Ловушка человеческого признания
Теперь мы подошли к следующей важной теме — теме признания в глазах людей. Надеюсь, вы сами убедитесь в том, что вопросы, связанные с отверженностью и хвалой людей, тесно связаны между собой. Отверженность и признание — две стороны одной медали, причем корни у них тоже одинаковые.
Писание ясно говорит, что нам не следует искать одобрения и хвалы со стороны людей. Иисус сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Библия рассказывает, что некоторые люди, услышав учение Иисуса, отреагировали следующим образом: «Впрочем, из начальников многие уверовали в Него, но из- за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую [одобрение], нежели славу Божью» (Ин. 12:42, 43).
Иисус осудил религиозных лидеров того времени, потому что они руководствовались потребностью в человеческом одобрении. Поэтому Иисус сказал: «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах» (Лк. 20:46). Он также говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23:5). Эти отрывки особенно болезненны для меня из-за моего естественного желания быть замеченным людьми. Для людей, желающих угодить своему Спасителю, эти слова должны стать серьезным предупреждением. Совершенно ясно, что нам следует искать хвалу и признание у Бога, а не у людей.
Петр сделал два заявления в связи с этой темой:
«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).
«Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).
Павел писал: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Павел также сказал верующим из города Фессалоники следующее:
Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестив, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других (1 Фес. 2:4-6).
Нам следует подражать примеру апостола Павла, который не пытался угодить людям, но желал угодить одному лишь Богу. И действительно, Павел свидетельствовал об истинно духовном человеке, говоря, что «ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:29). Единственная хвала, которую мы хотим услышать, происходит от Господа, Который скажет нам в последний день: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:23).
Стремление угодить Богу само по себе требует полной отдачи без взятия на себя дополнительного бремени в стремлении угодить еще и людям! Недавно мне открылась поразительная реальность огня, который коснется нашей жизни в последний День суда:
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:12-15).
Этот отрывок подразумевает огонь, который коснется жизни каждого человека в День суда, и этим огнем будет испытана природа нашего труда для Царства. Этот отрывок показал мне, что тяжкие труды многих святых исчезнут в огне испытаний, потому что обнаружится, что эти дела были созданы из «дерева, сена, соломы». Вопрос в следующем: «Какие дела в Царстве создаются из дерева, сена, соломы?» Ответить на этот вопрос непросто, но один из многих ответов я могу дать: «Дела, которые делались из желания угодить человеку, привлечь к себе внимание п заслужить хвалу людей». Если в нас вкрадывается даже едва заметное желание услышать похвалу из уст людей, оно обесценивает наши мотивы, и тогда все наши труды сгорят в пламени испытаний! Поэтому эта тема касается непосредственно тех людей, которые хотят получить вечные награды, способные выдержать испытание огнем в День суда.
Давайте исследуем с практических позиций две причины, по которым нам не следует искать одобрения у людей.
Люди ненадежны
Существует две веские причины, по которым нам нельзя зависеть от хвалы людей. Причина первая: люди ненадежны.
Люди, которые скандировали Христу в момент Его въезда в Иерусалим: «Осанна!», уже на следующей неделе кричали: «Распни Его, распни!» Иисус знал, что не может довериться их хвале, потому что через несколько дней их хвала превратится в клевету и осуждение.
Если вы ищете одобрения у людей, сегодня они похвалят вас, а завтра начнут вас гнать. Автор одной из песен прославления сказал: «Плоть тебя подведет».
Даже христиане ненадежны.Я узнал о себе кое-что интересное. Если вы достаточно долго будете оставаться рядом со мной, я в конце концов вас разочарую. Все дело в том, что хоть я человек искупленный, но я по-прежнему просто человек. Многие люди, когда приходят к Христу, не готовы к таким разочарованиям в других христианах. Они составили себе идеализированное представление о том, что значит быть частью Божьей семьи. Но точно так, как это бывает в каждой семье, во взаимоотношениях между членами Божьей семьи (в этой жизни) имеются разные недостатки и случаются недоразумения. Поэтому подготовьтесь сейчас: вы обязательно столкнетесь с отверженностью в Теле Христовом. Примите тот факт, что до возвращения Христа она будет неизменным спутником в вашей жизни.
