Наши юбиляры. леониду михайловичу попову - 60 лет

Автор:

Жизненный путь заслуженного деятеля науки Республики Татарстан, доктора психологических наук, профессора Леонида Михайловича Попова связан с Казанским университетом, в котором он прошел путь ученого и педагога от ассистента до профессора, и с Институтом психологии РАН, где он обучался в аспирантуре под руководством Я. А. Пономарева, защищал кандидатскую и докторскую диссертации.

В научной деятельности Леонид Михайлович стремится восстановить исторические корни Казанской университетской психологической школы, у истоков которой стояли В. М. Бехтерев, В. С. Мерлин, Е. А. Климов, Н. М. Пейсахов, где учился А. Р. Лурия, и построить свои научные изыскания, а также готовить своих учеников как продолжателей научных идей, методов исследования именитых предшественников, а также тех идей в области психологии творчества, человека как субъекта развития, которые он вобрал у своих учителей в Институте психологии РАН - Я. А. Пономарева, К. А. Абульхановой и А. В. Брушлинского.

Л. М. Попов является автором концепции личности как субъекта развития и саморазвития, разработанной в 1989 - 1999 гг. и сконцентрировавшей оригинальные идеи в области психологического механизма творчества, лучших достижений отечественной и зарубежной психологии личности. Три монографии: "Инициатива и общение в творчестве", "Психология самодеятельного творчества студентов", "Добро и зло в психологии человека" (с соавторами), одна из них была удостоена университетской премии, и более 150 публикаций раскрывают основные положения концепции. Под руководством Л. М. Попова подготовлено и защищено 18 кандидатских диссертаций.

Многогранна организаторская деятельность профессора Л. М. Попова. С 1994 г. Леонид Михайлович заведует кафедрой психологии в КГУ. По его инициативе в Казанском университете открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, где он является председателем. Кроме того, он - член докторского спецсовета в Институте психологии и педагогики среднего специального образования РАО и ряда других диссертационных советов Казанского университета. В 2003 г. он инициирует и непосредственно участвует в создании факультета психологии, назначается его деканом и заведующим кафедрой психологии личности. Благодаря его активности расширились международные связи факультета психологии: заключено соглашение о научном сотрудничестве с Ассоциацией ССМ (Мюнхен), факультетом психологии, медицины Лейпцигского университета, Институтом клинической психологии Гамбургского университета. Л. М. Попов - член президиума учебно- методического объединения классических университетов в РФ по специальности 0204 - психология, член экспертной комиссии по лицензированию и аттестации Министерства образования РФ.

Сегодня факультет психологии, которым он руководит, - один из престижных в университете и городе с ежегодным конкурсом 8 - 9 человек на место, а студенты-психологи за короткий срок становления отделения стали участниками и победителями конкурсов в России и Республике Татарстан, активно участвуя в научных и практико-ориентированных проектах.

За высокий профессионализм в научной и организаторской деятельности и вклад в развитие психологии доктор психологических наук Л. М. Попов был избран действительным членом Международной академии психологических наук и членом-корреспондентом Академии гуманитарных исследований. В апреле 2003 г. он избран Председателем Татарстанского отделения РПО.

Он - блестящий ученый, умеющий объединять профессионалов, создавать творческий коллектив единомышленников, атмосферу открытости, доброжелательности и демократии, присущую традициям казанского университетского менталитета.

стр. 122

Критика и библиография. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА" / ПОД РЕД. А. В. БРУШЛИНСКОГО, М. И. ВОЛОВИКОВОЙ

Автор: И. Е. ЗАДОРОЖНЮК

Задорожнюк И. Е., кандидат философских наук, Москва

М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.

Книга предваряется некрологом на первого ее редактора, члена-корреспондента РАН, директора Института психологии РАН Андрея Владимировича Брушлинского, что говорит о невосполнимости этой потери для психологической науки и практики.

