Они сказали: «Так сказал твой Господь. Он – Мудрый, Знающий»» (51 аз-Зарийат, 28-30)

«Сообщи им также о гостях Ибрахима

Они вошли к нему и сказали: «Мир!» Он сказал: «Воистину, мы опасаемся вас».

Они сказали: «Не бойся! Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном мальчике».

Он сказал: «Неужели вы сообщаете мне такую благую весть, когда старость уже одолела меня? Чем же вы меня радуете?»

Они сказали: «Мы сообщаем тебе правдивую весть, и не будь в числе отчаявшихся»» (15 аль-Xиджp, 51-55)

Согласно мнению некоторых комментаторов Корана, Исхак родился в Палестине, когда Ибрахиму было 100 или 120 лет, а его матери - 90 или 99 лет. Исхак появился на свет спустя несколько лет после рождения Исмаила, своего брата по отцу от его второй жены, и, согласно некоторым толкованиям, после событий принесения Исмаила в жертву Всевышнему Аллаху. Однако в достоверных источниках таких подробностей не содержится.

Религия Исхака

Исхак так же, как и его отец, пророк Ибрахим, не был ни иудеем, ни христианином. Его религия – Единобожие, поклонение только одному Единственному Творцу.

«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), и в то, что было даровано Мусе, Исе и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся»

(2 аль-Бакара, 136); (3 аль-Имран, 84)

Религия всех пророков - вера в Единого и Единственного Бога, Творца, Создателя, Аллаха и поклонение только Ему. Каждый из пророков направлялся к людям с проповедями Единобожия, и различий в их наставлениях по вопросам веры не было и не могло быть. Отличался лишь шариат, с которым приходили посланники Аллаха, и который давался на определенный период времени.

Что касается пророческой миссии Исхака, то после смерти своего отца (а по другой версии – ещё при жизни Ибрахима), Аллах избрал Исхака пророком Палестины и Сирии. Он призывал население этого региона к вере в Единого Бога и судил их на основании шариата, данного Великим Аллахом его отцу Ибрахиму.

Потомство Исхака

Исхак поселился где-то на территории Шама (общее название стран восточной части Средиземного моря) - в Сирии или, по другой версии, на юге Палестины. Конкретных упоминаний о месте его проживания в достоверных источниках нет. Согласно комментариям некоторых богословов, Исхак женился на Баке, девушке из Вавилона, которая приходилась сестрой одному из влиятельных людей тех мест по имени Лябан. По другой версии, жену Исхака звали Рифка (Ревекка). Она долгое время не могла иметь детей, и тогда Исхак обратился к Аллаху с мольбой о потомстве. Уже в зрелом возрасте у них родились сыновья Ийс и Йакуб. Первым родился Ийс, а за ним – Йакуб, чьё имя означает «следующий». Пророк обратился с просьбой к Всевышнему Аллаху о своём потомстве. Он просил, чтобы Аллах даровал Ийсу многочисленное потомство, а из рода Йакуба вышли пророки и цари. Великий Аллах исполнил просьбу Исхака. От рода Йакуба начали свое происхождение все еврейские пророки, в том числе, Муса, Харун, Дауд, Сулейман, Закарийя, Йахья, Иса.

Упоминаний о дальнейших событиях жизни пророка Исхака в достоверных источниках не содержится. Согласно отдельным комментариям, Исхак умер в Палестине в возрасте 120 лет (по другим версиям, в возрасте 160 или 180 лет). Есть предположение, что его могила находится в пещере Махпелла в Хевроне (городе, находящемся в 36 км к югу от Иерусалима). Однако существует и другое утверждение, что пророк Исхак похоронен в Дамаске (Сирия). Но Аллах знает об этом лучше.

Упоминание о Йакубе в Коране

2 аль-Бакара (Корова), 132, 133, 136, 140

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 84

Ан-Ниса (Женщины), 163

Аль-Анам (Скот), 84

Худ, 71

Йусуф

Мapьям, 49

Аль-Анбийа (Пророки), 72

Аль-Анкабут (Паук), 27

Сад, 45

Описание Йакуба в Коране

Имя пророка Йакуба упоминается в нескольких сурах Священного Корана, кроме того, кораническая сура «Йусуф», повествующая о сыне Йакуба и событиях его жизни, пронизана диалогами Йакуба со своими детьми (без прямого упоминания его имени).

Подтверждением тому, что Йакуб был пророком Всевышнего Аллаха, служат следующие аяты Корана:

«Когда он (Ибрахим) удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Каждого из них Мы сделали пророком» (19 Мapьям, 49)

«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)

Всевышний Аллах говорит о Йакубе как о достойном и праведном пророке, проницательном и мудром, идущем прямым путем и творящем добро:

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, и сделали их всех праведниками» (21 аль-Анбийа, 72)

«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых» (38 Сад, 45)

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем … Таким образом Мы воздаем творящим добро» (6 аль-Анам, 84)

Место рождения и

Родословная пророка Йакуба

В коранических аятах указывается, что Йакуб был сыном пророка Исхака и внуком великого пророка Ибрахима.

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, …» (21 аль-Анбийа, 72)

«… Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (19 Мapьям, 49)

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (6 аль-Анам, 84)

Версии исламских ученых о месте рождения Йакуба неоднозначны. Некоторые богословы считают, что семья Исхака, отца Йакуба, проживала где-то на территории Сирии. По другому предположению, на юге Палестины. Согласно этим комментариям, пророк Йакуб родился где-то на территории древнего Шама (общее название стран восточной части Средиземного моря), на землях современной Сирии, Израиля или Палестины.

Некоторые люди называли пророка Йакуба – Исраиль (раб Аллаха), откуда в дальнейшем и пошло понятие «двенадцать колен Исраила» (потомки пророка Йакуба от его двенадцати сыновей).

Каких-либо достоверных упоминаний о событиях жизни пророка Йакуба нет, кроме той информации, которая содержится в коранической истории о сыне Йакуба – Йусуфе (события, упоминаемые в этой суре, будут освещены далее).

Некоторые богословы в своих комментариях повествуют, что, будучи еще в юном возрасте, Йакуб, по совету своей матери, уехал к ее брату в Харран (город на севере Междуречья, на территории современной Турции). Там он оставался на протяжении долгих лет жизни (по одной версии - двадцати лет, по другой версии - сорока лет) и служил своему дяде. У того было две дочери - старшая по имени Лия и младшая по имени Рахиль. Йакуб работал пастухом у своего дяди в течение семи лет, после чего тот отдал ему в жены старшую дочь Лию. Затем Йакуб остался еще на семь лет и получил в жены Рахиль. По Шариату пророка Ибрахима, которого придерживался пророк Йакуб, было разрешено состоять в браке с двумя родными сёстрами одновременно (этот закон в дальнейшем был отменён в Торе). Дядя Йакуба подарил своим дочерям двух рабынь – Зелфу (Зилпу) и Валлу (Билху), которые потом были переданы Йакубу.

Что из вышесказанного является истиной - известно лишь Всевышнему Аллаху, так как в достоверных источниках столь подробной информации не содержится.

Религия Йакуба

О религии пророка Йакуба, так же, как и о религии пророков Ибрахима, Исмаила и Исхака, в Священном Коране сказано:

«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)

«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?

Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников…» (3 аль-Имран, 65, 67)

Пророк Йакуб, так же, как и пророк Ибрахим, не был ни иудеем, ни христианином. Его религия – вера в одного Единого Бога, покорность пред Ним и поклонение только Ему.

Пророк Йусуф, сын пророка Йакуба, находясь по стечению обстоятельств в тюремном заключении, сказал своим сокамерникам, что его миссия основывается на религии его предков. Эти слова подтверждают, что Ибрахим, Исхак и Йакуб придерживались одной религии – Единобожия.

«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (12 Йусуф, 38)

Что касается пророческой миссии Йакуба, то после того, как Всевышний Аллах сделал его своим пророком, Йакуб вместе со своей семьей уехал из Харрана, где в тот период жил у своего дяди и поселился где-то на территории Ханаана (Израильские земли). Он призывал население этого региона к вере в Аллаха и судил на основании законов, переданных Аллахом его деду Ибрахиму.

Со слов Абу Зарра, сподвижника посланника Мухаммада(сас), передан следующий хадис:

«Пророка Мухаммада(сас) спросили: «Какая мечеть была построена первой?» Пророк ответил: «Заповедная Мечеть (в Мекке)». Абу Зарр далее спросил: «Какая была построена следующая?» Пророк ответил: «Мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме)». Абу Зарр еще раз спросил: «Сколько времени прошло между строительством первой и второй?» Пророк сказал: «Сорок лет». Абу Зарр еще раз спросил: «Какая мечеть - следующая?» Пророк ответил: «Всякий раз, когда наступает время молитвы, молись. Вся земля является мечетью (для верующего)»»

Ссылаясь на данный хадис, некоторые мусульманские ученые утверждают, что мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме) построена именно пророком Йакубом через сорок лет после того, как пророки Ибрахим и Исмаил построили Каабу. Однако есть другая версия, согласно которой в строительстве этой мечети принимал участие отец Йакуба, пророк Исхак.

