Схождение благодатного огня на гробе господнем
Одним из самых замечательных Божиих чудес всех времен является сошествие Благодатного Огня на Святой Гроб Господень под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме. Это чудо ежегодно повторяется с незапамятных времен.
Возникновение этого огня — необъяснимо. При своем появлении Благодатный Огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив Благодатный Огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что Благодатный Огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедова-ний, которые тоже служат в этом храме, Благодатного Огня не получают.
Одно из самых древних упоминаний содержится в трудах церковного историка Евсевия (IV век). Он описывает такой случай. При Патриархе Нарциссе (конец II века) не хватало масла в лампаде на Пасху. В лампаду налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела в течение всей пасхальной службы. Читая записи наших паломников, мы постепенно приобретаем довольно полную картину событий, связанных с появлением Благодатного Огня.
Как же происходит самое явление Огня, об этом разные путешественники пишут несколько различно. Одни описывают, что перед этим выходит облако, другие же, не упоминая этого, приписывают происхождение святого Огня прямо от Гроба Господня, иные паломники называют цвет Огня синим, который делается потом блестяще-светлым.анекоторые изображали его красным. Из последних паломников блаженной памяти Андрей Николаевич Муравьев писал, что «на Гроб Господень предварительно кладется хлопчатая бумага (вата), дабы собирать ею святой Огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите Гроба Господня».
Приведем отрывок из записок известного путешественника по святым местам, министра народного просвещения А. С. Норова: «Я видел, как престарелый митрополит, склоняясь над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колена перед Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом и митрополит «вышел к нам с пылающим пуком свечей». Иеромонах Мелетий, благочестивейший саровский старец, утверждает, что «явление святого Огня не от иначе, кажется, происходит, как только от самого Гроба, освященного Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия». Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего тогда служение: «Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святого Гроба, видим на всей крышке гробной блистающий свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, соединяясь, краснел и претворялся в вещество огня; но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй» не жжет и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются; но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу».
Такое разнообразие сказаний о цвете святого Огня и о способе его явления доказывает неподдельность и искренность писателей. Все же сказания очевидцев сводятся к одному итогу, что он невеществен и является ежегодно в Великую Субботу.
Представляет интерес одно из ранних сообщений паломника Трифона Коробейникова (XVI век): «Патриарх Иерусалимский Софроний вошел в придел Гроба Господня, имея в обеих руках своих свечи без огня... И нас сподобил Бог видеть. Тут ж на Гробе христианские кадила (лампады) загорелись, а латинцы, и все еретики, и игумены, и попы взимают огнь на Гробе Господне от христианских (т. е. православных) кадил и свои кадила зажигают, а Патриарх им своими руками не дает, и от них удаляется и совета с ними не творит... И несут люди тот Огнь по домам для благословения и держат тот Огнь весь год»35.
Сходное описание того же явления имеем в труде иеромонаха Ипполита (XVIII век). Он подчеркивает, что Благодатный Огонь нисходит на лампады Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко Святому Гробу висят иностранные лампады: армянские, французские, коптские... Всеобщее ликование, по словам отца Ипполита, захватывает и турецких администраторов. Однако они скрывают слезы умиления, чтобы сохранить жизнь.
Сам отец Ипполит оказался у Святого Гроба вскоре после появления Огня. Он пишет на родном ему украинском языке, что плита Гроба была покрыта «кропельками, як живое сребро». Благодатный Огонь обладает дивными свойствами. Первое время после появления Огонь этот не жжет ни кожи, ни волос, хотя свеча от свечи быстро загорается. Один из паломников пишет: «Я всеми горящими свечами себе бороду жег и ни единого волоса не подпалило и не скорчило»36. Заметим, что минут через 10-15 после возникновения Благодатный Огонь начинает жечь, как обычное пламя свечи.