В данной коллективной монографии А. В. Брушлинский и остальные 12 авторов (все они, за исключением двух, - ведущие ученые ИП РАН) намечаются и осваиваются новые направления исследований теории субъекта. Например, начала субъектности прослеживаются от самых ранних стадий развития индивида, обосновываются инновационные и продуктивные подходы к психологии коллективного субъекта. В этом плане общая тема коллективной монографии и привлекает, и настораживает узнаваемостью, - в ней ставятся проблемы, определяющие основные направления современной отечественной психологии, и не имеющие однозначного решения. Это требует от авторов ответственности в выборе конкретных тем и необходимости поддерживать высокий уровень в исследовании психологии субъекта.

Книга открывается главой "О критериях субъекта", написанной А. В. Брушлинским. Она подводит итоги - конечно же, неокончательные из-за их принципиальной незавершаемости, как незавершаем в своем бытии и сам субъект - углубленных разработок психологии субъекта, которые начались трудами С. Л. Рубинштейна еще 80 лет тому назад, но систематическое и всесторонне развитие получили лишь в 1980 - 1990х гг. И автор связывает импульсы к ее завершению с необходимостью ответить на вопрос: что же такое человек, личность в условиях свободы? Причем надежный ответ на него можно получить лишь в рамках науки.

Субъект определяется А. В. Брушлинским как "человек, люди на высшем (индивидуализированно для каждого из них) уровне активности, целостности (системности, автономности и т. д." (с. 9). Данное определение задает масштаб подхода к самым разным сторонам психической жизни человека, психологии коллективного субъекта, человечества как субъекта. Категория субъекта при этом не только "приподнимается" до философских высот, причем правомерно, в соответствии с замыслами и алгоритмами ее анализа, разработанными еще С. Л. Рубинштейном, но и "опускается" до уровня субъектной психофизики, успешно разрабатываемой специалистами ИП РАН.

Решение проблемы критериев субъекта заключается в том, чтобы отграничивать психологию субъекта именно как отрасль психологической науки. Причем такую отрасль, которая непосредственно побуждает к развертыванию и другие отрасли: психотерапию, психодиагностику, экономическую, экологическую, политическую, историческую, юридическую и другие психологии. Как раз вследствие данной, если можно так выразиться, наполняемости субъектностью, как отмечено в статье, "почти все сферы общественной практики (промышленность, образование, здравоохранение, бизнес, управление, психологическое консультирование и т. д.) получают теперь в той или иной степени психологическое обеспечение" (с. 22). И социально значимый запрос на такое обеспечение и подобную наполняемость требует укрепления единства теории, практики и эксперимента - с учетом ведущей роли субъекта и понимания значения обратных связей как регуляторов его деятельности. Глубокие теоретические размышления о природе таких связей, их месте в процессах саморегуляции субъекта и завершают эту поистине мудрую статью, открывающую новые возможности исследований в рамках психологической науки.

Как отмечает автор следующей главы монографии К. А. Абулъханова, весьма интересна и сама история теории субъекта. Предыдущий рубеж веков характеризовался кризисом психологии. Конечно, разговоры о кризисе шли и после этого рубежа; более того, ситуация с определением предмета психологии в чем-то перманентно кризисна, хотя вовсе не контрпродуктивно. Но тот крупнейший кризис породил один из непререкаемых постулатов - психология субъекта! Категория субъекта была реабилитирована С. Л. Рубинштейном для психологии еще в его ранних работах, можно сказать, раз и навсегда, хотя об этом часто и настойчиво забывалось в рамках "советской" психологии. Но к следующему рубежу веков введенная и корректно сформулированная

стр. 123

философско-психологическая концепция субъекта и категория субъекта "обнаруживает все новые и новые философские, методологические и конкретно-научные значения" (с. 34).

Конкретизацией категории субъекта в широких социальных контекстах отличается третья глава монографии, написанная А. Л. Журавлевым и посвященная психологии коллективного субъекта. Такое ее применение позволяет сделать плодотворные усилия по дифференциации и спецификации групповых явлений, изучаемых в основном социальной психологией; по-новому проявляются возможности противостояния множащимся угрозам общностей людей как коллективных субъектов, правомерно доказывает автор.

Понятие коллективный субъект всегда учитывалось серьезными психологами, хотя слово "коллективизм" ранее едва ли не табуировалось рядом стремившихся обогнать моду психологов в России. Но группа людей, выполняющих совместную деятельность, как раз и является коллективным субъектом по самым высоким критериям оценивания. В главе приводятся аргументы в пользу именно такой трактовки, обосновываемой С. Л. Рубинштейном и А. В. Брушлинским, а также В. М. Бехтеревым и Б. Ф. Ломовым.

Конечно же, коллективный субъект - вовсе не продукт "Мейд ин Россия", и лучшим доказательством этому являются переориентации большинства направлений современной западной социальной психологии на гуманистическую парадигму, которая при определенных приближениях вполне сопоставима с концептом коллективного субъекта. Просто, как и в некоторых других аспектах, отечественные ученые "догадались" об этом ранее других. Автор же данной главы выделяет и взаимоувязывет различные аспекты понимания понятия "коллективный субъект", соотносимого с понятием "коллектив как субъект"; выделяет их ключевые признаки (в числе которых продуктивная взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов, способность группы проявлять различные формы совместной активности, качество группы к саморефлексии); обосновывает основные направления и схемы анализа коллективного субъекта; выделяет его формально-структурные характеристики.

Глава завершается перечнем сущностно значимых "свойств и совместной деятельности, и коллективного субъекта" (с. 76 - 78): целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность, результативность. За ними следует набор характеристик в основном совместной деятельности (с. 79): "подготовленность, компетентность, профессиональность и т. п. коллективного субъекта". Уже сам набор этих свойств содержит некий эвристический момент, равно как и программу исследований. Но в главе даны и определения указанных свойств, основанные на результатах конкретных эмпирических исследований деятельности коллективного субъекта в самых различных сферах жизни.

Безусловный интерес (и не только психологов) вызывает глава, написанная В. А. Кольцовой и И. Р. Федорковой, где поставлена задача исторической реконструкции основных социально-психологических особенностей московского купечества, которое внесло весомый вклад как в промышленность и торговлю Москвы и России, так и в их социальную инфраструктуру и культуру (хороший нравственный урок нашим "бизнесменам"). Экспликация субъектно-деятельностного подхода на такой "коллективный субъект как московское купеческое общество как особая социально-психологическая общность" (с. 83) дала очень интересные и поучительные результаты. На наш взгляд, не мешало бы рельефнее выделить (квази)религиозную составляющую их деятельности, к примеру, порассуждать о старообрядчестве как некоем аналоге протестантской этики в интерпретации М. Вебера.

В. В. Знаков исследовал субъект-субъектные и субъект-объектные типы понимания высказываний и психологических особенностей партнеров в межличностном общении. Эксперименты показали, что стремление хотя бы одного из партнеров обращаться с другим не как с субъектом, а как с объектом, которым можно манипулировать, пагубным образом сказываются на успешности достижения взаимопонимания. Обнаружено, что психологической предпосылкой манипулятивного поведения является высокий уровень выраженности макиавеллизма личности субъекта. Субъекты с высоким его уровнем в общении отличаются коммуникативной негибкостью, ригидностью. Личностными и ценностно-ориентационными основаниями ригидности, препятствующими достижению взаимопонимания, являются "синдром эмоциональной холодности", низкая эмпатичность, преобладание субъективной значимости социально-статусных ценностей над моральными, представление об универсальности манипуляции как эффективного способа общения, убеждение в собственном превосходстве, игнорирование психологических особенностей партнеров.

А. Н. Славская рельефно выявляет роль субъекта в создании и интерпретации авторской концепции, подчеркивая, что таковая безусловна должна быть у педагога.

