О почитании св. Ангелов и св. Угодников Божиих.
Вопрос:Кто составляет истинную Церковь Христову?
Все, кто истинно веруют, исповедуют и право славят Христа Спасителя: и живущие на земле, и пребывающие на небе.
Вопрос:Говорится ли в Слове Божием, что земные и небесные исповедники Христа соединены в одно общество, в одну Церковь?
Да, говорится: Бог и Отец Господа... положил ... все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1: 10)
Вопрос:Кто составляет небесную, торжествующую Церковь?
Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. (Евр 12:22-24).
Вопрос:В каких отношениях мы, христиане, живущие на земле, с небесною Церковью?
Мы, как объясняет Апостол, сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19)
Все Царство Божие представляется как бы городом. Глава города - Христос Богочеловек, а свв. Ангелы, праведники, угодники Божии и все православные христиане - горожане.
Вопрос:В чем выражается наше, живущих на земле христиан, отношение к Церкви небесной?
Мы: а) вспоминаем Ангелов и праведников, б) поучаемся от жизни их, в)подражаем им, г) восхваляем их, д) поклоняемся им, е) просим у них молитвы и заступничества пред Богом.
а)
Вопрос:Где в свящ. Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих?
Ап. Павел говорит: Поминайтенаставников ваших, которые проповедовали вам слово Божи. (Евр 13:7)
Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников (Евр. 11 гл); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие их добродетели (Сирах. 44-49 гл)
б)и в)
Вопрос:Говорится ли в слове Божием, что должно подражать праведникам, учиться у них истинной жизни?
Ап. Павел говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайтевере их. (Евр 13:7)
Ап. Иаков говорит: в примерзлострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. (Иак 5:10)
г)
Вопрос:Есть ли в свящ. Писании указание, что нужно прославлять угодников Божиих?
Есть. В Ветхом Завете Господь говорил: Я прославлю прославляющих Меня. (1 Цар 2:30) Псалмопевец же восклицал: да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. (Пс 149:5)
Премудрый же Иисус, сын Сирахов, в своей книге с 44 по 49 главу возвеличивает людей достославных: восхвалим, говорит он, славных мужей (44:1)
Вопрос:Допустимо ли в Новом Завете это прославление людей Богоугодных?
Сам Христос Спаситель в молитве к Богу Отцу сказал об Апостолах так: славу, которую Ты (Отче) дал Мне, Я дал Им (Иоанн 17: 22). Значит, воздавать славу угодникам Божиим нисколько не противоречит воле Божией.
В другом месте Господь говорит: кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Иоан 12: 26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их!!
Вопрос:Почитали ли, действительно, христиане угодников Божиих?
В церкви Христовой угодники Божии почитаются со дней Апостольских. Ап. Иаков говорит: мы ублажаемтех, которые терпели (Иак. 5: 11)
Свв. Апостолы, живя еще на земле, удостоились прославления от христиан: Руками Апостолов, говорится в кн. Деяний Апостольских, совершались многие знамения и чудеса и... из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их (Деян. 5: 12,13)
И Ап. Павел сам свидетельствует Галатам о том, как они относились к нему: , хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. И Апостол не порицал Галатов за такое прославление его, но хвалит, говоря: Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. (Гал 4:13-15)
Если так почитали свв. Апостолов при жизни их, то неужели же меньше прославлять их должно после того, как они претерпели мученическую смерть за Христа?!
Вопрос:Какие у нас есть доказательства от истории, что угодников всегда почитали?
Это видно из того, что в катакомбах в Риме сохранились изображения св. Апостолов и праведников. Если бы не почитали их, то не стали бы христиане изображать их в храмах своих и местах молитвы.
д).
Вопрос:В чем видимо выражается почитание свв. Ангелов, праведников и угодников Божиих?
Оно выражается в поклонении им.
Вопрос:Есть ли в св. Писании примеры поклонения свв. Ангелам?
Есть. В Быт. 19: 1 читаем. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли (Быт 19:1). И о Валааме сказано, что, когда увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. (Числ 22:31).
Когда вождь воинства Господня явился Иисусу Навину, то Иисус пал лицем своим на землю и поклонился(Иис. Нав.5: 14)
Праведные родители Сампсона совершили, по совету Ангела, жертвоприношение Господу, и когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. (Суд 13:20)
Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице моеи лежал лицем к земле. (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к землеи онемел. (Даниил 10:15)
Вопрос:Было ли когда-либо поклонение людям праведным?
Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли. (4 Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в трепете припалк Павлу и Силе (Деян. 16: 29)
Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, которую Ты дал Мне, Я дал им (Ин. 17: 22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия).
Вопрос:Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?
Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился(1 Цар. 28: 14)
е)
Вопрос:В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?
В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас.
Вопрос:Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?
Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. Братия! молитесь о нас (1 Фесс. 5: 25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: не перестаем молиться о вас (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12 :5; Еф. 6: 18,19; 1: 16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5: 16).
Вопрос:Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?
Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.
Ап. Иаков говорит: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (Иак 5:16-18) Вот насколько действенна молитва праведного!
Так и Ап. Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их (1 Петр. 3: 12; ср. Пс. 33: 16). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных. Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха (Быт. 20: 7, 17)
Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им: пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. (Иов 42:8)
Ясно, что Господь слушает праведников, поэтому и должно просить у них молитв их.
Вопрос:Могут ли праведники после своей смерти ходатайствовать за грешных людей, живущих на земле?
Могут, потому что мертвых у Бога нет: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук. 20: 38)
Да и не может любовь людей, молившихся за своих ближних, прекратиться, потому что сказано в свящ. Писании: любовь никогда не перестает (1 Кор. 13: 8)
Вопрос:Можно ли указать из св. Писания, что, действительно, угодники Божии ходатайствуют за нас пред Богом на небе?
Можно. Господь чрез прор. Исаию говорил еврейскому народу: ходатаи твои отступили от Меня (Ис. 43: 27) Значит, могут быть ходатаи пред Богом, и Господь Сам объясняет, когда уже бессильно ходатайство пред Ним. Когда прогневался Господь на Израильский народ при царе Манассии (около 690-го года до Р.Х), то сказал пророку Иеремии: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. (Иер 15:1). Вот еще доказательство того, что возможно ходатайство праведников! А в книге Маккавейской описано, что Иуда Маккавей видел такое видение: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. (2 Мак 15:12-14)
И души убиенных за слово Божие, по научению Откровения, просят Господа о мщении (Откр. 6: 9). В том же Откровении читаем: и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. (Откр 5:8). И еще: Ангелу дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святыхвозложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. (Откр 8:3,4)
Вопрос:Можно ли доказать из св. Писания, что к Ангелам люди обращались с молитвой?
Можно. Патр. Иаков, благословляя Иосифа и сынов его, молился так: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48: 16)
Вопрос:Слышат ли Ангелы наши молитвы и могут ли они видеть наши нужды?
Ангелы слышат наши молитвы. Ангел, явившийся прор. Даниилу, говорил, что он слышал его молитвы: с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день (Дан 10:12,13)
Затем, Ангелы и не могут не знать наших нужд, так как Спаситель сказал о верующих в Него: Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18: 6,10)
Вопрос:Помогают ли Ангелы людям?
Ангел Господень, говорит Псалмопевец, ополчается вокруг боящихся Его (Господа) и избавляет их (Пс. 33: 8)
Ангел говорит праведнику Товиту: когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. (Тов 12:12). В книге же прор. Захарии читаем такую молитву Ангела: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, говорит прор. Захария, изрек Господь слова благие, слова утешительные. (Зах 1:12,13)
Таково заступление за нас Ангелов Божиих. Поэтому-то и говорит о них Ап. Павел: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1:14)
Вопрос:Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?
Может. И в св. Писании часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама,Исаака и Израиля.... После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Исх. 32: 11, 13,14) Также и Соломону Господь говорил, что не карает его ради Давида, отца его (3 Цар. 11: 12 ср 13 ст) Наконец, как передается в кн. прор. Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Даниил. 10: 8-14)
Вопрос:Могут ли праведники знать наши нужды?
Конечно, могут и знают. Еще при жизни своей на земле праведники знают, по благодати Божией, много тайного, что грешным людям недоступно.