Многие люди столкнулись с отвержением даже от меня, когда я служил им в качестве пастора. В каких-то случаях я был недостаточно внимателен, в других случаях неправильно понятое ими слово из моих уст послужило для них поводом к тому, чтобы почувствовать отверженность. Но я никогда и не думал обижать или отталкивать их. Просто по причине их и моих слабостей, естественной для всех человеческой неуравновешенности и ограничений они воспринимали мои несовершенные попытки проявить любовь и служение как отверженность. Некоторые люди, кстати, найдут отверженность там, где ее никогда не существовало. Бывали времена, когда я думал, что изливаю на человека потоки особого благоволения и принятия, но позже я обнаруживал, что он воспринял все мои излияния как дополнительные удары и неприятие. Я думаю, что даже христианские лидеры с их самыми лучшими и самыми искренними усилиями тоже не могут считаться вполне надежными людьми в этом смысле.
Сегодня консультанты очень часто совершают одну распространенную ошибку. Они пытаются завоевать доверие своих подопечных. Я слышал, как они говорят: «Я установил отношения с этим человеком, так что скоро он начнет доверять мне». Согласно их логике, эти люди вынесли в своей жизни так много отверженности со стороны других, что теперь они не могут довериться никому, и пока они не начнут доверять своему консультанту, они не смогут получить от него реальной помощи. Но когда консультанты пытаются завоевать доверие таких людей, они поступают вопреки тому, что говорит Писание: «Не надейтесь па князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:3, 4). Здесь князья символизируют лидеров служений, которые несут ответственность за обеспечение духовного направления для других людей. Те, кто намерен довериться человеку, обязательно будут разочарованы. В таком случае либо этот человек подведет вас в момент вашей особой нужды, либо он сделает нечто, что вызовет ваше возмущение, а может, он отстранится от вас, и даже при самых лучших обстоятельствах (предположим, этот человек действительно верен и искренен в течение всей своей жизни) он может просто умереть. Только представьте, человек, кому вы так верили и на кого так надеялись, умер! Я встречал людей, которые не печалились на похоронах, а испытывали возмущение и гнев на человека за то, что он умер. Все дело в том, что они вложили все свое доверие в этого служителя, а он «взял и умер»! Наш долг — доверять только одному Богу. Мы должны любить друг друга и быть верными друг другу, но доверять мы можем только Богу.
Нельзя никому доверять! Любой человек рано или поздно вас подведет. Единственный, Кому можно доверять, это Небесный Отец.
Итак, когда люди начинают хвалить вас, не позволяйте своему сердцу расширяться от удовольствия. Вполне вероятно, что человек, который хвалит вас сегодня, завтра вас разочарует.
Мнение людей не важно
Вторая причина, по которой нам нельзя воодушевляться хвалой и признанием людей, такова: мнение людей не важно.
На самом деле совсем не важно, что думают о вас люди. Когда вы окажетесь перед троном Отца, их мнение о вашей жизни никого не будет интересовать. Более того, ваше собственное мнение о своей жизни тоже будет совсем не важно. «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10:18).
В момент, когда вы встанете у Божьего трона, во всей вселенной будет только одно мнение, которое будет иметь вес, и это Божье мнение! «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
Мы склонны считать одних людей более значительными, чем других. Например, мы думаем, что выдающиеся христианские лидеры имеют больший вес в Царстве, чем другие люди. Если кто-то знает Пэта Робертсона лично и если он знает, что Пэт хорошо к нему относится, то такие отношения с Пэтом могут греть ему душу и повысить его мнение о самом себе. Однако псалмопевец написал: «Сыны человеческие [люди с низким положением] — только суета; сыны мужей [люди высокого звания] — ложь; если положить их па весы, все они вместе легче пустоты» (Пс. 61:10).
Поэтому составьте список людей с указанием их статуса, включив туда тех, кого вы считаете людьми «высокого звания». Вы можете перечислить в своем списке Билли Грэма, Джека Хейфорда, Макса Лукадо, Билла Брайта, Билла Хайбелса, мать Терезу, Чака Смита, Джеймса Добсона, Джойс Майер и других. Положите всех, кого вы называете духовными тяжеловесами, на духовные весы, и псалмопевец скажет, что их совокупный вес будет «легче пустоты». Другими словами, они не только ничего не весят, они весят меньше, чем ничего. Подобно гелию, который поднимается, потому что он легче воздуха, так и мнение людей, самых важных людей из всех, кого вы знаете, легче чем пустота.
Поэтому когда кто-то делает вам комплименты, подумайте об источнике этой хвалы. Представьте, что эти хвалебные слова поднимаются от того, что легче пустоты.
Кто-то может сказать, что вы сегодня очень хорошо выглядите, а вы думаете про себя: «Спасибо за комплимент из пустоты». Внешне вы вежливы, конечно, и отвечаете благодарными словами: «Спасибо». Но внутри не принимайте эту хвалу.
Кто-то может сказать вам искренний комплимент: «Сегодня на домашней группе вы поделились удивительными мыслями! Я никогда раньше об этом не думал. Вы умеете хорошо и доступно объяснять глубокие библейские истины».
А вы про себя думаете: «Пустота!»
Хвала людей не только незначительна, она имеет негативное значение в списке вашей значимости. Но когда Небесный Отец по-настоящему почитает вас, тогда это значит очень много! Мы должны жить ради одного — ради хвалы и одобрения Бога.Все остальное незначительно.
Осведомленность Павла
Стремление услышать хвалу или получить признание людей сидит глубоко в человеческой плоти. Мы можем распять наше желание услышать хвалу людей, но оно постоянно возвращается самыми разными ухищрениями и новыми путями.
Павел хорошо знал о хитрых ловушках, в которые попадались молодые люди, ибо они могли легко обмануть самих себя в том, что их мотивы чисты и они якобы ищут признания только в глазах Бога, когда на самом деле стремление к человеческому признанию было в них сильным. Павел показал свою осведомленность в этом вопросе в своем обращении к брату во Втором послании к Коринфянам:
Благодарение Богу, вложившему в сердце Тита такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем, он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. С ним послали мы также брата, во всех церквах восхваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся
о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова (2 Кор. 8:16-23).
Павел пишет о двух братьях, о Тите и еще одном, имя которого он не называет. Тит дважды упоминается по имени, и Павел весьма его хвалит. Другой брат так и остается безымянным. Почему Павел не называет имя этого брата?
Потому что он знает силу признания имени.
Есть что-то губительное в том, когда вы видите свое имя н печатном виде и когда знаете, что оно стало всем известным. Я сам немного попробовал этого пьянящего вина.
Павел тоже хорошо знал о нем. И он также знал; что брат, которого он имел в виду, не был достаточно зрелым, чтобы правильно понести это бремя славы. Поэтому Павел не обнародовал его имя. Я не сомневаюсь, что тот брат был молодым, новым человеком в служении и все еще продолжал учиться. Тита, с другой стороны, уже можно было называть без опаски, потому что это был зрелый человек, на деле доказавший свою верность.
На первый взгляд можно решить, что Павел по невнимательности или по ошибке упустил эту деталь, но потом мы понимаем, что в том же послании он вторично упоминает этого молодого человека, и опять без имени. Следующий стих встречается четырьмя главами ниже:
Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили? (2 Кор. 12:18).
Павел второй раз дважды называет Тита по имени, снова оставляя второго брата безымянным.
