Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета
1. Обетование Аврааму, что в его потомке благословятся все племена и народы земли (Быт. 12:3; 18,18)
2. Предсказание Моисея о приходе великого Пророка (Втор. 18:15,18)
3. Обетование Давиду о вечном Царстве его Потомка (2Цар. 7:12-14)
4. Страдание Мессии (Пс. 21:8-9,17-19)
5. Власть Мессии, Сына Божия, Царя и Первосвященника (Пс. 109:1,3-4)
6. Мессия – отвергнутый краеугольный камень (Пс. 117:22-27)
7. Мессия дарует новый Закон и Слово Господне (Ис. 2:2-4)
8. Рождение Еммануила, что значит «с нами Бог» (Ис. 7)
9. Пророчество о чудесном Младенце-Мессии (Ис. 9:6-7)
10. Пророчество об Отрасли и Новом Едеме (Ис. 11:1-9)
11. Пророчество о Предтече (Ис. 40:3-5)
12. Мессия – кроткий Владыка, Царь народов (Ис. 43:1-7; 49,6-7)
13. Пророчество о страждущем Служителе Господнем (Ис. 53)
14. Пророчество о Новом Завете (Иер. 31:31-32)
15. Пророчество о вечном Завете (Иез. 37:26)
16. Мессия – Камень, сокрушающий царства (Дан. 2:44-45)
17. Мессия – Сын Человеческий (Дан. 7:13-14)
18. Мессия – кроткий Царь (Зах. 9:9)
19. Страждущий Мессия (Зах. 11:10)
20. Пророчество о Предтече (Мал. 3:1; 4,5-6)
Хронология
годы до н.э. | Израиль | годы до н.э. | Иудея | Внебиблейский мир | |
Пророки АМОС и ОСИЯ | Иофам – соправитель Азарии (Узии) | Основание Рима. Гесиод в Греции | |||
Смерть Иеровоама II, воцарение Захарии | |||||
Шаллум (Селлум) низвергает Захарию. Через месяц сам низложен Менахемом. Менахем (Менаим) – данник Ассирии | Смерть Азарии. Призвание пророка ИСАЙИ | Воцарение Тиглатпалассара III в Ассирии | |||
Смерть Менахема, воцарение Пекахии (Факии) | |||||
Пеках (Факей) низлагает Пехию | Смерть Иофама, воцарение Ахаза. Пророчество об Эммануиле. Ахаз | Тиглатпалассар III покоряет Вавилон и Дамаск | |||
Сироэфраимитская война против Иудеи | призывает ассирийцев | ||||
Пророк ОДЕД | Ахаз в ставке | ||||
733/2 | Вторжение Тиглатпалассара III в | Тиглатпалассара III | |||
Галилею. Гошея (Осия) низвергает Пекаха | Языческие культуры в Иудее | ||||
Смерть Тиглатпалассара III, | |||||
Взятие Гошеи под стражу ассирийцами. Восстание Израиля против Салманасара V | воцарение Салманасара V | ||||
Осада Самарии | |||||
722/1 | Падение Самарии | Смерть Салманасара V, воцарение Саргона II |
годы до н.э. | Иудея | годы до н.э | Внебиблейский мир |
Смерть Ахаза, воцарение Езекии. Реформы Езекии. Праздник Пасхи в первый год правления Езекии | Начало Эфиопской династии в Египте. Шабако | ||
713-711 | Антиассирийская коалиция в Палестине. | Войска Саргона в Палестине | |
Протест Исайи Пророк МИХЕЙ | Первый разгром ассирийцами Мардука-Паллидина | ||
Вторая антиассирийская коалиция, Мардук-Паллидин шлет Езекии послов | Смерть Саргона II, воцарение Синахериба. Воцарение Мардука-Паллидина в Вавилоне | ||
1-й поход Синахериба в Иудею | Синахериб разбивает Мардука-Паллидина | ||
Начало рода Ахменидов в Иране | |||
Воцарение Тахарки в Египте | |||
Синахериб разоряет Вавилон | |||
688 (?) | 2-й поход Синахериба в Иудею. Чума заставляет его удалиться | ||
Смерть Езекии, воцарение Манассии (Менаше). Языческая реакция. | |||
Гонение на пророков | Смерть Синахериба, воцарение Асаргаддона | ||
Покорение Египта Ассирией | |||
Воцарение Асурбанипала | |||
Египет освобождается от власти Ассирии. Псамметих I | |||
Смерть Менаше, воцарение Амона. Низвержение Амона. Воцарение 8-летнего Иосии | |||
Обращение Иосии к Богу отцов Пророк СОФОНИЯ | Устранение Асурбанипала. Воцарение его сына Ашурэтельилани. Появление скифов в Передней Азии | ||
Иосия берет под контроль северные области Палестины | Смерть Асурбанипала и Ашурэтельилани | ||
