Тропарь Леониду Устьнедумскому

Божественною любовию и житием духовным /от юности распалився, преподобне, /
и вся, яже в мире красная, возненавидев, /Христа единаго от души возлюбил еси, отче, /
легкое иго на рамо взем, /Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь /достиже пустыни /и в ней многолетне подвизался еси /в трудех многих и слезах, /всяким злостраданием плоть свою изнуряя. /Отонудуже Бог, твоя труды видев, /умножи тебе чада в пустыни. /Но яко имея дерзновение к Богу, /моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде, /да избавит нас от всех навет вражиих /и спасет души наша.

Тропарь Леониду Устьнедумскому - student2.ru
Прп. Лазарь Галисийский. Фреска

Преподобный Лазарь Галисийский

Дни памяти: 17 / 30 Июля (Перенесение мощей), 7 / 20 Ноября

Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии[68], в городе Магнезии[69]. Образованный и Боголюбивый юноша, Лазарь стал иноком в обители святого Саввы Освященного, основанной великим подвижником благочестия в Палестине. Десять лет провел преподобный в стенах этой обители, стяжав любовь и благоговение братии перед высотой его монашеского подвига.

Рукоположенный Иерусалимским патриархом во пресвитера, преподобный Лазарь возвратился на родину и поселился недалеко от Эфеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его". На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Вскоре к великому подвижнику стали стекаться иноки, жаждущие мудрого духовного окормления Боговдохновенным словом и благим примером святого. Так возник монастырь.

Получив откровение о своей скорой кончине, преподобный оповестил об этом братию, но по слезной молитве всех Господь продлил земную жизнь святого Лазаря еще на 15 лет.

Преподобный Лазарь скончался 72-х лет, в 1053 году. Братия похоронила тело святого в столпе, на котором он подвизался. Преподобный прославлен многими посмертными чудесами. Память преподобного чтится, как в день преставления, так и в перенесения мощей (об этом событии информацию найти не удалось).

Тропарь Лазарю Галисийскому

Бденными молитвами, теченьми слезными столп омочил еси, /и из глубины воздыханьми / во сто трудов уплодоносил еси, /и был еси пастырь, всем подая прощение, /преподобне отче наш Лазаре: /молися Христу Богу /спастися душам нашим.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Антоний Новицкий. Чин полиелея возглавлял о.Евгений Кузнецов… Пели оба штатных хора собора. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[70] пело духовенство в алтаре.

Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Воскресная служба совмещалась со службой Святым Отцам (а в центре храма, на аналое, лежала икона Святых Отцов семи Вселенских Соборов). При этом каноны были максимально сокращены, а катавасии на этот раз пелись лишь после 3, 6, 8 и 9 песни, как раньше, а не после каждой, как было до этого.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с воскресным днем и напомнил расписание служб, заметив, что позднюю литургию, как ожидается, будет служить правящий архиерей.

Литургия.

В сам день я был на службе также в соборе – на поздней литургии. К встрече архиерея явно готовились, однако его не было. Служили о.Евгений Кузнецов и о.Алексий Ковалев из храма Новомучеников (он возглавлял службу) при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 10Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

19Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

26Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- 29для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

30От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.

Это послание апостол посвящает увещанию паствы, чтобы прекратить распри в ее среде. Здесь он призывает к единомыслию, чтобы «вы соединены были в одном духе и одних мыслях». Апостол призывает к единству, которое невозможно без любви, о чем он написал в другом месте: «страдает ли один член, страдает с ним и все тело….». Апостол не просто поучает, но призывает стяжать то же, что имеет и сам. Такая любовь несовместима с распрями, ибо в Церкви должно быть единстве в Господе, а не размежевание на какие-то группировки и секты, враждующие между собой. Священство же призвано приводить людей не к себе, а к Богу, потому и верующие должны акцентировать внимания не на них, а обращать ум к Богу. Но если в людях царит любовь, то и распри утихают, почему апостол и призывает к этому (ведь любовь – это то, что должно отличать христиан).

Евангелие (от Матфея): 1В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18Он сказал: принесите их Мне сюда.

19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Господь являет свою власть над тварью, чудесным образом насыщая пятью хлебами и двумя рыбами целую толпу (пять тысяч было одних мужчин, а были еще женщины и дети, так что на самом деле там могло быть тысяч десять или даже двадцать). При этом Господь внушает ученикам попечение о народе, одновременно испытывая их веру. Святитель Феофан Затворник рассуждает по поводу этого текста, сравнивая то, как Господь раздает хлеба, чудесно умножая их, ученикам, а те – народу, с обычным служением священника, преподающего народу Слово Божие, а также – Благодать Божию в Таинствах Церкви. сути, это действительно так. Апостолы именно так вскоре должны будут раздавать народу дары Духа Божия в Таинствах, а значит, заботиться о народе они должны будут научиться заранее. Что же касается народа, то он остался глух к совершенному чуду. В Евангелии от Иоанна описывается то, как люди хотели взять Христа и сделать царем, но Он ушел от них, ибо пришел Он не для этого. Но потом, когда они встретили Его, то стоило Ему сказать о вере, как они заговорили: «какое ты дашь нам знамение, чтобы мы Тебе поверили?» То есть, ни совершенные им исцеления, ни самое чудо насыщения стольких людей пятью хлебами, не тронули их души, хоть умножение хлебов произвело на них впечатление. Но они пожелали не обращения на путь веры, следования путем, о котором говорил им Господь, а продолжения умножения хлеба, чтобы получать его просто так, не трудясь. Но Господь не желает развращать народ. Он заботится о человеке, но через дарование успеха в его собственных делах и то в такой степени, какую человек может вынести, не развратившись. Вместе с тем, в том, что бог заботится о нас, сомневаться не следует, ибо лишь с Его помощью человек может наследовать спасение. Потому да не забываем об этом…

И чтения праздника Святых Отцов. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников

Наши рекомендации