Рождество Пресвятой Богородицы

Двунадесятый праздник, отмечается 8 (21) сентября.

В земледельческом календаре начало осени называли осенинами или оспожинками. В это время завершалась жатва и обеспечивалось благосостояние семьи на будущий год. Поэтому осенины отмечали как праздник урожая. Встречая осень, обновляли огонь: старый гасили и зажигали новый, его высекали из кремня.

Основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород и дом: начинался сбор овощей. Прежде всего заготавливали лук. Обычно в день Рождества Пресвятой Богородицы устраивали угощение для всей семьи: варили пиво, закалывали овцу (барана), из муки нового урожая пекли пирог.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели игровые песни:

Вейся ты, хмель, перевейся На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое! А приволье-то большое, мужики богаты! Что мужики-то богаты, каменны палаты! Что каменны палаты, двери золотые, Что маковки литые!

Н. А. Некрасов использовал эту песню в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Святки

Название праздника происходит от словосочетания «святые вечера». В XVIII веке Святки продолжались с Николы зимнего (6 декабря) до Крещения (7/19 января). Со временем период Святок сократился, в настоящее время они продолжаются от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (7/20 января).

Рождество Пресвятой Богородицы - student2.ru

Святочная маска-рожа.

Основной формой проведения досуга во время Святок считаются посиделки, на них собираются раздельно девушки и юноши. Особенно разнообразно и интересно проходят девичьи посиделки. Основным занятием на них являются обрядовые игры и гадания. В театрализованных народных играх сочетаются элементы народной комедии и эротические мотивы. Поэтому в большинстве игр принимают участие как девушки, так и юноши, которые специально для этого приходят в избу, где происходят девичьи посиделки.

Нередко в игре принимают участие ряженые. Одной из общих является игра в кузнеца, где главным участником становится юноша с большим деревянным молотом — кузнец, намазывавший перед началом игры лицо сажей. За кузнецом идут помощники, переодетые стариками. Они несут высокую скамью, покрытую спускающимся до пола покрывалом.

Игра начинается с того, что кузнец предлагает «старых на молодых перековать». Вначале он обращается к одной из девиц (как правило, старшей): «Хочешь ли я тебя на молодую переделаю?» Девушка отказывается, тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков: «Ну-ка ты, старый черт, полезай под наковальню, я тебя перекую». Старик прячется под скамейкой, а кузнец бьет по ней молотом. В это время парень сбрасывает наклеенную бороду и предстает в своем обычном виде.

Рождество Пресвятой Богородицы - student2.ru

Гадание на Святки. Лубок. XIX в.

«Перековав» подобным образом всех «стариков», кузнец снова обращается к девушкам, спрашивая у каждой: «Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать?» Между кузнецом и девушкой происходит диалог, и каждая девушка получает небольшой подарок. Выкупая его, она должна поцеловать кузнеца. Он же старается испачкать девушку сажей.

Рождество Пресвятой Богородицы - student2.ru

Гадание на Святки. Лубок. XIX в.

У всех славянских народов на Святки распространена игра в барина. Один из юношей надевает костюм необыкновенной толщины, высокую шапку и мажет лицо сажей.

Затем он берет в руки длинную трубку, имитирующую курительную. Затевая игру, «барин» входит в избу с кучером (или слугой) и мальчишкой-казачком. «Барина» усаживают на скамью, после чего между ним и кучером происходит диалог:

Хочу жениться,— заявляет барин.

Что? — переспрашивает кучер.

Жениться,— повторяет барин.

Телиться? — переспрашивает кучер.

Жениться,— отвечает барин.

Ягниться? — переспрашивает кучер.

Наконец кучер выбирает одну из девушек и подводит ее к «барину». В соответствии с правилами игры девушка упирается и не идет. Кучер подгоняет ее ударами кнута и кричит: «Благодари барина, целуй барина».

Вслед за «барином» «женятся» остальные юноши, каждый из них подходит к «барину» и спрашивает у него разрешение. После этого начинается выбор невест, который продолжается до тех пор, пока юноши не разберут всех девушек. Подобные игры проводились для того, чтобы преодолеть естественную скованность вступивших в брачный возраст молодых людей, поощрить юношей начать период ухаживания, а девушек — выбирать суженого.

Многие святочные игры впоследствии стали детскими, например «Барыня прислала сто рублей», молчанка, фанты.

На посиделках обязательно пели святочные песни, причем только девушки. Если юноши пытались войти в это время в избу, их выгоняли. Песни исполняли как диалог между двумя группами присутствующих. Обычно одна группа загадывала загадки, а другая их разгадывала.

Песня открывалась прологом:

Загануть ли,

Загануть ли,

Да красна девка,

Да красна девка,

Да семь загадок,

Да семь мудреных,

Да хитрых мудрых,

Да все замужеских,

Да королецких,

Да молодецких?