В статье В. А. Барабанщикова вводится понятие "перцептивной системы" и обосновывается тот подкрепляемый теорией субъекта существенный момент, что понятие это "позволяет преодо-

стр. 124

леть главный недостаток существующих подходов к исследованию восприятия - отрыв объекта восприятия от субъекта и их внешнее (дизъюнктивное) противопоставление" (с. 215). Подчеркнем, что обоснованная А. В. Брушлинским презумпция недизъюнктивности психических процессов подтверждается статусом указанного понятия со всей определенностью.

Хотелось бы отметить тщательную имплантацию категории субъекта в психофизику, казалось бы, одну из наиболее "обезличенных" отраслей психологической науки. Крупнейший специалист в области психофизики К. В. Бардин показал, что необходима "психологизация психофизики" (с. 221). А это уже путь к субъектно-ориентированному подходу в психофизике, значение которого можно было бы выразить следующей формулой метафорического порядка: нет корреляций без субъектности, но нет и абстрактного субъекта, не задающего конфигураций корреляциям.

В подобном русле и глава об онтогенезе субъекта, о ранних этапах его развития, написанная Е. А. Сергиенко. Основанный на широкой эмпирической базе ее вывод о том, "что в самом начале развития человека как субъекта существуют базовые формы индивидуальности человека, преломляющие изначально воздействия среды" (с. 307), причем относительно уже первых трех лет жизни ребенка, - привлечет внимание самого широкого круга исследователей.

В главе о свойствах субъекта в ракурсе его жизненного цикла В. В. Селиванов, исходя из концепции А. В. Брушлинского о пластичной, процессуальной, недизъюнктивной природе психики, выдвигает свою трактовку стадиального развития субъекта. Таковая позволяет рассматривать его "в качестве динамического, развивающегося начала, но не только как определенный уровень развития человека. Субъект является изначально общественным существом, индивидуально воплощающим всеобще-родовые закономерности движения психики, имеющим (в отличие от животного) свою историю (С. Л. Рубинштейн) и собственный жизненный путь (Б. Г. Ананьев)" (с. 327).

Завершают коллективную монографию статья о прототипическом образе Я, в которой Т. А. Ребеко анализирует представление человека о себе с феноменальной точки зрения и выделяет семь типов такого представления, и статья второго редактора издания М. В. Воловиковой о личности как субъекте становления нравственного и правового сознания. Примечательным в ней является сопоставление контрастных мировоззренческих позиций психолога С. Л. Рубинштейна и философа И. А. Ильина, которые по-разному обосновывали единую идею о глубокой связи правового и нравственного сознания.

Рецензируемая работа безусловно открывает новые горизонты на всех основных направлениях психологических исследований. Остается добавить, что это не только научная обязанность, но и моральный долг перед памятью великого ученого и человека - Андрея Владимировича Брушлинского.

стр. 125

Критика и библиография. УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В "ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ" В 2003 г., ТОМ 24

Автор:

