Тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них.
Молитва об уходящих на войну.
46 Когда они согрешат пред Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;
47 и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: `мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны';
48 и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,
49 тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них;
50 и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним:
51 ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи.
Перекликается с текстом 2го прошения. Отличие в уведении всего народа в плен. В таком случае условием возвращения есть покаяние, обращение к Богу. Но и там повернувшись в сторону Иерусалима они могут обращаться к Богу. И Соломон молиться, чтобы эта покаянная молитва была услышана из земли неприятельскокй и Господь услышал молитву и свершил необходимое. А именно: простить грех, возбудить в пленителях сострадание к народу плененному,
52-53 Да будут [уши Твои и] очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя,
53 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи!
Общий характер, чтобы Господь всегда слышал молитвы своего народа.
Иеровам – 1-ый царь Сев. гос. (следующий раз)
3 Цар.8,22-53, 2 Пар.6,12-42.
Соломон преклонил колени (8,54). Сам царь становится на колени – это много что значило, означает благоговение, смирение перед Богом, признание Иеговы истинным Богом, всецелое посвящение себя Богу. Молитва начинается со вступления, ст.23-30. Исповедание единобожия, монотеизма. Во вступлении раскрывается значение храма. 27-29 ст.
27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; ...
29 Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем.
Место, отмеченное Именем Иеговы. И храм является местом молитвы.
Также во вступлении находится молитва о престолонаследии.
В самой молитве Соломона можно проследить семь прошений:
1. ст.31-32. О праведном суде: 31 Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 32 тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его.
Образ исполнения Суда Божия здесь на земле.
2. 33-34. Об избавлении от бедствий. 33 Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 34 тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их.
Предвидел и отступление Израиля, и поражение в войнах, что могущество Израиля не вечно. Соответственно, храм становится тем местом, где можно просить Бога об избавлении от бедствий.
3. 35-36. Об избавлении от засухи. 35 Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, 36 тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
Засуха означает голод и смерть для людей. Земля трескается. Засуха также рассматривается как бедствие, являющееся следствием греха отступления от Бога. Все это исполнилось в Израиле при Ахаве.
4. 37-40. Об избавлении от бедствий в целом 37 Будет ли на земле голод, будет ли моровая язва, будет ли палящий ветер, ржавчина, саранча, червь, неприятель ли будет теснить его в земле его, будет ли какое бедствие, какая болезнь, 38 при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, 39 Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих: 40 чтобы они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим.
От эпидемий, от саранчи... Именно в этом храме с воспитательной целью – чтобы народ боялся и почитал Бога.
5. 41-43. О молитве иноплеменников в храме. 41 Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, -- 42 ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, -- и придет он и помолится у храма сего, 43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.
Ветхозаветная религия не является узконациональной. Это одно из мест, которое говорит об этом. Храм открыт для всех, и к Богу может обратиться любой человек, независимо от происхождения.
6. 44-45. О тех, кто уходит на войну. 44 Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, 45 тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них.
7. 46-50. О плененных, повернувшихся лицом к храму. 46 Когда они согрешат пред Тобою, -- ибо нет человека, который не грешил бы, -- и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; 47 и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: "мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"; 48 и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, 49 тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них; 50 и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним.
Соломон предвидел будущее пленение Израиля. Храм должен стать тем местом, где будет услышана молитва о находящихся в земле неприятеля и повернувшихся лицом к храму.