На тот момент этот брат должен был остаться неизвестным. Это не только сохранило его от соблазнов славы, но и отшлифовало его посредством явного нежелания Павла упоминать его имя. Могу представить, как этот молодой человек думал: «Он два раза упоминает Тита по имени, а мое имя не захотел произнести даже один раз! Почему? Может, он думает, что у меня какие-то проблемы? Более того, почему меня это так волнует? Почему такой пустяк так сильно меня задевает?» Святой Дух использовал Павла, чтобы помочь брату разобраться с очень важным вопросом в своей жизни, с тем же вопросом, с которым нам всем нужно разобраться. Это стремление к признанию своего имени. Это хвала людей, и она опьяняет.
Ловушка человеческой хвалы
Мейгрейт Йап однажды сказала мне: «Корень гнева сокрыт в страхе перед отверженностью». Она говорила о вспышках или неконтролируемых приступах гнева, с которыми борются многие люди. Мейгрейт утверждает, что причина подобной гневливости заключается в том, что такие люди боятся отверженности. Люди, боящиеся отверженности со стороны других, испытывают сильное стремление к человеческому признанию, и в результате обрекают свои сердца на постоянную боль. Их реакция на боль выражается в гневе. Вот почему Писание говорит: «Боязнь пред людьми ставит сеть» (Прит. 29:25).
Страх перед людьми — это сеть, а страх Господень освобождает. Когда мы открываем себя для человеческого принятия и придаем слишком большое значение человеческому мнению, мы становимся уязвимыми и попадаем в приготовленные для нас ловушки.
Это случилось с Иисусом Навином и старейшинами Израиля. Иисус был новым лидером в Израиле, и с Божьей помощью он привел народ к двум великим победам — над хананейскими городами Иерихон и Гай. Оба города были захвачены и разрушены, и слухи об отваге и непобедимости Израиля распространились в той земле, как пожар. Поэтому жители Гаваона, хананейского города, придумали план спасения собственных жизней. Они хотели подписать с Иисусом договор о мире, поэтому пришли к нему в обветшалой одежде, сделав вид, что шли из далеких земель. Когда Иисус спросил делегацию из Гаваона, откуда они, те ответили:
Из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, и все, что Он сделал двум царям Аморрейским, которые по ту сторону Иордана, Сигону, царю Есевонскому, и Огу, царю Васанскому, который жил в Астарофе. Слыша сие, старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: «мы рабы ваши; итак заключите с нами союз». Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир, и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества (Иис. Н. 9:9-15).
Обратите внимание, что делегация из Гаваона начала осуществление своего лживого замысла с обильной хвалы в адрес израильтян. Эта тактика оказалась эффективной; потому что Иисус и правители народа были почтены оказанным им уважением и признанием. Услышав; что их репутация известна по всей земле, лидеры Израиля почувствовали себя польщенными и довольными собой. Они потеряли бдительность и попали в сети, расставленные для них жителями хананейского города.
Иудейские лидеры времен Иисуса Христа также попадались на удочку человеческой хвалы (что, как мы знаем, означает страх перед людьми). Когда Иисус спросил их, было ли крещение Иоанна с Небес или от людей, они не смогли дать Ему прямой ответ, ибо «боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11:32). В жизни народа наступают печальные дни, когда духовные лидеры руководствуются страхом перед людьми. «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Прит. 29:25). Вы всегда будете пытаться угодить тому, кого боитесь.
Именно любовь фарисеев к человеческому признанию лишила их способности двигаться вместе с Богом. «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью» (Ин. 12:42,43).
Ирод тоже попался в ловушку человеческого признания. Люди из Тира и Сидона в попытке завоевать его благосклонность прерывали его выступление криками: «Это голос Бога, а не человека» (Деян. 12:22). И поскольку Ирод «не воздал славы Богу, он, быв изъеден червями, умер». Боб Мамфорд прокомментировал это следующим образом: «Хвала — хлеб для Бога и яд для человека».