Призвание пророка ИЕРЕМИИ | Воцарение Набопаласара в Вавилоне | ||
ок. 625 | Пророк НАУМ | ||
Отпадение Вавилона от | |||
Обнародование Иосией Торы. | Ассирии и его союз с Мидией | ||
Пророчица ГОЛДА. Иерусалимская реформа | Законы Драконта в Греции | ||
Падение Ниневии | |||
Воцарение Нехо II в Египте. Нехо II | |||
Битва при Мегиддо. Смерть Иосии. Воцарение Иоахаза. Пророк АВВАКУМ. Через 3 месяца Иоахаз низложен Нехо II. Воцарение Иоакима. Проповедь Иоакима в храме. Начало гонений на него | пытается помочь Ассирии против Вавилона и Мидии | ||
Казнь пророка УРИИ | |||
(авг.-сент.) Победа халдеев над Нехо II | |||
604/3 | Ультиматум Навуходоносора Иоакиму. Подчинение Иоакима Халдее | при Кархемише. Воцарение Навуходоносора II в Вавилоне | |
Восстание Иоакима против Навуходоносора II | |||
597(зима-весна) | Смерть Иоакима. Воцарение Ехонии. Осада Иерусалима. Сдача Ехонии и выселение его с первой партией | ||
пленных в Вавилон. Воцарение Седекии в качестве регента | Реформа Солона в Афинах. Смерть Нехо II в Египте. Махавира в Индии (599-528) | ||
Видение пр. ИЕЗЕКИИЛЮ на реке Кебар (Ховар). | |||
Борьба Иеремии против военной партии | Заратустра в Иране (?) | ||
Восстание Седекии против Вавилона. Халдейские войска в Палестине. Ехония брошен в темницу в Вавилоне | Воцарение Хофры в Египте. Восстание Сирии и Финикии против халдеев | ||
Осада Иерусалима халдеями | |||
19 июля | (летом) Арест Иеремии. Пролом в стене Иерусалима | ||
17 августа | Пленение Седекии. Сожжение города и Храма. Вторая партия пленных (осенью). Переселение в Вавилон | ||
Гедалия – правитель. Умерщвление его. Иеремия с остатками иудейского войска уходит в Египет | |||
582/1 | Третье выселение иудеев в Вавилон Набусарданом | ||
Видение Иезекиилю Нового Иерусалима | |||
Рождение Будды | |||
Смерть Навуходоносора II. | |||
Освобождение Ехонии из темницы. ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (В) | Воцарение Амель-Мардука. Милетская философская школа в Греции. Гераклит | ||
Начало фиксации СВЯЩЕННИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (С) | Низложение Амель-Мардука Нериглиссаром | ||
Воцарение Кира Персидского | |||
Смерть Нериглиссара, воцарение Лабши-Мардука | |||
Воцарение Набонида | |||
Валтасар – наместник Вавилона | |||
Рождение Конфуция | |||
ок. 550 | Начало проповеди ИСАЙИ ВТОРОГО | Победа Кира над Астиагом Мидянином | |
Первый поход Кира против Вавилона | |||
Взятие Вавилона Киром осенью; смерть Валтасара | |||
538 весна | Эдикт Кира, разрешающий иудеям вернуться на родину. Отбытие партии Шешбацара. Караван Зоровавеля | Камбис воцаряется в Вавилоне, но с весны Кир принимает титул царя Вавилона | |
Смерть Кира. Воцарение Камбиса II | |||
Покорение Египта Камбисом. Основание буддийского Ордена (Сангхи) | |||
Смерть Камбиса и правление самозванца лже-Бардии | |||
Свержение самозванца и воцарение Дария I Ахменида. Парменид в Элее |
годы до н.э. | Иудейская община | годы до н.э. | Внебиблейский мир |
Пророки АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ | |||
Возобновление постройки Храма | |||
Завершение и освящение Второго Храма | |||
Реформа Клисфана в Афинах | |||
Начало греко-персидских войн | |||
Битва при Марафоне | |||
Смерть Дария I. Воцарение Ксеркса I | |||
Греческие трагики. Геродот. | |||
460-50 | Кризис в иудейской общине. Пророк МАЛАХИЯ | Смерть Ксеркса I. Воцарение Артаксеркса I | |
Неемия в Иерусалиме. Начало восстановления | |||
городских стен | 444/29 | Правление Перикла в Афинах | |
Завершение ремонта стен | |||
433/2 | Поездка Неемии к Артаксерксу I | ||
428/9 | Прибытие каравана Ездры в Иерусалим. Чтение Торы на празднике. | ||
Официальное провозглашение иуадизма | Смерть Артаксеркса I |
годы до н.э. | Ветхий Завет | годы до н.э. | Внебиблейский мир |
ок. 400 | КНИГА ИОВА | ||
КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ | |||
ПРИТЧИ | |||
Александр Македонский (336-323) включает Иудею в свою империю | |||
ок. 330 | КНИГА ПР. ЗАХАРИИ гл. 9-14 | Покорение Александром Персидской державы | |
Иудея входит в состав египетской державы Птолемеев | Раздел империи Александра между его преемниками Диадохами | ||
ок. 300 | 1-2 КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН | ||
КНИГА ТОВИТА | |||
264-241 | 1-я пуническая война | ||
ок. 250 | Начало перевода Библии на греческий язык (перевод LХХ) | ||
в Александрии. ЕККЛЕЗИАСТ | 218-201 | 2-я пуническая война | |
Иудея под властью сирийской династии Селевкидов | |||
КНИГА ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА | |||
КН. ВАРУХА. ПОСЛАНИЕ | 175-163 | Антиох IV Епифан | |
ИЕРЕМИИ. КНИГА ЕСФИРЬ (?) | |||
Начало гонения Антиоха на иудейскую религию | |||
Восстание Хасмонеев. | |||
Иуда Маккавей | |||
КНИГА ДАНИИЛА | |||
КНИГА ИУДИФЬ | |||
160-142 | Правление Ионафана Хасмонея | 149-148 | 3-я пуническая война |
142-135 | Правление Симона Хасмонея. Основание Хасмонейской династии | ||
ок. 135 | Основание ессейской общины у Мертвого моря (в Кумране) | ||
ок. 120 | 2-я КНИГА МАККАВЕЕВ | ||
ок. 100 | 1-я КНИГА МАККАВЕЕВ | ||
82-79 | Диктатура Суллы в Риме | ||
ок. 80 | Гонение на фарисеев | ||
74-71 | Восстание Спартака | ||
Борьба за власть в | |||
Иудее. Помпей присоединяет Иудею к Римской империи | Консульство Юлия Цезаря | ||
ок. 50 | КНИГА ПРЕМУДРОСТИ | ||
Цезарь назначает Антипатра правителем Иудеи | Убийство Цезаря | ||
40-4 | Ирод Великий, сын Антипатра – царь | ||
Иудеи | Начало правления Августа | ||
ок. 7 г. до н.э. – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО |
Примечания
[1] Профетизм – от греч. профетес, пророк.
[2] Все дни памяти пророков указываются по старому стилю.
[3] См. § 15.
[4] Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц.
[5] «После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4).
[6] То есть благоденствие.
[7] О значении этого пророчества см. ниже § 28.
[8] В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян. 4:27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LХХ).
[9] В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т.к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры.
[10] См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца ХIХ века. БТ, 1970, в. 5.
[11] Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства.
[12] Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1Кор. 1:24).
[13] Иез. 14:14. Даниил, упомянутый у пророка, – легендарный финикийский царь-мудрец.
[14] Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления.
[15] Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом.
[16] Симон жил около 200 года до Р.Х.
[17] Или Праведного Учителя.
[18] Хилиазм – учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви.
[19] Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен.
[20] […]
[21] Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века – в соответствии со степенью их упадка.
[22] 3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7-8 песни).
[23] Имеется в виду св. земля.
[24] То есть Бога (Господь Саваоф – Владыка воинств небесных).
[25] 1 Макк 2,42 в синодальном переводе «множество иудеев», в греческом тексте «собрание хасидеев».
[26] Греческий аналог слова «хасайя» – благочестивые (ессеи).
[27] Книга писалась в эпоху диктатуры Суллы и Цезаря.
[28] Вульгарное эпикурейство толковало учение Эпикура в том смысле, что высшее благо – чувственные наслаждения.