Значительно позже своих предшественников пришел на Святую Землю афонский инок Парфений. Его путешествие было предпринято около середины XIX столетия. Конечно, благочестивый инок уделил много внимания описанию Благодатного Огня. Приведем краткие выдержки из его яркого и правдивого описания. «Пришел Патриарх, и была ему великолепная встреча. Вечерня была торжественная. После вечерни арабы стали кричать и бегать по храму. Я спрашиваю, что они говорят. Мне сказали, что они хвалят веру Православную; франков (католиков) укоряют, что те не верят благодати, а армян укоряют, что они хотели сами получить благодать, но вместо этого посрамились»37.
Известен рассказ о событиях, которые легли в основу последней реплики. Это произошло в Иерусалиме, вскоре после водворения там турецкой администрации. Руководители Армянской Церкви сумели убедить турок передать право получения и распределения Благодатного Огня армянской общине. Православная община во главе с Патриархом была удалена не только из кувуклии (содержащей Святой Гроб), но и из храма. Ей было указано место на улице близ колонн, знаменующих вход в храм. В храме заняли место богато облаченные армянские духовные лица во главе с Патриархом-Католикосом всех армян.
То, что произошло вслед за этим, нельзя не рассматривать как явное Божие указание на истинную веру. Цитируем о далее происходившем событии из статьи православного араба Хури Фози. «Армяне долго ожидали чуда, тщетно их духовный глава усердно молился перед Гробом — Божественный Свет не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна треснула, и из этой трещины показался Огонь. Православный Патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили Благодатный Огонь все православные и все пришедшие в храм»1. Этому событию сопутствовало другое трогательное явление. Рядом с храмом Гроба Господня стоит здание примерно той же высоты. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую службу турецкий офицер Анвар со своими солдатами. Когда он увидел сошествие Благодатного Огня на колонну, то прыгнул на мраморные плиты, устилавшие землю около входа в храм, и возгласил: «Едина есть истинная вера Православная христианская! Я — христианин!» При падении на каменный пол Анвар не разбился. Мраморные плиты, как восковые, подались под ногами Анвара. След его ног сохранили каменные плиты, хотя турки потом пытались их скоблить...
Турки обезглавили Анвара и сожгли его тело. Пепел мученика, крестившегося в своей
крови, хранится в одном из христианских монастырей. Обгоревшая трещина в каменной колонне, откуда вышел Благодатный Огонь, видна и теперь у входа в храм воскресения Христова, напоминая всем об этом чуде.
Наконец, приведем в наиболее подробном виде рассказ паломника, совершившего путешествие в Иерусалим в конце XIX века.
«Святой Свет — у греков, Священный Огнь (или благодать Господня) — у русских паломников, искони являемый в храме Воскресения Господня в Иерусалиме, в последний день Страстной седмицы, в два часа пополудни,— торжество, коему подобного нет во всем христианском мире.
Мне довелось быть очевидцем происходящего в это время в храме Воскресения два раза. Испытываемое внешними чувствами при этом своеобразном зрелище передать с надлежащей точностью нелегко. Ссылаюсь на очевидцев: пусть скажут, какова задача...
Обыкновенно в Великую Субботу, в половине второго часа, раздается колокол в патриархии. Начинается оттуда шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он — в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует «камень миропомазания», идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора. Патриарх останавливается перед царскими вратами. Два архимандрита с иеродиаконами его разоблачают. Без митры и всех архипастырских отличий, в белой полотняной хламиде, подпоясанный кожаным ремнем, он возвращается, в сопровождении митрополитов и архиереев, ко входу в часовню. Вход запечатан турецкой печатью, охраняемой турецким караулом.
Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха, когда резиденция последнего находилась еще в Константинополе.
После троекратного обхода духовенством, предшествуемым хоругвеносцами, часовни Святого Гроба, с пением стихиры 5-го гласа — «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех» — Патриарх останавливается на помосте перед наружным входом в часовню. Здесь его ожидает армянский епископ в облачении. Турецкий офицер снимает печать. По входе Патриарха, а за ним и армян-ского єпископа, дверь снова запирается. Оба раза я епископа не замечал; но если он, по уверению некоторых и знаменитого паломника нашего Андрея Н. Муравьева, и входит за Патриархом, то остается в приделе Ангела бездействующим свидетелем. Греческий же иерарх проникает через низкое отверстие поперечной стены ко Святому Гробу. