Что Бог хотел показать этим?

Божьей целью в Его притчах, как и в случае с этой живой притчей, является научить Свой народ важным истинам, Анализ этого события и его толкование совершенно понятны. Бог хотел показать истинную природу поставленной задачи всем четырем с половиной тысячам христианских лидеров почти из двухсот стран мира, которые собрались на Второй Лозаннской конференции в Маниле для того, чтобы разработать стратегию евангелизации трех миллиардов человек, которые еще не знают Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Из этой притчи я вынес три главных урока:

1 .Всемирная евангелизация — вопрос жизни и смерти. Говоря медицинским языком, Хуана Франсиска была на грани смерти. Говоря духовным языком, три миллиарда человек в мире находятся на грани еще более ужасной смерти - вечной смерти в преисподней. Если бы Хуана Франсиска умерла, она бы отправилась на небеса. Евангелический кризис, наступивший для Божьего народа, намного более серьёзен, чем кратковременный кризис, который мы могли наблюдать в филиппинской гостинице «Пласа», потому что если умирают неверующие, они не идут на небеса.

2. Ключам к евангелизации является слышание Бога и повиновение тому, что мы слышим. Мэри Лэнс Сиск и Синди Джейкобс обе получили немедленное откровение от Бога. Как зрелые ходатаи, они привыкли к подобным вещам, а поэтому это событие не застало их врасплох. Тот факт, что они обе услышали одно и то же слово в одно и то же время, подтвердило каждой из них, что они услышали правильно.

Но они также знали, что слышание Бога было лишь первым шагом. Вторым должно было стать дерзновение повиноваться Ему вне зависимости от обстоятельств. Они знали, Бог хочет, чтобы демоническое проклятье было разрушено, а потому стали немедленно действовать, делая то, что каждая из них делала раньше множество раз. Именем Иисуса они взяли власть, и ни одна не усомнилась, что победа была одержана именно в тот самый момент.

3. Бог намерен использовать все Тело Христово для того чтобы завершить задачу всемирной евангелизации. Евангельские верующие не смогут в одиночестве евангелизировать весь мир. Харизматы не смогут сами евангелизировать весь мир. Бог избрал евангельскую верующую и харизматку и устроил им встречу в коридоре гостиницы, чтобы одержать победу в духовной войне. А чтобы скрепить эту победу печатью. Он избрал Билла Брайта, одного из самых видных участников конференции из евангельских верующих, который помолился молитвой исцеления и увидел, как Бог поднял Хуану Франсиску с ложа смерти.

Территориальные духи

До Манильской конференции даже среди пятидесятников и харизматов не практиковалось широкое обсуждение того каким образом территориальные духи могут оказывать влияние на всемирную евангелизацию. И хотя эта тема не была включена в общую программу комитета, пять из рабочих групп в Маниле рассматривали темы территориальных духов и духовного ходатайства на стратегическом уровне. Этими вопросами занимались Омар Кабрера и Эдгардо Сильвозо из Аргентины, Рита Каберас из Коста-Рики, Том Уайт и я из Соединенных Штатов. Интерес к этим рабочим группам превзошел все ожидания, и перед отъездом я почувствовал, что Бог хотел, чтобы я взялся за руководство по дальнейшему исследованию, этого вопроса.

Джон Робб из организации «Всемирное видение» (Work Vision) ускорил встречу очень ограниченной группы живших в Соединенных Штатах верующих, которые уже обладали некоторыми познаниями в духовной войне на стратегическом уровне. Чуть ли не заочно меня назначили координатором этого мероприятия. Среди тридцати участника первой встречи, состоявшейся 12 февраля 1990 года в Пасадене штат Калифорния, стали Лэрри Ли, Гэри Кларк, Джон Доусон, Синди Джейкобс, Дик Бернал, Эдгардо Сильвозо, Мэри Лэнс Сиск, Гвен Шоу, Фрэнк Хаммонд, Бобби Джин, Мерк, Джек Хейфорд, Джой Доусои, Бег Элвис, Эд Мерфи, Том Уайт, Чарльз Крафт и многие другие. Бобби Байерли вела одновременное молитвенное служение группы ходатаев в соседней комнате в течение всего периода встречи.

Группа назвала себя Организацией по ведению духовной войны (The Spiritual Warfare Network) с пояснением — манильская постлозаннская II группа по изучению духовной войны на стратегическом уровне. Никто из участников Организации по ведению духовной войны не считал себя экспертом в этой области, но все согласились с тем, что настоящие битвы за всемирную евангелизацию проходят в духовном мире и чем больше мы узнаем о ней, тем более успешно мы сможем завершить Великое поручение Иисуса научить все народы.

