Цар 22:6-28. И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя.
7 И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?
8 И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, - это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.
9 И позвал царь Израильский одного евнуха и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая.
10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их.
12 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
13 Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе.
14 И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь.
15 И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
16 И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.
17 И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.
18 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?
19 И сказал [Михей]: [не так; не я, а] выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.
24 И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?
25 И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться,
26 и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,
27 и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.
28 И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!
ст.15-16 15 И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 16 И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа. (Т.е.явно сказал соответствующим тоном) Ст.17-28.
Обличает пророка ко лжи. На ком Дух Господень, определили через мордобой.
Михей является истинным, это вполне очевидно. Остальные пророки не являлись шарлатами, их видения были ложны, они говорили то, что видели. Другое дело, что у каждого из них было желание выслужиться перед царём. Естественно, что нужно было надеть на себя рагаль, чтобы изобразить полное истребление сирийцев. Царь Иосафат и Ахав провляют себя интересно. Оба испрашивают волю Божию через пророка. Благочестие Иосафата выражается в том, что для него важнее всего истинна, истинное пророчество, воля Божия. В Ахаве борются между собой два начала. С одной стороны, слишком ответственный момент, шел на войну, рисковал жизнью. С другой стороны, желание выслушать лесть брало свое. Иоасафат спросил именно пророка Господня. Соответственно, Ахаз указывает ему на Михея (не тот, чья книга в Библии), но все-таки добавляет о нем я не люблю этого пророка, он не говорить доброе обо мне, Иосафат же замечает, не говори так царь, для И. истина важнее.
Сложное место, с одной стороны Ахав заклинает Михея говорить истину, с другой стороны за это же, Михей и поплатился, какое-то время пришлось провести в тюрьме. В этом видно еще одно проявление противоречивости натуры Ахава. Первые слова: иди и будет тебе победа. В этих словах горькая ирония (ты же это хочешь услышать, так возьми!). Ахав это прекрасно понял, и еще раз попросил у него истины. А раз попросил второй раз, Михей ему и произносить, за что и попадает в тюрьму, с малым количеством пищи. Но как оказалось, именно этот пророк, выступивший против 400 пророков и царя северного оказалься прав. Ахав погиб на войне. Яркая противоречивая личность Ахава, сыгравший отрицательную роль для царства Израиля, имел много и положительного. Изавель жена несла много негативного в его жизни. Он выступил как обычный солдать в войне, либо это простота, либо стратегический ход (силы против царя, а истинный царь направиться на со стороны), либо из малодушия (хотел уберечь жизнь).
Царь выражает свое недовольство и приказывает посадить Михея в темницу.
В общем о 3 книге Царств – продолжает синхронно излагать историю Иудейского и Израильского царств и повествует скорее о периоде упадка обоих царств. Первые 17 глав – это история до падения Израильского царства; 18-25 главы – история Иудейского царства до вавилонского плена.
Книга Царств
1ч (1-17) Продолжение истории Изр. и Иуд. царств.
2ч. (18-25) История Иудейского Царства до плена Вавилонского.
Пророк Илия
Ему посвящены 8 глав, большое внимание: 3 Цар 17 - 4 Цар 2.
3 Цар 17:1. И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
До этого о нем ни слова, очевидно, что уже до этого он был известен как пророк. Здесь не начало его речи, а конец, завершение его речи. И можно догадываться о предыдущем содержании его речи.