвенции Соединенных Штатов были убежденными христианами. 94 процента важных трудов отцов-основателей обращается к высшему авторитету Библии. В 1892 году и потом в 1931 году Верховный суд США подтвердил, что Америка была основана как христианская страна. В 1952 году Верховный суд установил, что Первая поправка не подразумевала отделение религии от дел государства, но имела целью не дать никакой конфессии или деноминации стать правящей.
Все начало меняться в 1962 году, когда Верховный суд исключил молитву вслух и чтение Библии из публичных школ Америки, откуда также убрали стенды с десятью заповедями. Это произвело «эффект домино».
С 1962 года светский гуманизм, атеизм и сатанизм были объявлены Верховным судом США религиозными эквивалентами христианства, пожертвования в такие организации также перестали облагаться налогом. Такой религиозный плюрализм привел нас к полному извращению замысла наших отцов-основателей по отношению К Богу и Библии.
Повсеместным результатом такого нововведения было мрачное ухудшение духовной, нравственной и этической атмосферы страны. Добавьте к этому накопленные грехи поколений по отношению к индейцам и афроамериканцам, к японо-американцам во время Второй мировой войны и к другим меньшинствам, плюс разделения в американской церкви, как и наше общее молчание и бездействие, невмешательство в духовные и нравственные проблемы страны — и легко понять, почему грех и вина нации столь велики и почему заместительное ходатайство, покаяние, исповедание и примирение столь необходимы.
Еще и по этой причине столь важна молитва с откровением. Только когда церковь будет восстановлена в своем новозаветном наследии чистоты и «простоты во Христе» (2 Кор. 11:3), наша страна может быть также восстановлена в своих христианских основах.
Джон Досон говорит, что следует помнить восемь важных пунктов, когда мы стремимся быть ходатаями и миротворцами и когда хотим востребовать свою землю вновь для Господа. Мы должны:
1. Стать поклонниками. Иисус должен быть центром наших сердец.
2. Использовать любую возможность исповедания и отождествления.
3. Высвобождать прощение и избавление от суда.
4. Принять Божий дар дружелюбия. Приветствовать всех, кого Бог посылает идти с нами.
5. Объединять наши усилия. Входить в объединенные служения, которые включают несколько разных групп.
6. Смотреть вокруг. Быть любознательными. Учиться радоваться разнообразию нашей страны.
7. Ценить Тело Христа. Ценить вклад других христиан, отличающихся от нас.
8. Держаться своего основания. Оппозиция врага будет яростной, но Божьей благодати достаточно.
Время прочистить «прицелы» наших молитвенных «ружей». Будем искать Господа для получения откровения, различения и страха Господнего. Затем и только затем найдем точную цель через прицел Божий.
Мы согрешили! Отец, прости нас! Прости нас за то, что мы не молились, и за наше молчание, пока наши ближние и наши города блуждали во мраке. Наполни нас познанием Твоего сердца и помыслов об этой стране! Дай нам откровение, различение и мудрость, чтобы мы могли подняться в пророческом ходатайстве и увидеть, как уходит проклятие с нашей земли и как река Твоего прощения, искупления и восстановления разливается от края до края. «Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:24).
Вопросы для размышления:
1. Что значит «молиться с откровением»?
2.Что такое «молитвенный обход» и какова его ценность?
3.Какие места есть в вашем городе, где вы и другие верующие могли бы совершить молитву за место?
Рекомендуемые книги:
Махеш Чавда. Скрытая сила молитвы и поста. — СПб: Новое и Старое, 2001.
Глава 12
Война в прославлении
Время для церкви перейти в наступление!
Давайте встанем с наших удобных кресел и сделаем что-то для Иисуса! Ибо слишком долго церковь принимала удары от врага. Он запугивал, разделял нас и отвлекал от нашей миссии. Он пускал в нас стрелы сомнения, страха и осуждения. Он пытался заставить молчать, объединяя против нас силы светского общества и правительства. Он стремился украсть у нас познание нашего наследия и положения во Христе. Он делал все, чтобы мы потеряли надежду на победу.
Однако все меняется. Бог призывает в этом поколении великую армию ходатаев и воинов, чтобы перенести битву прямо в лагерь врага. Бог поднял мощное молитвенное движение, какого мы никогда прежде не видели. Ходатаи на всех уровнях распознают духовные исторические причины, по которым демонические твердыни еще имеют законное основание оставаться. Затем, когда мы удовлетворяем условиям Бога об исповедании и покаянии за грехи, как наши, так и предыдущих поколений, Он посылает духовные бомбы на твердыни врага, снимает проклятие с земли и разрушает цепи духовного рабства.
С самого начала церковь была орудием, Телом, через которое Христос действует, чтобы исполнить план Отца и излить Свою славу на землю. Вот почему Он очищает нас, изменяет наш взгляд и восстанавливает нас в фундаментальных служениях поклонения, молитвы и хвалы. Поклонение называли «потерянным бриллиантом» церкви. В последние годы церкви вновь открывают для себя поклонение и обнаруживают, что это фундаментальное основание для успешной духовной войны. Как линза направляет свет в одну точку, так и прославление фокусирует нашу энергию на том, куда Бог хочет направить нас.
Мы можем лучше понять, почему поклонение является фундаментальным для духовной войны, рассмотрев три взаимосвязанных понятия: поклонение, благодарение и хвала.
Истинное поклонение
Одно из самых известных библейских мест о поклонении находится в Книге пророка Исаии:
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями» (Ис. 6:1-4).
Видение Исаии показывает нам три очень важных вещи о поклонении. Во-первых, поклонение — это внутренняя позиция (отношение сердца), которая выражается во внешней позиции (положение тела). Серафимы закрывали свои лица и ноги двумя парами крыльев. Это знак смирения в поклонении Богу. Слово «поклонение» на иврите имеет несколько значений. Одно из них — это «склоняться в своем сердце перед кем-либо». Итак, поклонение по сути своей означает преклонение перед Богом в благоговении и подчинении.