Абульханова К. А. "В память о Друге". N 2, 49 - 51
Адебовэйл Аканде. "Психологические последствия безработицы у женщин Южной Африки". N 1, 127 - 136
  Академическая премия им. С. Л. Рубинштейна за 2002 год. N 2, 144
Акопов Г. В., Иванова Т. В. "Феномен ментальности как проблема сознания". N 1, 47 - 55
Александров И. О., Максимова Н. Е. "Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания". N 6, 55 - 76
Александров Ю. И., Сергиенко Е. А. "Психологическое и физиологическое: континуальность и/или дискретность?". N 6, 98 - 107
Анцыферова Л. И. "И жизнь, и слезы, и любовь...". N 2, 52 - 56
Аракелов Г. Г., Фефилов А. В. "Изменение узкочастотных ЭЭГ-показателей при арифметическом счете у младших школьников". N 3, 67 - 73
Ахмедова Х. Б. "Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации". N 3, 37 - 44
Бабынин Э. В. "Генетические исследования темперамента". N 5, 81 - 88.
Барабанщиков В. А. "Системная организация и развитие психики". N 1, 29 - 46
Белоус В. В. "Шагнувший в XXI столетие" (некоторые эпизоды-воспоминания об А. В. Брушлинском). N 2, 76 - 77
Бобровников Л. В. "Механизмы мотивационной детерминации нейронной активности в поведении". N 4, 98 - 108
Бобровников Л. В. "Ответ оппоненту". N 4, 109 - 111
Богомолова Е. М. "Оборвавшийся диалог". N 2, 27 - 40
Бодров В. А., Сыркин Л. Д. "Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора". N 1, 73 - 81
Борисов Ю. А., Кудрявцев И. А. "Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена". N 1, 91 - 103
Братусь Б. С. "Общая психология: метафизический и прагматический смыслы". N 3, 101 - 104
Братусь Б. С. "Ученик и учитель". N 2, 71 - 72
Брушлинский А. В. "Психология субъекта" (страницы последней книги А. В. Брушлинского: глава вторая "Психология и тоталитаризм"). N 2, 7 - 14
Брушлинский А. В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета). N 2, 15 - 17
Будякова Т. П. "Психологическая оценка оскорбления личности средствами карикатуры". N 5, 96 - 104
Войскунский А. Е., Петренко В. Ф., Смыслова О. В. "Мотивация хакеров: психосемантическое исследование". N 1, 104 - 118
Воловикова М. И. "Незабываемые уроки". N 2, 73 - 74
Волочков А. А. "Активность субъекта как фактор психического развития" (гипотезы, модели, факты). N 3, 22 - 31
Воронин А. Н., Трифонова И. Г. "Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся". N 6, 77 - 85
Гапонова С. А., Мартынова Н. А. "Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации". N 6, 86 - 94
Горбатков А. А. " Модальная зона активности: к проблеме зависимости эмоций от успешной деятельности". N 4, 78 - 91
Гриценко В. В. "Молодое поколение вынужденных переселенцев: восприятие агрессивного воздействия наркогенной субкультуры". N 4, 19 - 28
Десев Л., Пенова А. "Генчо Димитров Пирьов - выдающийся психолог и деятель просвещения Болгарии". N 6, 95 - 97
Дормашев Ю. Б., Романов В. Я., Шилко Р. С. "Взаимодействие внимания и кратковременного запоминания: новая методика исследования" (сообщение I). N 3, 72 - 79
Дубовицкая Т. Д. "Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста". N 5, 89 - 95
Емельянова Т. П., Мелешко Т. К., Семенов Л. Е. А. В. Брушлинский на Тверской земле (штрихи к биографии). N 2, 22 - 26
Ермолаева Е. П. "Теневые функции должностной роли в структуре профессионального маргинализма". N 3, 56 - 65
Журавлев А. Л. " А. В. Брушлинский в моей профессиональной судьбе". N 2, 57 - 64
Журавлев Б. В. "Мнение оппонента". N 4, 108
Журавлев И. В., Тхостов А. Ш. "Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели". N 3, 5 - 12
Завалишина Д. Н. "Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности". N 6, 5 - 15
Залевский Г. В . "Теория субъекта и фиксированные формы поведения. N 3, 32 - 36
Знаков В. В. "Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия". N 2, 95 - 106
Иванов А. И., Лапа В. В. "Возможности управления динамическим объектом по стереоскопическому изображению". N 4, 43 - 46
Канеман Д., Тверски А. "Рациональный выбор, ценности и фреймы". N 4, 31 - 42
Караяни А. Г. "Слухи как средство информационно-психологического противодействия". N 6, 47 - 54