Когда Гиезий, слуга прор. Елисея, согрешил, догнав исцеленного от проказы Неемана Сириянина и выпросив у него два таланта серебра и две перемены одежд, то Елисей сразу узнал о грехе своего слуги, и, по возвращении последнего, сказал: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? ....Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. . (4 Цар 5:26,27)
О том же прор. Елисее говорится, что во время войны царя Сирийского с Израильтянами он передавал Израильтянам тайные намерения врага. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей. (4 Цар 6:11,12)
Также и слепому пр. Ахии Господь открыл, что к нему пришла жена царя Иеровоама (3 Цар 14: 4-6)
И Ап. Петр узнал, что Анания и Сапфира согрешили Духу Святому, утаивши часть денег, вырученных от продажи их имущества (Деян. 5: 3,4)
Вопрос:Могут ли угодники Божии после своей смерти знать земную жизнь людей?
Жизнь людская угодникам Божиим, переселившимся на небо, известна более, чем когда они жили на земле.
Об Аврааме сказано Спасителем: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался(Ин. 8: 56). Точно так же и умерший пр. Самуил знал все, что делалось в Царстве Израильском после его смерти, и предсказал Саулу, что случится на другой день (1 Цар. 28: 14-19).
Вопрос:Какое у нас есть доказательство от истории, что должно просить угодников молитв их?
На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках сделаны такие обращения к скончавшимся: Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!!
Ясно, что первые христиане, как и теперешние твердо верили, что молитвы скончавшихся угодников сильны и действенны и посему просили их, не так как наши возгордившиеся, подобно бесу, сектанты!
Вопрос:Как должно спрашивать сектантов о почитании свв. угодников?
Что вы, сектанты, за христиане, если отреклись от свв. Ангелов и угодников Божиих и всей Церкви Небесной?! Где в св. Писании нашли вы запрещение чтить Ангелов, угодников Божиих и обращаться к ним с молитвой?
Вопрос:Что сектанты говорят в свое оправдание?
Они ссылаются на два примера из св. Писания: на Деян. 10: 26, где говорится о том, что Ап. Петр не позволил Корнилию, чтобы он поклонился ему, и на Откр. 19: 10 и 22: 8,9, где Ангел не позволил Ап. Иоанну кланяться ему.
Вопрос:Что должно сказать относительно примера Ап. Петра?
Корнилий был язычник, и когда к нему пришел Ап. Петр, то он принял его за Бога и поклонился ему, принимая его за Бога; поэтому-то Петр и заявил Корнилию: Я тоже человек, а не Бог, как значит, подумал Конилий. В язычестве часть людей принимали за богов. Ликаонцы, например, кричали: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове, - и хотели принести им (т.е. Павлу и Варнаве) в жертву волов и венки. Но Апостолы заявили: Мужи! что вы делаете? и мы подобные вам человеки и не позволили обоготворить их. (Деян. 14: 11-15)
Но когда Апостолам воздавалась не Божеская, а соответствующая им честь, то они не препятствовали этому (см. Деян. 16: 29 и Гал 4: 14,15)
О почитании Божией Матери.
Вопрос:Кто больше всех возвышен в Церкви Небесной торжествующей?
Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Божия Матерь, Оттого-то христиане и чтут Ее больше всех и поют Ей: "не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!" Христиане высказывают этим ту мысль, что, если Божия Матерь не поможет нам своими молитвами, то среди твари нет уже никого выше Ее, и нет нам надежды на заступление пред Христом Богом.
Вопрос:Почему христиане называют Ее Богородицей?
Потому, что даже пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. Сам Господь даст вам знамение, сказал пророк Исаия: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14), что значит, поясняет Апостол, с нами Бог (Мф. 1: 23). Также и Елисавета, когда увидела Богоматерь, то от Духа Божия воскликнула: Откуда это мне, что пришла Матерь Господамоего ко мне. (Лк. 1: 43)
Вопрос:На каком основании христиане величают Богоматерь, превозносят Ее выше всех тварей и всячески ублажают?
Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елисавете: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный... (Лук. 1: 46-49) Ясно, что все роды христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог..
Вопрос:Величают ли с Господом и ублажают ли Богородицу сектанты?
Нет, не величают и не прославляют, потому что они не христиане, а еретики. Сектанты не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо - Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова Ев. Матфея (1: 16,20,21,24,25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой.
Вопрос:Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов?
Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что только думали люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3: 23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь сказала Ангелу : как будет это, когда Я мужа не знаю?Ангел сказал Ей в ответ:Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк 1:34,35)
Вопрос:Неужели сектанты не убеждаются такими словами и не чтут Приснодеву Марию Богоматерью?