Во-вторых, результатом поклонения Богу является служение Ему. Два крыла серафимы использовали для того, чтобы летать, что является знаком их готовности служить Богу и исполнять Его повеления. Но двумя крыльями они все же закрывали лица, а двумя — ноги в знак смирения, святости и поклонения (Ис. 6:2). Этот образ говорит о том, что прежде мы должны склониться перед Богом (в поклонении), чтобы Он укрепил нас в служении Ему и Его целям.
В-третьих, поклонение — это ответная реакция йа Божью святость. Серафимы взывали друг к другу в хвале Богу, говоря: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Поскольку это позиция сердца и по природе своей является ответной реакцией, то нельзя заставить поклоняться силой. Поклонение связано со святостью, святость — со страхом Господним, а это и есть то благоухание, которого так не хватало Телу Христову в последние годы. Нынешнее восстановление поклонения в церкви также возвращает благоухание святого страха. Пусть это благовоние будет возвращено церкви во имя Иисуса!
Те же самые три элемента показаны в отклике Исаии на полученное от Бога видение. Мы не говорим сейчас о том, какую физическую позу Исайя занимал, но позиция его сердца безусловно была позицией смирения и подчинения. «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Признание Исайей своей нечистоты и нечистоты народа было откликом на чистую, незапятнанную святость
Бога. После того, как грехи пророка были прощены — это символизировалось тем, что к его устам приложили уголь с горящего жертвенника, — Исайя ревностно откликается на Божий призыв к служению. «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (И с. 6:8 ).
Истинное поклонение — встреча с Богом во всей Его святости — обычно сокрушает нас, навеки изменяя наш взгляд на жизнь.
С благодарным сердцем
Благодарное сердце побуждает нас благодарить Бога за то, что Он сделал, что делает и что будет делать. Как поклонение связано с Божьей святостью, так благодарение связано с Его благостью.
В отличие от поклонения, которое должно быть спонтанной реакцией сердца, благодарение — это прямое повеление Господа Своему народу. Псалом (134:1) увещевает нас: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни». Апостол Павел пишет: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Итак, благодарить Бога — значит находиться в Его воле. Благодарение — это «рельсы», по которым следует везти ценный груз веры.
Господь повелевает нам благодарить Его, потому что это ключ, который открывает некоторые другие части эффективной молитвы. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6,7). Благодарение, как холодный душ, чтобы мы не спали и бодрствовали в молитве.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2 ).
Благодарение — ключ к высвобождению Божьей сверхъестественной силы. Прежде чем Иисус накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами, Он поблагодарил:
«Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (Иоан. 6:11-13).
Прежде, чем воскресить Лазаря из мертвых, Иисус поблагодарил Бога:
«Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты. всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы, поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Иоан. 11:41-44).
Благодарение также сохраняет те благословения, которые мы уже получили. Лука рассказывает о том, как десять прокаженных взывали к Иисусу об исцелении. После того, как Иисус очистил их, только один, самарянин, вернулся поблагодарить Его.
«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лук. 17:17-19).
Благодарное сердце — это исцеление для нашего духа, благодарное сердце приводит нас в прямое единение с сердцем и помыслами Бога.
Хвала — место обитания Бога
Хвала — это выражение наших уст, которое, подобно благодарению, является повелением Бога Своему народу. «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1). «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня — вовек. Аллилуйя» (Пс. 116:1,2).
В отличие от благодарения, однако, хвала не зависит от позиции сердца. Скорее, хвала формирует позицию нашего сердца. Мы можем заставить себя славить, даже если у нас нет соответствующих чувств. Писание просто повелевает нам славить. Неважно, был у нас хороший день или плохой, больны мы или здоровы, готовы ли наши налоговые отчеты к 15 апреля или нет. Хвала — это вопрос выбора. Библия говорит: «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя» (Пс. 150:6). Хвала заразительна. Как только мы начинаем славить Господа своими устами, хвала быстро проникает в наш разум и сердце.
Как благодарение выражает благодарность Богу за то, что Он делает, так хвала — это признание Бога Тем, Кто Он есть. Если поклонение связано с Божьей святостью, а благодарение — с Его благостью, то хвала связана с Божьим величием. «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Пс. 144:3).
Конечно, наша хвала не делает Бога больше, чем Он уже есть, но Он видится нам большим, когда мы славим Его. Хвала воспламеняет нашу веру и расширяет наше видение и понимание Бога. Возможно, это происходит потому, что хвала становится местом обитания Бога.
Вы никогда не интересовались, какой у Бога адрес? Он произносится так: ХВАЛА! Очень просто. Он обитает в хвале Своего народа. Бог живет в нашей хвале! «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:4). Бог свят и не может жить в несвятом месте. Хвала освящает атмосферу. Святой сидит на престоле в хвале Своего народа.
Всякий раз, когда Бог кажется нам далеким, помните, что Он на самом деле близко. Мы можем сказать, что Бог так близок, как близко хвала на наших устах. Это очень большая близость!
Неважно, где мы, много нас или мало; когда мы славим Бога, мы строим своей хвалой престол, на котором Он может сидеть среди нас в Своем проявленном присутствии и говорить нам со властью, являя Свою близость. Когда мы воцаряем Христа в Его славе нашей хвалой, Он может высвободить Свою силу и власть на нас и мы можем действовать в силе и уверенности, исполняя Его волю.
Вход в город Божий лежит через врата хвалы (Пс. 99:4). Пророчески обращаясь к Иерусалиму, Исайя говорит: «...и будешь называть стены твои