Некоторые члены группы ушли далеко вперед в этом вопросе. Отличная книга Джона Доусона на тему о захвате городов для Иисуса («Taking Our Cities for God») - первая аналитическая
и практическая книга по воинственной молитве. Дик Бернал в своих книгах о штурме медных ворот ада («Storming Hell's Brazen Gates») и о пришествии князя тьмы(«Come Down Dark Prince») делится наработанными в практическом служении воинственными молитвами. Моя книга о связывании врага («Engaging the Enemy») сводит воедино труды на эту тему восемнадцати христианских лидеров, среди которых Том Уайт, Дик Бернал, Лэрри Ли, Джек Хейфорд, Джон Доусон, Эдгардо Сильвозо из Организации по ведению духовной войны, Майкл Грин, Пол Йонги Чо, Тимоти Уорен, Оскар Кульман и другие. Книга Синди Джейкобс о захвате ворот врага («Possessing the Gates of the Enemy») является практическим учебником о том, как вести ходатайственное служение. Важная концепция «духовного картографирования» (см. восьмую главу) представлена в книге Джорджа Отиса младшего о последнем из гигантов («The Last of the Giants»).

Духовная сила евангелизма

Не каждый, кто собирается евангелизировать, будет успешным в этом виде деятельности. А поэтому полезно узнать, кто же является самым эффективным и что же такие евангелисты делают такого, чего не делают другие. Этот вопрос является одним из главных для профессоров по росту церквей, каковым я и являюсь. Я исследовал факторы роста и отсутствия роста церквей в течение более чем двух десятков лет, и некоторые из полученных ответов были неожиданными.

Рост церкви — дело сложное. При анализе роста или упадка i церквей возникают три группы факторов. Установочные факторы церковь может изменить сама, если захочет. Контекстуальные факторы, являющиеся социологическим условиями, церковь изменить не может. И, наконец, духовные факторы отражают суверенное Божье вмешательство.

Однако когда мы рассматриваем сцену действия в глобальном масштабе, нам кажется, что установочные и контекстуальные факторы могут и не быть настолько важными, как факторы духовные. Это становится очевидным, если посмотреть на рост пятидесятнического и харизматического движений за последние сорок или пятьдесят лет. И хотя среди не харизматического направления тоже можно наблюдать значительный рост церквей и даже целых деноминаций, но за последние десятилетия рост количества верующих произошел именно в церквях, которые явным образом зависят от духовной силы, а именно в церквях пятидесятников и харизматов.

За всю человеческую историю ни одно движение, не связанное с военной или политической системой, за последние двадцать пять лет не выросло так сильно, как пятидесятническое или харизматическое движение.

Пятидесятническое или харизматическое движение началось на заре двадцатого столетия, но особенно сильный рост его начался только после окончания Второй мировой войны. В то время, в 1945 году, во всем мире сторонников этого движения насчитывалось всего шестнадцать миллионов. К 1965 году оно выросло до пятидесяти миллионов, к 1985 году — до двухсот сорока семи миллионов, а количество верующих этого направления в 1991 году доходит до невероятной цифры — триста девяносто один миллион.

Одна только пятидесятническая деноминация — Божьи Ассамблеи — выросла от одного миллиона шестисот тысяч в 1965 году до тринадцати миллионов двухсот тысяч верующих с 1985-м. И хотя это относительно новая деноминация, Ассамблеи Бога теперь являются самой большой или второй по размеру деноминацией в более чем тридцати странах мира. В одном только Сан-Пауло в Бразилии Божьи Ассамблеи насчитывают две тысячи четыреста церквей. Самое растущее христианское движение в Соединенных Штатах — это независимые харизматы. За небольшим исключением самая крупная мега церковь почти в каждом американском регионе с метрополией — это пятидесятническая или харизматическая церковь. По состоянию на 1990 год все шесть церквей в мире с количеством членов, достигающим пятидесяти тысяч и более человек, — это пятидесятнические и харизматические церкви.

И хотя я не профессиональный историк, я осмелюсь высказать предположение. За всю человеческую историю ни одно движение, не связанное с военной или политической системой, за последние двадцать пять лет не выросло так сильно, как пятидесятническое или харизматическое движение.

В связи с этим вполне разумно предположить, что те из нас кто, как и я, вышли из традиционного евангелического крыла церкви, поступили бы мудро, если бы открылись для того, чтобы поучиться у наших братьев и сестер харизматов. Самым фундаментальным уроком для нас, как я его понимаю, является их более продвинутое понимание того, что настоящая битва за евангелизацию происходит в духовном мире. Чудеса и знамения, освобождение от демонических сил, чудесные исцеления, длительное, полное энтузиазма поклонение, пророчества и воинственная молитва — все это многие из них рассматривают как нормальное проявление действенного христианства.

Проявление духовной силы, которая приводит ко Христу большое количество людей, говорит само за себя. Нам нужно только наблюдать, что Бог делает сегодня в мире, чтобы осознать, что эффективность наших евангелизационных усилий в большой степени зависит от исхода духовных битв на небесах.

В Писаниях сказано, что воинственная молитва является нашим главным оружием для того, чтобы в этой битве связать врага.

Вопросы к теме

1. Обсудите евангелизационные методики или технику роста церкви, о которых вы знаете, и действие которых вам не кажется таким эффективным, каким оно должно быть.