Сектанты верят не так, как православные христиане; они не могут, очевидно, согласиться, что у Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1: 37)
Вопрос:Было ли такое время, когда не чтили христиане Богоматери?
Нет, такого времени не было. Чтили Богоматерь при Ее земной жизни и еще больше после славного Ее успения, когда тело Ее было воскрешено Господом и прославленным взято на небо.
Вопрос:Что должно сказать сектантам, не верующим тому, что пречистая Богоматерь уже воскрешена и прославлена?
Нужно несчастных сектантов заставлять показать тело Богородицы. Христиане сохраняли мощи угодников Божиих, сохранили ризу Богоматери, - неужели же они не сохранили бы драгоценных мощей Богоматери, если бы Она не была уже воскрешена и прославлена. Христиане всегда высоко чтили Богородицу: это доказывается тем, что еще в первом веке у христиан было много икон Приснодевы Марии. Эти иконы доныне сохраняются в катакомбах. Это доказывают даже ученые еретических вер, не почитающих Богородицы. А свидетельство доброе от недруга самое сильное доказательство.
Вопрос:На каком основании христиане просят молитв и ходатайства Богородицы?
На том основании, что Она - Матерь Спасова. Она еще при жизни ходатайствовала пред Господом о других, и Христос исполнял Ее просьбу. Так Она ходатайствовала за бедняков, у которых Она и Спаситель были на свадебном пиру, и Господь удовлетворил Ее просьбу, претворив воду в вино, в котором был недостаток.(Ин. 2: 1-11)
Вопрос:Что должно разъяснять сектантам, когда они оправдываются в своем непочитании Богоматери тем, что Господь сказал: кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь (Мр. 3: 31-35)?
Когда Спаситель говорил с народом, тогда пришла повидаться с Ним Матерь Его и мнимые братья [сводные], сыновья Иосифа от умершей его жены. Они хотели на время отвлечь Спасителя от поучения народа, чтобы побеседовать о житейских делах, но Господь поставил выше духовное дело, чем житейское, и сказал, что Ему родные -все те, кто исполняет волю Божию.
Что же касается Богоматери, то Она - выше всех людей, как объяснил это Дух Святый чрез Ангела, сказавшего Приснодеве Марии: радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1: 28,30)
Вопрос:Что отвечать сектантам, когда они клевещут, говоря, что Божия Матерь имела, будто, детей после Христа Господа?
Должно говорить, что никогда никто не докажет, что у Богоматери были дети, кроме Спасителя. Богородица пребыла Приснодевой, то есть была Девой до рождества, во время рождества и после рождества Господня. Об этом пророчествовал еще прор. Иезекииль: "И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены". (Иез 44:2)
Вопрос:На каком основании христиане называют Богоматерь Царицей Небесной?
Христос есть Царь неба и земли, и естественно Мать Его - Царица, и почтение должно воздавать Ей, как Матери Царя.
Вопрос:Что должно разъяснять сектантам, когда они безумно сравнивают Богоматерь, которую мы называем Царицей Небесной, с Астартой, и говорят, что прор. Иеремия будто бы обличает наше почитание Богородицы, которой мы печем пирожки, то есть просфоры (Иер. 44: 15-19)?
Нужно разъяснять сектантам, что пророк Иеремия обличал Иудеев, живших в Пафросе, в земле Египетской, в том, что они кланяются Астарте (идолу), называют ее "башней неба", кадят, возливают возлияния и пекут пирожки с изображениями ее. Но то было тогда, когда Богоматери еще не было. Затем идольское изображение нельзя приравнивать к Богородице, потому что никакой Астарты в действительности нет, а Приснодева Мария есть; Она от Духа Божия родила Сына Божия, Царя Небесного, и разумно, поэтому, называть Ее Царицей Небесной.
Вопрос:Почему христиане молятся Богородице: "спаси нас", как скоро спасает Христос, а не Она?
Божия Матерь спасает нас Своими молитвами и благодатию Сына Своего. Даже Ап. Павел говорит: не спасу ли некоторых из них (Рим. 11: 14). Не тем ли более может спасти Божия Матерь?!
О молитвах за умерших.
Вопрос:Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?
У нас, живущих еще на земле христиан, самая близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: Бог соблаговолил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1: 10) Таким образом, мы с умершими - одна семья, а Глава нашей семьи - Христос.
Вопрос:Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?