стр. 126

Карпов А. В. "Рефлективность как психическое свойство и методика ее диагностики". N 5, 31 - 43
Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. "Жизнь в науке как образец подражания: творческие искания и открытия Б. Г. Ананьева". N 5, 5 - 13
Корнилов Ю. К. "Для меня он продолжает жить". N 2, 65 - 70
Кравец С. В., Агарков В. А. Научная конференция "Психология: современные направления междисциплинарных исследований", посвященная памяти Андрея Владимировича Брушлинского. N 2, 132- 143
Кудрявцев В. Т. "Aristos. Слово о Брушлинском". N 2, 41 - 48
Куличенко Л. А. "Становление и развитие английской характерологической школы". N 3, 94 - 100
Лабунская В. А. "Психологический портрет субъекта затрудненного общения". N 5, 14 - 22
Ларичев О. И. "Теория подсознательных решающих правил и ее применение в диагностических задачах". N 1, 56 - 63
Лебедев А. Н., Скопинцева Н. А., Бычкова Л. П., Руманова Н. Б. "О зависимости объема памяти от размера алфавита стимулов". N 3, 80 - 87
Лебедева Н. М., Татарко А. Н. "Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России". N 5, 31
Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. "Миф о разрыве: А. Н. Леонтьев и Л. С. Выготский в 1932 году. N 1, 14 - 21
Ляксо Е. Е., Челибанова О. В., Галунов В. И. "Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни". N 5, 44 - 53
Маттеус В. "Андрей Владимирович Брушлинский в моем сердце". N 2, 78 - 79
  Международная психоаналитическая ассоциация: проблемы и надежды в начале XXI века (интервью с Аленом Жибо). N 4, 72 - 77
Мелешко Т. К. "Утверждаю твое бытие...". N 2, 18 - 21
Нартова-Бочавер С. К. "Понятие "психологическое пространство личности": обоснование и прикладное значение". N 6, 27 - 36
Нестеренко А. И., Васильев В. Н., Загулова Д. В., Робенкова Т. В. "Прогноз тревожности у студенток на основании их типологических различий. N 6, 37 - 46
Николаева В. В. "Б. В. Зейгарник и патопсихология". N 3, 13 - 21
Николаева В. В., Арина Г. А. "Клинико-психологические проблемы психологии телесности". N 1, 119 - 126
Нуркова В. В., Бернштейн Д. М., Лофтус Э. Ф. "Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк)". N 1, 64 - 72
Павлова О. В. "Психосоматические аспекты патогенеза хронических кожных заболеваний". N 5, 74 - 80
Петрова Н. И. "Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация". N 3, 116 - 120
Путляева Л. В., Сверчкова Р. Т. "Методологические семинары А. В. Брушлинского". N 2, 82 - 83
Пястолов С. М., Задорожнюк И. Е. "Психологический прорыв в экономической теории" (предисловие к статье Д. Канемана и А. Тверски). N 4, 29 - 30
Романов В. Я., Дормашев Ю. Б., Шилко Р. С "Взаимодействие внимания и кратковременного запоминания: мнемический эффект Струпа" (сообщение II). N 4, 47 - 53
Россохин А. В. "Психоанализ в России: развитие профессиональной идентичности психоаналитиков". N 4, 66 - 71
Русалов В. М., Рудина Л. М. "Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью". N 6, 16 - 26
Савина Е. А., Ванг Х. Т. "Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст". N 5, 23 - 30
  Свет, оставленный нам на земле. N 2, 6
Селиванов В. В. "Вклад А. В. Брушлинского в понимание психологической природы мышления". N 2, 107 - 113
Сергиенко Е. А. "Становление субъекта: неоконченная дискуссия". N 2, 114 - 120
Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. "Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме". N 4, 54 - 65
Скотникова И. Г. "Субъектная психофизика: результаты исследований". N 2, 121 - 131
Славнов С. В. "Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции". N 1, 82 - 90
Соколова Е. Е. "А. Н. Леонтьев и его время". N 1, 22 - 28
Сухарев А. В., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В., Тимохин В. В., Шапорева А. А., Щербак С. Ю. "Этно-функциональный подход в воспитании и психопрофилактике". N 5, 54 - 66
Тарабрина Н. В. "Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса". N 4, 5 - 18
Умрюхин Е. А., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И. Связь результативности целенаправленной деятельности с параметрами ЭЭГ студентов в ситуации экзаменационного стресса". N 3, 88 - 93
Ушакова Т. Н. "Е. И. Бойко - исследователь механизмов умственной деятельности". N 4, 92 - 97
Ушакова Т. Н. "Мы благодарны Вам, Андрей Владимирович". N 2, 75
Харитонов С. В. "Значение слова "потребность" и его эквивалентов в индоевропейских языках". N 3, 105 - 115
Чораян И. О. "Онтогенетические аспекты совершенствования интеллектуальной деятельности". N 3, 45 - 55
Шапиро А. З. "Творческий дар общения Андрея Владимировича Брушлинского. N 2, 80 - 81
Шестопалова Л. Ф., Перевозная Т. А. "Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению". N 3, 66 - 71
Шорохова Е. В. "О решении А. В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии". N 2, 84 - 86

