И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим.

И сказал он: это Илия Фесвитянин».

Царь знал, что это был Илия, и его охватил страх, и он отправил воинов схватить пророка. В стихах 9 и 10 сказано:

«И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди.

И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его».

Это уже не шутки! Не стоит связываться с Илией. Охозия выслал войско - пятьдесят человек с командиром - схватить Илию, но тот призвал огонь с неба и уничтожил королевскую рать. В стихах 11 и 12 говорится:

«И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее.

И отвечал Илия, и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его».

Уже 102 человека! Кто-то скажет: «наверное, это устроил сатана». Но в стихе 12 сказано, что это был «огонь Божий с неба». У Илии был доступ к силе Божией, да такой, что он мог уничтожать людей. Он мог убивать людей силою и помазанием Бога. В Откровении 11:5 говорится о двух свидетелях, которые подобным же образом будут иметь силу, исходящую из их уст, способную убивать всякого, кто противостоит Богу.

Защищая Илию, Бог послал огонь с неба и уничтожил 102 человека. Кончилось тем, что пришел третий пятидесяток с пятидесятником, но этот командир был человек богобоязненный. Он сказал примерно следующее: «Помилуй меня. Я только исполняю приказ царя». И Бог велел Илии пойти вместе с ними к Охозии.

Бог защитил Илию, и никто из царских людей не коснулся его. Больше ему не пришлось призывать огонь с неба. Известно ли вам, что это не единственный способ, которым Илия мог разрешить эту проблему? Но в этом - Ветхозаветный пример силы, помазания и гнева Бога, защищающего одного из Своих пророков.

Новозаветная Благодать

А теперь давайте сравним историю Илии с тем, о чем рассказано в Луки 9:51-53.

«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим».

Бог заповедал, чтобы Иерусалим был центром поклонения для иудеев (см. 2-я Книга Паралипоменон 6:6).

Там Он поместил Свой храм, там хранился Ковчег завета. Бог заповедал Своему народу поклоняться Ему только в Иерусалиме.

Было время, когда дети Израиля были непокорны Богу, и Он допустил, чтобы десять северных колен были взяты в плен ассирийцами. Два южных колена - Вениаминово и Иудино - остались в целости, потому что они хранили Божий порядок поклонения в Иерусалиме.

После того как северные племена были угнаны в плен, ассирийский царь отправил поселенцев из Ассирии, с тем чтобы они населили земли десяти колен, дабы не одичали угодья. Эти поселенцы вступали в браки с теми, кто еще оставался на земле. Остатки десяти колен пренебрегли своим иудейским происхождением и вступили в смешанные браки с язычниками-ассирийцами, что было прямым нарушением заповедей Бога, запрещающих вступать в брак с теми, кто не поклонялся Ему.

Так как ассирийцы не знали Бога, на земле стали умножаться дикие звери. Библия в 4-й Книге Царств, 17-й главе, говорит, что Бог насылал львов, которые убивали и пожирали людей. Обетованная Земля, которая была благословением для иудеев, теперь производила зверей, пожиравших ассирийцев.

Царю ассирийскому было послано известие обо всем этом. Он освободил некоторых иудейских священников и возвратил их в Обетованную Землю, чтобы те научили ассирийцев путям Бога Израилева. Если они смогли бы умилостивить Бога, дикие звери больше не пожирали бы их.

Ассирийские колонисты стали обучаться внешним ритуалам, дабы угодить Богу, но внутренне, в сердце, не изменялись. Они оставались язычниками и привнесли языческие ритуалы в богослужение израильтян. Они старались умилостивить Бога и избавиться от диких зверей, но это не было чистым поклонением Богу.

В результате северные племена превратились в смешанный народ, прозванный самарянами, что породило межнациональную рознь в Израиле. Верные Богу иудеи, живущие в Иерусалиме, ненавидели самарян за их порочное поклонение. Это подтверждается текстом Еванге­лия Иоанна, глава 4, где Иисус разговаривает с самарянкой у колодца Иакова. Тогда между иудеями и самарянами существовала сильная ненависть, религиозная и националь­ная неприязнь. Иудеи вообще не имели дела с самарянами.

Ко времени событий главы 9 Евангелия Луки Иисус уже служил самарянам. Он уже видел, как целый самаритянский город принял Его как Мессию. Но сейчас, когда Он проходил через город, они не принимали Его, ибо он выглядел, как идущий поклоняться «вместе с тамошними лицемерами». Самаритяне отвергли Его из-за Его связи с иудейством, и это отвержение было основано на религиозной и национальной вражде.

Отвергнуть Иисуса в такой ситуации было серьезной обидой, и Его ученики, Иаков и Иоанн, отреагировали рефлекторно, по-ветхозаветному:

«Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?»

Луки 9:54

Конечно, можно оправдать желание Иакова и Иоан­на убить самарян за то, что те отвергли Иисуса, точно так же, как можно оправдать Илию, который призвал огонь с небес и погубил воинов, отвергших Бога Израилева в 4-й Книге Царств 1:10. Отвергнуть Господа Иисуса - серьезное дело, и его ученики повели себя как Илия, великий муж Божий.

Они брали пример из Писания, действовали по слову Божьему, делали то, что делал Илия. Как же ответил Иисус Своим преданным, ревностным ученикам?

«Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».

Луки 9:55,56

Иисус обличил Иакова и Иоанна за попытку сделать то же, что делалось при Ветхом Завете. Он обличил их за попытку подражать Илие - одному из самых сильных му­жей Божьих, когда-либо живших при Ветхом Завете. Означает ли это, что действия Илии в 1-й главе 4-й Книги Царств были грехом? Нет, так как Бог в те времена дей­ствовал по отношению к человеку иным, единственно возможным по тем временам путем.

Наши рекомендации