Другая сторона отвечала:

Да загани-ко,

Да красна девка,

Да красна девка,

Да семь загадок,

Де семь мудреных,

Да хитрых мудрых,

Да все замужеских,

Да королецких,

Да молодецких.

Затем первая сторона задавала вопросы:

Кто греет?

Кто греет?

Да во всю землю, -

Да во всю руску,

Да во всю святоруску.

Вторая сторона отвечала:

Солнце греет,

Солнце греет

Да во всю землю,

Да во всю руску,

Да во всю святоруску.

Святочные вечера завершались гаданиям. Поскольку, как и все переходные периоды года, Святки считаются временем наибольшей активности нечистых и потусторонних сил, во время праздника старались выяснить будущую судьбу.

Святочные гадания обычно начинались, когда девушки собирались домой. Чаще всего каждая из участниц посиделок поочередно бросала сапог через порог в сени. Если он падал носком к порогу, то в текущем году девушку не ожидало замужество; если пяткой, то она могла выйти замуж. Местом гадания становились и ворота дома, через которые также бросали обувь. Девушки гадали и на банника, и на домового, поочередно подходя к двери бани и задирая платье. Если чувствовалось тепло, то это к замужеству. Те же действия совершали и у двери хлева.

Кроме общих, существовали индивидуальные гадания. Так, вернувшись домой со святочных посиделок, девушка ложилась спать, положив под подушку свой гребень. Если поутру на нем оказывался волос — девушка скоро выйдет замуж. Цвет волоса указывал на цвет волос будущего мужа.

Любое гадание считалось делом греховным, поэтому после него требовалось очиститься святой водой, покаяться во время исповеди и принять причастие.

Сочельник

— см. Рождество Христово

Спасы

Три праздника, отмечаемые в августе.

Первый Спас отмечается 1 (14) августа в день священномучеников Маккавеев, погибших за христианскую веру в 175 г. н. э. Свое название он приобрел в память о знамении русским воинам от иконы Спасителя перед битвой князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Вдохновленные поддержкой свыше, они почувствовали в себе несокрушимую силу и разбили численно превосходившего их противника.

Рождество Пресвятой Богородицы - student2.ru

Сеятель. Рис. Н. Каразина

Первый Спас называется Медовым, или мокрым. Обычно после него начинается интенсивный сбор меда. Первые соты жертвуют в церковь на помин родителей. Название «мокрый» объясняется тем, что в этот день во многих областях России совершался летний водосвятный молебен. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служили молебен, после которого все купались. Затем в реку загоняли скотину, полагая, что она станет здоровее.

С Первого Спаса начинался интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, а также заготовка кедровых шишек. С этого дня вычищали овины, готовили гумна для обмолота. В начале августа начинали подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна бросал самый старший член семьи. Его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковское счастье».

Для защиты от нечистой силы во время Первого Спаса совершался особый обряд — обсыпание маком: семенами дикого мака обсеивали дом. Верили, что маковые семена защищают от нечистой силы, и прежде всего от ведьм.

Второй Спас отмечают 6 (19) августа в день Преображения Иисуса Христа (Преображения Господня). В Евангелии рассказывается, что в этот день Иисус Христос с двумя учениками поднялся для молитвы на гору Фавор. Там Господь преобразился: его одежды стали белыми, от лица и рук начало исходить сияние. Событие отразилось и в народном названии праздника — Спас на Горе.

Иногда Второй Спас называют Яблочным, поскольку с середины августа начинается интенсивный сбор яблок и овощей. Именно со дня Спаса разрешалось есть садовые яблоки. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в раю (в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Тимофеевна говорит, что до Спаса яблока в рот не брала).

В день Второго Спаса совершался особый ритуал столования. Вокруг церквей ставили столы и раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки. После завершения обедни священник благословлял плоды, читая над ними молитву. Хозяева жертвовали в пользу нищих «начатки» — небольшие порции каждого из собранных плодов. Отсюда возникла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».

После обедни от церкви направлялся крестный ход в гороховое поле, где служился молебен. После него наступали гороховые розговины, и все угощались горохом. Интенсивная уборка урожая сопровождалась приговорами: «Вовремя собрать — вовремя убрать», «После Второго Спаса дождь — хлебогной!»

Праздник завершался гуляньем в поле. Во время ритуала исполнялись особые песни, в которых провожали закат солнца и приветствовали наступающую осень. В некоторых областях день Второго Спаса называли осенинами: «Со Спасо-Преображения — погода преображается», «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас!»

Третий Спас празднуется 16 (29) августа — после дня Успения Пресвятой Богородицы — в день Нерукотворного образа Спасителя. В Евангелии рассказывается, что во время пути на Голгофу Иисус Христос остановился передохнуть. Какая-то женщина дала ему убрус — полотенце, чтобы вытереть пот, и на ткани отпечатался его лик. Событие отразилось в народном названии праздника — Спас на Полотне.

Рождество Пресвятой Богородицы - student2.ru

Наши рекомендации