2. Как бы вы описали каждую из трех видов «ниток», которые Бог хочет скрутить вместе? Назовите лидеров каждого из этих направлений. Можете ли вы сказать, что они
поддерживают служение друг друга?

3. Верите ли вы в то, что такие христиане, как Хуана Франсиска, на самом деле могут быть прокляты? Могла ли он: умереть, если бы проклятие не было разрушено?

4. Если бы вы были приглашены на собрание организации по ведению духовной войны, какие вопросы вы бы захотели обсудить?

5. Назовите несколько конкретных областей, где остальная часть Тела Христова могла бы поучиться у пятидесятников и харизматов?

Глава 3

Иисус перешел в наступление

Служение Иисуса началось сразу после Его крещения. Его первый акт публичного служения включал в себя высочайшего напряжения воинственную молитву стратегического уровня. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мат.4:1).

В Ветхом Завете нет параллельных мест такого рода активности. Иисус ввел в историю спасения нечто новое. Вовлекая врага в столкновение сил высочайшего уровня, Иисус уведомлял его и весь мир о том, что битва продолжается. Царство Божье наступило!

Царство здесь

Главным в проповеди, Иоанна Крестителя, Иисуса и апостолов было провозглашение наступления Царства Божьего. В Евангелиях мы часто видим фразу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье», потому что в ней заключен радикальный поворотный момент в истории всего человечества от времен Адама и Евы. Этот поворотный момент охватывает воплощение Иисуса, Его рождение от Девы, крещение, служение, смерть и воскресение. Более широкое применение понятия Царства началось в остальной части истории в день Пятидесятницы.

Пришествие Иисуса было исключительным, радикальным событием, потому что раньше сатана пользовался практически неограниченной властью здесь, на земле. Но мы должны помнить тот факт, что Бог полностью остается Царем царей и Господом господствующих, Создателем всей вселенной, включая самого сатану. Сатана — просто творение, которого когда-то не было и который когда-нибудь закончит свою судьбу в огненном озере, глубоко сожалея о том, что он вообще был сотворен (см. Отк.20:10). Тем временем, однако, библейское описание сатаны нельзя принимать слишком легкомысленно. Он назван «богом века сего (2Кор.4:4), «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2) и «князем мира сего» (Иоан. 12:31). Иоанн утверждает, что «весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19). Это устрашающие высказывания.

Но если мы думаем, что сегодня сатана обладает огромной властью, мы должны понять, что он имел еще большую власть до пришествия Иисуса на землю. Когда Иисус пришел, Он объявил о пришествии Царства Божьего и вовлек врага в битву, которая продолжается и по сей день. Сатана прекрасно знал, что «Сын Божий явился, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.3:8), и он был в ярости, оттого что на земле наступает, эра Царства Божьего. Иисус не только вторгся в царство сатаны, но и нанес ему решительное поражение на Кресте, о чем Павел говорит ярким и красочным языком в Послании к Колоссянам, утверждая, что он отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15).

Но еще до Креста Иисус уже мог сказать, что в Ветхом Завете прежде не было никого более великого, чем Иоанн Креститель, «но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мат. 11:11). Он мог объявить о полной Своей победе еще за до того, как все было завершено на Кресте, потому что дьявол уже был побежден в столкновении сил, которое мы обычно называем «искушением Иисуса».

Иисус провоцирует конфликт

Иисус сразу занялся тем, ради чего пришел на землю. Он не позволил сатане выбирать время и место атак, но, напротив, немедленно после Своего крещения Он взял инициативу в Свои руки и перешел в наступление. Прежде чем Он объявил о своей миссии в синагоге Назарета, прежде чем Он призвал на служение двенадцать учеников, прежде чем Он дал ученикам Нагорную проповедь, прежде чем Он накормил пять тысяч и воскресил Лазаря из мертвых. Он знал, что Ему придётся учувствовать в решительной, совершенно конкретной духовной битве на стратегическом уровне, с выбрал очень значительное место. Он ушел в «пустыню», которая известна как территория сатаны. В словаре новозаветных терминов греческое слово eremos означает «пустыню», которая представляет собой «место смертной опасности... и обитания демонических сил», и только там, где произведен Божий суд, там есть победа над пустыней и её пагубными духами». Поскольку встреча Иисуса с дьяволом должна была стать решающей. Он должен был, говоря спортивным языком, «играть на поле противника». Поэтому Иисус без колебаний и страха перешел на территорию врага. Сатана знал, о каких ставках идет речь, и собрал все свои силы, чтобы нанести удар. Он зашел настолько далеко, что предложил Иисусу самую большую свою драгоценность — «все царства мира и славу их» (Мат 4:8). Это была решительная и яростная битва, но в ее исходе никто не сомневался. Сила сатаны никогда не была и никогда не будет ни в малейшей степени сравнима с силой Божьей. Иисус победил. Сатана потерпел поражение. Столкновение сил расчистило духовный путь для всего того, что Иисусу предстояло совершить в течение последующих трех лет, включая Его смерть и воскресение.

Наши рекомендации