Потомство Йакуба

Великий Аллах даровал пророку Йакубу многочисленное потомство. От первой жены Лии у него было шестеро сыновей, от второй, Рахиль, двое. Помимо жен, каждая из наложниц Йакуба родила ему двоих мальчиков. Племена потомков двенадцати сыновей Йакуба и образовали израильский народ.

После рождения второго ребенка жена Йакуба, Рахиль, заболела и вскоре умерла. Впоследствии сыновей Рахиль (Йусуфа и его младшего брата) пророк Йакуб стал любить сильнее остальных детей, так как они остались без материнской опеки. Но больше всех Йакуб одаривал своим теплом, вниманием и лаской Йусуфа. Когда мальчику исполнилось семь лет, он увидел во сне, что одиннадцать звезд, луна и солнце поклонились ему. Об этом он рассказал своему отцу. Йакуб, который по воле Аллаха умел правильно истолковывать сны, сказал ему, что он будет пророком и ему будут даны в жизни большие блага. Братья недолюбливали Йусуфа из-за того, что Йакуб выделял его особым вниманием и заботой, ревновали его к отцу и завидовали ему. На пике своей ненависти они решили избавиться от Йусуфа. Используя хитрость, они увели его далеко от селения и бросили в глубокий колодец, который располагался вблизи караванных путей. Рубашку Йусуфа они вымазали кровью животного и, вернувшись домой, объявили, что на него напал волк и растерзал его. Посмотрев на рубашку своего сына, Йакуб не нашел на ней следов от зубов животного и понял, что вся эта история является вымышленной и что его любимый сын жив. Он сказал об этом сыновьям и добавил, что ему ничего не остается, как быть терпеливым и ждать милости от Аллаха. На протяжении многих лет Йакуб ждал возвращения Йусуфа. От слез и переживаний у него испортилось зрение, и он ослеп.

Что же касается Йусуфа, то он действительно остался жив и был спасен караванщиками, которые привезли его в Египет и продали в качестве раба одному знатному человеку. Йусуф вырос в семье этого вельможи, а в дальнейшем, пройдя ряд жизненных событий и испытаний, стал управляющим делами при дворе Фараона. В период всеобщей засухи, которая распространилась в то время на очень значительной территории и вышла далеко за пределы Египта, благодаря мудрой политике Йусуфа, египтянам удалось избежать голода и бедствий. Пророк Йакуб, будучи наслышанным о таком стабильном положении в Египте, отправил туда своих сыновей для закупок зерна и других продуктов. При встрече Йусуф узнал своих братьев, однако он не спешил открыться им. Только во время их третьего приезда в Египет, после определённых событий, Йусуф сказал, кто он и простил братьев за тот ужасный поступок. Для того чтобы их отец прозрел, Йусуф передал им свою рубашку и наказал, чтобы при возвращении домой они накинули её на глаза отцу. Таким образом, Йакубу вновь вернулось зрение.

После всего произошедшего, пророк Йакуб со своей многочисленной семьёй переехал жить в Египет к своему любимому сыну.

Обо всех этих событиях Всевышний Аллах поведал в суре Корана «Йусуф», переданной в виде единой коранической истории о жизни Йусуфа (более подробно эта история будет рассказана в главе о пророке Йусуфе).

Перед своей смертью Йакуб собрал всех своих сыновей и дал им наставления строго держаться религии их деда, пророка Ибрахима:

«Ибрахим и Йакуб заповедали это своим сыновьям. Йакуб сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (2 аль-Бакара, 132)

Следует отметить, что «будучи мусульманами» в данном контексте совершенно не значит исповедование Ислама со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим (мусульманин)» переводится с арабского языка как «покорный (Богу)». То же самое означает и производная от этого слова, «ислам» - «покорность (Богу)». Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными, то есть мусульманами, являлись все пророки в истории человечества.

«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 133)

По преданиям, пророк Йакуб остаток своей жизни провел в Египте, где и умер. Предполагается, что могила пророка Йакуба находится рядом с могилой его отца, пророка Исхака, и могилой его деда, пророка Ибрахима, в пещере Махпелла в Хевроне (городе, находящемся в 36 км к югу от Иерусалима). Однако существует и другая версия, что пророк Йакуб похоронен в Дамаске (Сирия). Однако и то, и другое – лишь предположения и не имеют под собой достоверной основы.



Наши рекомендации