Апостол Павел так отвечает на это: Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим 14:7-9). Значит, во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге.
Вопрос:В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?
Главным образом в молитве. Молитесь друг за друга, говорит Ап. Иаков (Иак. 5: 16) И Ап. Павел наставляет: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время ... о всех святых (Еф 6:18), т.е. о всех христианах.
Вопрос:Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?
У Господа такого деления нет, потому что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Бога все живы (Лук. 20: 38)
Вопрос:Умершие христиане нуждаются-ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?
Несомненно, нуждаются.
Вопрос:Чем вызывается эта их нужда?
Она вызывается тем, что они люди, и, как люди, не свободны от недостатков (Иова 4: 17-19) и никто из них, умирая, не мог сказать: я очистил сердце мое, я чист от греха моего (Притч 20: 9 ср. Лк. 17: 10. Иак. 3:2)
Вопрос:Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?
Ап. Иоанн разъясняет, что Христос есть умилостивление за грехи наши и не только наши, но и за грехи всего мира. (1 Ин. 2: 2) К этому умилостивителю, Грядущему Судии и обращаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев своих по вере.
Вопрос:Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут услышаны?
Можно, ибо Сам Спаситель сказал, что христианам должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1). Спаситель также говорит истинно верующим: если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам(Ин 15: 7)
Вопрос:Но, может быть, Христос не имеет власти облегчить участь многогрешных (Иак 3:2) христиан, переселившихся в загробный мир?
Господь имеет полную возможность и власть сделать это, потому что Он Сам сказал о Себе: дана мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28: 18) Если так, то у Спасителя есть власть облегчить участь согрешивших грехами несмертными.
Вопрос:Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказывают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылаются при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?
Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.
Вопрос:О каком времени говорит притча о богатом и Лазаре?
О времени ветхозаветном, т.е. о времени до совершения Христом Спасителем искупления.
Вопрос:Откуда это видно?
Из слов Господних видно, что тогда действовал закон Моисеев и пророки: у них т.е. у тогдашних людей, говорит Спаситель, есть Моисей и пророки; пусть их слушают (Лук. 16: 29) Спаситель Сам объяснил в той же 16 главе Ев. Луки, что закон и пророки до Иоанна(Крестителя), а с сего времени, т.е. после Иоанна, Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16: 16) Что теперь не Моисеев закон царствует, это говорится и в Еванг. Иоанна: закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (Ин. 1: 17). Моисеев закон был детоводителем ко Христу (Гал. 3: 24) и конец закона Христос (Рим. 10: 4)
Вопрос:Как же объяснить слова Господа, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из "ада в рай" не могут сделать этого (Лк. 16: 26)?
Эти слова Господни вполне справедливы: перехода из ада в рай не было до того времени, пока Сам Спаситель наш не перешел этой пропасти. Господь в Апокалипсисе говорит о Себе: имею ключи ада и смерти (1: 18). Своею смертью на кресте Он сокрушил вереи (затворы) вечные, содержащие связанных, т.е. отворил двери ада. Христос, повествует Ап. Петр, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом Своим Божественным) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. (1-е Петра 3:18-20)
Вопрос:Что это за непокорные духи, которым проповедал Христос?
Это современники патриарха Ноя. Перед потопом люди очень развратились, так что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6:5) Господь повелел праведному Ною сто двадцать лет призывать их к покаянию (6:3), а самому строить ковчег. И так как люди не покаялись в своем развращении, то Господь повелел Ною войти с семьею в построенный ковчег, и навел на всех потоп. Никто из непокорных людей не остался живым на земле, все погибли в воде. Но когда затопляла их вода, тогда они вспомнили Ноеву проповедь и каялись, однако, наказания избежать было уже невозможно, и плодов покаяния они не могли принести. Они были в адской темнице и ожидали милосердия Божия. К ним-то и пришел Спаситель "духом Своим" в то время, когда плоть его, умерщвленная на кресте, лежала во гробе. Об этом событии поет наша Церковь так, что Христос был "во гробе плотски, в аде же с душею, яко Бог"...
Вопрос:Вывел ли, действительно, Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находившихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?
Да, вывел, ибо говорит Ап. Петр, для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, т.е. значит, умерши плотски, как все люди, жили (далее) по Богу духом (1 Петра 4:6). Посему и Ап. Павел говорит о ветхозаветных людях, что они не без нас достигли совершенства (Евр. 11: 40). Итак, переход из адской жизни к райской, (по Богу), возможен. И сектанты, если отвергают его, то только потому, что не знают Писаний, ни силы Божией (Мф. 22: 29)
Вопрос:Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни?
