Конец Израильского и Иудейского царств
С религиозной стороны - язычество процветало, верности Богу не было, закон не выполнялся ни в каком отношении. С человеческой стороны – можно иметь в виду многие факторы. Были и крайние язычники, были люди, всецело преданные Богу. Были умеренные язычники, которые признавали и почитание Иеговы, и языческие культы. Выразителем последнего направления является царь Ахаз, выразителем крайнего язычества является Манассия. Особая помощь Божия верующим благочестивым царям всегда в библейском тексте подчеркивается.
Пришел к власти Езекия, установил везде и всюду почитание Иеговы. Пришел к власти Манассия – наоборот, всех пророков уничтожал, и всех, кто его обличал, и установил языческие культы. Пришел к власти Иосия – наоборот, выполнил противоположные задачи, уничтожал язычников. Все это – массовые истребления людей, лучшей части общества причем, создавало политическую неустойчивость в государстве, внутри страны. Если говорить о деятельности Иосии, то надо сказать, что в те времена язычество укоренилось в народе очень сильно. И Езекии, и Иосии дается благополучное правление только за их личное благочестие и веру, а не за веру народа. Они как бы олицетворяли собой весь народ. Видимо, и тому, и другому царю удалось добиться лишь внешнего обращения к Богу. Ни тем, ни другим царем язычество не было уничтожено, оно было лишь, так сказать, загнано в угол. Поэтому после их смерти, при любом другом царе язычество вставало с прежней силой.
Все эти факторы расшатывали государство и постепенно приближалась его конечная гибель. После Иосии в Иудее наступает агония – частая смена правителей. В Израильском царстве, начиная с Иоакима, наступает период вавилонского плена, и стремление всячески сбросить иго царя вавилонского. Это стремление было еще более губительным для Иудеи. Пророк Иеремия ясно предсказывал, что единственный способ для выживания для Иудеи как провинции – это покорность царю вавилонскому. Тем не менее, голос Иеремии остался неуслышанным, и когда Иудея была уже вассалом Вавилона, было нашествие Навуходоносора в 597 г.при Иехонии, но тогда Иехония понял, что лучше всего выразить покорность Вавилону. Тогда в 597 дело ограничилось переселением царя Иехонии и лучших людей в Вавилон. Последний период – правление юного Седекии, с которого Навуходоносор взял клятву верности, был марионеткой в руках Навуходоносора. Седекия эту клятву нарушил. Помимо того, что сам царь был ослеплен и были убиты его дети, весь народ за малым исключением был переселен в Вавилон. Т.е.переселение – это крайняя мера воздействия завоевателей на покоренные народы.
Подробно не описывается история Израильского царства, но, видимо, нечто подобное было и в Израильском царстве.
4Цар.15 гл., о последних царях Израильского царства. Уже сын Иеровоама Захария царствовал 6 мес. Против него сделал заговор некий Севум, и он процарствовал всего 1 мес. Исключение – Минаим, царствовал 10 лет, но он уже был данником Ассирии. Уже его сын Факий царствовал лишь 2 года и тоже был насильственно умерщвлен. Затем Факей царствовал 20 лет, но в любом случае была та же самая тенденция сепаратизма, к отделению от Ассирии. Он составил сиро-израильскую коалицию. Тоже умер не своей смертью. Против него составил заговор последний царь Осия, причем Иудея в это время была еще процветающим государством. Такие частые дворцовые перевороты – не надо думать, что они ограничивались одним лишь дворцом. Убить царя – значит истребить и вообще всех близких ему людей – детей, жен, наложниц, наместников по городам. Если какой-то город был особо верен предыдущему правителю, то уже шла война и против этих городов. Т.е.тогда шла уже внутренняя усобица, гражданская война. Все это ослабляло мощь государства перед внешним врагом. В этих условиях ассирийцам ничего не стоило завоевывать израильское царство.
КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН
Евр.Деврей Аяминь ("слова дней"), греч.Паралипоменон, лат.Хроникулум
Время написания – явно послепленный период. Автор – по всей видимости, священник Ездра. Очень много схожих черт между 1 Ездры и книгами Паралипоменон.
1. Последние фразы 2 Пар.почти слово в слово совпадают с первыми фразами 1 Ездры.
2. Кроме того, в пользу авторства Ездры – наблюдается очень большая склонность к перечислению народов и перечислению поименно людей и в 1 Ездры, и в книгах Паралипоменон.
3. В-третьих, в книгах Паралипоменон совсем не излагается история Северного Израильского царства. Все внимание – на южное Иудейское. Т.е.для автора Паралипоменон в каком-то смысле Северного царства не существует.
4. И еще один фактор – изложение в основном церковной, религиозной истории Израиля, акцент на религиозную историю. На политику и войны обращается сравнительно мало внимания. Для примера – из всех войн царя Давида упоминается лишь одна его яркая победа, над сиро-израильской коалицией. И очень подробно описывается правление верующих, благочестивых царей.
Вопрос – для чего написаны были книги Паралипоменон, если история Израиля уже изложена в книгах Царств? И здесь автор обращает внимание именно на религиозный фактор.
В еврейской Библии книги Паралипоменон находятся в разделе Писаний.
Наличие ошибок в датах, именах, цифрах. Что касается хронологии, документальных данных – лучше обращаться к книгам Царств.
Деление книг Паралипоменон по содержанию:
1. 1 Пар.1-9 – родословие от Адама
2. 1 Пар.10-29 – правление Давида
3. 2 Пар.1-9 – правление Соломона
4. 2 Пар.10-36 – последующая история Иудеи.