Билли Грэм однажды сказал: «Если вы хотите, чтобы вам воздавали честь за ваши дела, вы ничем не отличаетесь от дьявола». Хвала для людей — смертельная ловушка.
Глава 7
Иисус и признание людей
Иисус и лесть
Иисуса никак не трогала хвала людей. Я вижу эту истину в Его торжественном въезде в Иерусалим, когда дети пели, прыгали перед ним и танцевали. Они встречали Иисуса очень теплыми и искренними словами хвалы. Если бы хвала из чьих-то уст и касалась Его сердца, то это была бы хвала радующихся и невинных детей. Но в тот самый момент, когда восхваление в Его адрес достигло кульминационной точки, Он заплакал (см. Ак. 19:41). Люди хвалили Иисуса, а Он плакал!
Это показывает, что Иисус жил жизнью, совершенно независимой от людской хвалы и признания. Если бы я оказался на месте Иисуса в тот момент, моя плоть обязательно разволновалась бы из-за хвалы и признания людей. Я бы ехал на том ослике с высоко поднятой головой: «Значит, вы знаете! Правильно! Давайте, давайте, хвалите и провозглашайте! Не стесняйтесь!»
Но вместо того чтобы поплыть на волне их восхвалений, Иисус остался равнодушным. Он ходил в соответствии с ритмом внутреннего барабана. Его сердце стало разрываться из-за грядущей судьбы Иерусалима как раз в тот момент, когда хвала в Его адрес достигла наивысшей точки. И Он стал плакать из-за сердечной боли, которую испытывал Отец, знающий о том, что люди Его не примут.
Если бы Его сердце волновала хвала людей, Он никогда бы не смог понять планы Отца для этого города.
Мне нравится в связи с этим вспоминать еще одно событие, которое показывает, как Иисус реагировал на хвалу людей. Вот этот отрывок:
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; но истинно пути Божьему учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу. И дивились Ему (Мк. 12:13-17).
Эти лидеры приготовили для Него ловушку. Они решили, что если им удастся «замаслить» Иисуса лестью п хвалой, тогда, быть может. Он, разгоряченный комплиментами, забудет об осторожности и скажет что-нибудь такое, что они смогут использовать против Него. Но поскольку их хвала Его никак не трогала, Он сумел увидеть их лицемерие.
Когда мы впитываем в себя хвалу людей, мы теряем способность к пониманию и различению реалий. Мы теряем способность к различению планов Отца, теряем способность видеть двойные мотивы людей. Поскольку Иисус не попался в расставленные для Него сети хвалы, Он был свободен почувствовать сердце Отца и понять Его планы, а также смог увидеть замаскированную западню.
Такого же рода западни приготовлены для людей, которым дарованы высокие уровни помазания Святым Духом. С большим уровнем помазания приходит и больше человеческой хвалы. Это сопровождение абсолютно гарантировано: когда Бог помазывает необычным образом вас и ваших сотрудников, люди Божьи начнут выражать вам свою хвалу и благодарность, искренне и с энтузиазмом оказывая вам свое почтение. Они думают, что воодушевляют и вдохновляют вас, но на самом деле они подвергают вас великим испытаниям. Примете ли вы их хвалу? Поверите ли их словам? Начнете ли смотреть на себя их глазами? Поверите ли в собственные заслуги?
Действительно, трудно сохранить в безмятежной ясности свой разум, особенно если благодарные святые, получившие реальную пользу от вашего служения, изливают на вас бесконечные потоки хвалы и признательности. Именно по этой причине Бог часто удерживает от Своих детей большие уровни помазания. Пока вы не пройдете курс сокрушения в школе Святого Духа, вы не научитесь узнавать предательский характер таких ловушек. Без сокрушения высокий уровень помазания приведет вас к разрушению. Вы начнете получать удовольствие от слов хвалы и благодарности и потеряете способность к различению. И когда вы утратите этот острый и безотказный инструмент, вы в конце концов обязательно попадете в глупое положение.