Это доказывает убедительно Апостол Павел, когда говорит, что Христос восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, говорит вопросо-ответно Апостол, как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли! (Еф. 4: 8,9)
Вопрос:А как думают сектанты о состоянии умерших?
Они считают, что все умирающие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь.
Вопрос:Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?
Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно не нужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздастся всем должное: грешники пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25: 46)
Вопрос:Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут?
Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит Апостол, всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5: 10)
Вопрос:Как же сектанты говорят , что они не подвергнутся суду, потому что сказано-де: Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия (Иоан. 3: 18)?
Сектанты заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией (Мф. 22: 29). В приведенном месте из Ев. Иоанна Спаситель говорит о том, что искренно верующие в Него не подвергнутся наказанию, тогда как неверующие в Божество Его осудятся. А что суд будет одинаково и для праведных и для грешных, это видно из слов Ап. Петра: время начаться суду с дома Божия (т.е. с Церкви Христовой, которая есть дом Божий (Евр. 3:6)), если же прежде, говорит Апостол, с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1 Петр. 4: 17,18). Пусть же не думают сектанты, что по смерти они сразу в рай пойдут; будет и на них еще суд!
Вопрос:Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой-же истинный смысл ее?
Главная мысль Господня в притче та, что, если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.
Вопрос:Чем можно доказать, что главная мысль притчи именно такова?
Для доказательства нужно рассмотреть самую притчу и некоторые события, случившиеся после ее произнесения. Фарисеи не хотели верить Христу, хотя все, что Он говорил и что делал - было согласно с законом Моисеевым и с предсказаниями пророков о Мессии. Фарисеям хотелось признавать только то, что им нравилось, и потому жили они не по Моисееву закону, но по прихотям своим. Вот Спаситель и говорит притчею, что таких людей ничто не изменит: если они закона Божия не слушают, то, пусть даже мертвый воскреснет, не поверят. В притче Господь показывает нечестивца богатого и благочестивого нищего. Богатого Он никак не называл, а нищему дал имя - Лазарь. Затем Господь изображает загробную судьбу обоих. Богач в муках узнал, что ему нет помощи, и жалея своих братьев, которые еще жили на земле, начал просить Авраама о том, чтобы к ним для вразумления был послан вестником Лазарь. Но Авраам на эту просьбу ответил так: у них (у братьев богача на земле) есть Моисей и пророки; пусть их слушают... Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят. (Лук. 16: 29,31) Тогда многие говорили, что они поверили бы только воскресшему мертвецу, и теперь многие повторяют то же; также и сектанты иные говорят, что не желают молиться за умерших, и что, пожалуй, они стали бы молиться, если кто-либо с того света сказал бы, что молитва за умерших полезна. Но Спаситель прямо объясняет, что, кто Писания не слушает, тот даже воскресшему из мертвых не поверит. А чтобы никто не сомневался в словах Господних, Христос доказал это и на деле. В притче Он назвал человека нищего Лазарем, а через некоторое время воскресил Лазаря из Вифании.
Вопрос:Что же, враги Христа стали ли верить в Него после того, как Он воскресил четырехдневного мертвеца?
Нет, не поверили. Узнав о воскрешении Лазаря, враги Господа, посоветовавшись между собою (Ин. 11: 45-52), положили убить его (Господа) (Ин. 11: 53). Таким образом, Спаситель притчей о богатом и Лазаре объяснил и предсказал, что кто Писания не слушает, тот даже и воскресшего не признает за достоверного свидетеля и не поверит ему. Против же молитв за умерших Господь ничего здесь не говорит.
Вопрос:Чего должно просить у Господа в наших молитвах об умерших?
Того же, чего мы просим в своих молитвах о живых: должно просить милости Господней к умершим и благодати Божией, очищающей души их и доставляющей им блаженное состояние.
Вопрос:Молились ли за умерших верующие в истинного Бога?
Молитвы за умерших были еще в Ветхом Завете. Из жизни народа Израильского узнаем, что после одного сражения Иуда Маккавей от всего общества Божия молился о павших воинах: на другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших ... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям.... и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; и