Рождество пресвятой богородицы
Сентября
Тропарь праздника,
глас 4-й
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Перевод: Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак, глас 4-й
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Перевод: Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
ОДУШЕВЛЕННОЕ НЕБО
Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам в такой степени, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына, запечатленные в канонических Евангелиях. Однако сегодня невозможно себе представить церковную жизнь без Богородичных праздников, затрагивающих основные моменты Ее жизни: Рождество, Введение во Храм, Благовещение и Успение.
Радуйся, Марие!
Почитание людьми Божией Матери, сначала просто человеческое, началось еще во время земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому чтению, которое звучит почти на все Богородичные праздники, некая жена, возвысив глас из народа, восхвалила чрево, носившее Спасителя, и сосцы, Его питавшие (Лк. 11:27). Но тайна Боговоплощения, центральная в деле нашего спасения, привлекала благоговейное внимание и к Той, Которой выпало послужить этому чуду. И то, что евангелист Лука взял на себя труд собрать свидетельства о событиях, сопутствовавших Рождеству Христову, говорит о начале уже религиозного почитания Приснодевы в апостольский век.
Из приветствия архангела Гавриила Радуйся (равнозначно латинскому « Ave !» и русскому «Здравствуй!»), Благодатная! Господь с Тобою! (Лк. 1:28) и приветствия праведной Елизаветы: « Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего» (Лк. 1:42) сложилась древнейшая песнь в честь Богородицы, известная всем без исключения христианским традициям. В греческом варианте и — соответственно — славянском переводе она снабжена дополнительным обращением в начале: Богородице Дево… и традиционным для молитвенных обращений окончанием с указанием на причину такого обращения: яко («так как») Спаса родила еси душ наших.
Пронареченная от родов древних.
В VII веке возникает праздник Рождества Богородицы, приходящийся на первый месяц церковного года — сентябрь. Тропарь праздника Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней… очень напоминает тропарь Рождества Христова: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Жизнь Богородицы с самого рождения тесно переплетается с Ее будущим служением — быть Матерью Спасителя Мессии. Несколько ярких ветхозаветных прообразов навсегда закрепляются в христианском сознании за Нею: лествица от земли до неба, юже Иаков виде во сне (Быт. 28:10–17); восточные врата из видения пророка Иезекииля (44:1–4), которыми пройдет только Господь Бог Израилев, и будут затворена — «останутся закрытыми»; и дом, который создала Себе Премудрость, то есть Сам Христос (Притч. 9:1). Все эти важнейшие прообразы Богоматери звучат в Богородичные праздники в составе паримий — ветхозаветных чтений на вечерне.
Но чаще других упоминается в этот день прообраз, прямо относящийся к чудесному рождению Богородицы от пожилых бездетных супругов, —прозябший (т.е. «проросший») корень Иессея (отца царя Давида). Пророчество Исаии (11:1), говорящее о рождении Мессии из рода Давидова во время его смиренного состояния, когда от него останется только корень, не видный из-под земли и не позволяющий ожидать ростка, с особенной точностью исполнилось в рождении Приснодевы от неплодных родителей. Эта тема праздника отражена и в величании: чтим еже от неплодове преславное рождество Твое — «почитаем Твое от неплодной [Анны] непостижимое рождение».
Из этих прообразов произрастают поэтические образы праздничных стихир: Днесь Иже на разумных престолех почиваяй Бог престол свят на земли Себе предуготова… — «В этот день Бог, покоящийся на умственных Престолах (один из чинов ангельских), приготовил Себе святой Престол на земле (Свою Матерь)…». Утвердивый мудростию небеса небо одушевленное человеколюбием содела… — «Премудро Закрепивший [бездушные] небеса [при творении — ныне] по человеколюбивому [домостроительству] создал Небо с живой душой (Богородицу)». Се Света чертог и книга Слова животнаго из утробы произыде… — «Вот, [будущий] дворец Света (Христа) и [будущая] книга Слова жизни рождается из материнского чрева…». Яже к востоком дверь, рождшися, ожидает входа Святителя великаго, едина и единаго вводящи Христа во вселенную во спасение душ наших – «Восточная дверь (Богородица), родившись, [теперь] ожидает входа Первосвященника (Христа), — единственная, через Которую единственный Христос прошел в мир, чтобы спасти наши души».
ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