Внутренний голос подтверждения
Иисус оценивал Свое служение, основываясь не на хвале людей, но на внутреннем свидетельстве Духа Святого. Пример Иисуса учит нас следующему: вам не нужны письмена, начертанные на небесах и подтверждающие, какой вы хороший. Вам не нужны сны и видения, подтверждающие правильность ваших действий. Все, что вам нужно, это внутренний голос Святого Духа.
Однажды Отец подтвердил служение Сына громовым голосом с Небес, и ответ Иисуса звучит интригующе:
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа (Ин. 12:27-30).
Если бы во время моей проповеди с Небес раздался громовой голос Самого Отца, обращающегося на английском языке к моим слушателям, могу представить, какой была бы моя реакция. Я, наверное, поддался бы соблазну и подумал: «Ну что, парни, слышали? Бог подтверждает мое служение с Небес! Теперь понятно, что я избранный Божий? Теперь вы видите, что Бог ставит печать на моем служении?» Уровень моей уверенности, наверное, стал бы в четыре раза выше, если бы Бог подтвердил громовым раскатом Свое одобрение с Небес.
Но Иисус отреагировал не так. Он сказал: «Этот голос был не для Меня». По сути, Он сказал: «Этот голос с Небес ничего не изменит в Моей жизни. Он пришел с Небес не для того, чтобы Я почувствовал Себя лучше. Меня не взволновало даже громовое звучание голоса. Мне не нужны сверхъестественные подтверждения, чтобы знать, что Отец Меня одобряет». Могу представить, как Иисус добавляет: «Все, что Мне нужно, это внутреннее свидетельство Духа Святого».
В слабости моей плоти я склонен желать, чтобы Бог подтвердил мою правоту каким-то особым образом. Но такие проявления не должны быть источником подтверждения. Единственное подтверждение, в котором мы нуждаемся, это внутренний голос Отца: «Ты есть чадо Мое возлюбленное, и Я тобой доволен».
Принятие почестей от людей
Иисус говорил о Своей позиции по этому вопросу с абсолютной ясностью: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5:41).
Он не сказал мягче и проще: «Я не ищу почестей от людей». Он сказал об этом сильнее и категоричнее: «Когда Мне говорят комплименты, Я их не принимаю».
Когда люди говорили Ему комплименты за учение или служение чудотворения, Иисус внутри Себя говорил: «Я не принимаю этого». Единственная почесть, которую Иисус принимал, была почесть от Его Отца.
Иисус далее сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Эти слова Иисуса следует интерпретировать так: «Я вас не понимаю, люди. Почему вы стремитесь завоевать такой пустяк, как почести от человека, когда для вас доступно намного большее величие?
Признание людей — такая ничтожность по сравнению с богатствами изобилия почестей, которые ваш Небесный Отец способен на вас излить».
«Мы взираем на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божьего» (Евр. 12:2). Какая радость Ему предстояла? Я уверен, что более всего Иисус здесь имел в виду кзрывную и безудержную радость от тех почестей, которыми Отец щедро одарит Его в славе.
Могу представить, как Отец в какой-то момент в прошлом сказал Сыну примерно следующее: «Сын, если Ты сможешь претерпеть страдания и смерть на Кресте, Мое сердце испытает величайшее довольство, и Я почту тебя».
Могу представить, как Сын ответил: «О Святой Отец, есть только две вещи, ради которых Я живу, — желание угодить Тебе и желание получить Твои почести. Ради этого Я сделаю все!»
Иисус понимал, что значит быть в почтении у Отца, и ради этого Он жил и умер. Но почтил ли Его Отец? О да, н как Он Его почтил! «Посему и Бог превознес Его и дал Емy имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).
Держитесь, дорогой друг, ради высшей славы! Не принимайте дешевую замену в виде человеческой хвалы, когда вы можете завоевать высшую похвалу — почести от Самого Бога.
Глава 8