стр. 127

Юревич А. В. "Структура психологических теорий". N 1, 5 - 13
Якиманская И. С. "А. В. Брушлинский: путь исследователя". N 2, 87 - 94
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ  
  II Международная конференция по личностному смыслу. N 1, 140
Артемьева Т. И., Джидарьян И. А. Научная конференция "Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления". N 6, 110 - 117
Вершинин И. В., Акопов Г. В., Иванова Т. В. Всероссийская конференция "Психология искусства. N 3, 131 - 132
Глозман Ж. М. "А. Р. Лурия и психология XXI века". N 3, 121 - 124
Зобков В. А., Цветков С. А. "Конференция по психологии отношений и регуляции деятельности". N 4, 121 - 123
  Информация о новых книгах. N 4, 124 - 125
Коломеец М. В., Герасимова А. С. "Итоговая научная сессия Института психологии РАН". N 4, 112 - 117
Локшина Э. Х., Луссе А. В. "Экономическая психология: потенциал междисциплинарности". N 3, 127 - 130
Пасечник И. В., Леонтьева А. А. "Психологическая школа, посвященная 100-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева" (заметки студентов - участников школы). N 4, 118 - 120
Посыпанов О. Г., Спасенников В. В. II Конференция РПО "Психология и экономика". N 1, 137 - 139
Фаликман М. В., Печенкова Е. В. Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева: "Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика". N 6, 118 - 121
Шапкин С. А. "VIII Международная конференция по мотивации". N 3, 125 - 126
ХРОНИКА N 1, 13, 126, 136, 140; N 3, 143; N 4, 126 - 128; N 5, 128; N 6, 85, 109
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ  
Аллахвердов В. М. Рецензия на книгу: А. В. Юревич "Социальная психология наук". N 3, 133 - 135
Асеев В. Г. Рецензия на книгу: А. Н. Лебедев-Любимов "Психология рекламы". N 3, 135 - 137
Владимирцев В. А. Рецензия на книгу: А. Л. Гройсман "Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика". N 3, 138 - 139
Воловикова М. И. "По поводу парадокса недизъюнктивности психики". N 6, 107 - 109
Задорожнюк И. Е . Рецензия на книгу: "Психология индивидуального и группового субъекта" / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. N 6, 123 - 125
Задорожнюк И. Е., Цуканов Б. И. Рецензия на книгу: К. А. Абульханова, Т. Н. Березина "Время личности и время жизни". N 3, 137 - 138
Ожиганова Г. В. Рецензия на книгу: М. А. Холодная "Психология интеллекта. Парадоксы исследования". N 1, 141 - 144
Паркин А. Д., Лавруша Ю. В., Ефанов Е. В. Рецензия на книгу: В. И. Артамонов "Психология от первого лица". N 5
Тарабрина Н. В., Калмыкова Е. С. Рецензия на книгу: Е. Т. Соколова "Психотерапия. Теория и практика". N5
НАШИ ЮБИЛЯРЫ  
  Алексею Михайловичу Матюшкину -75 лет. N 5, 110
  Владимиру Александровичу Пономоренко - 70 лет. N 3, 141 - 142
  Георгию Викторовичу Телятникову - 80 лет. N 5, 108 - 109
  Леониду Михайловичу Попову - 60 лет. N 6, 122
  Эра Александровна Голубева. N 3, 140

стр. 128

Наши рекомендации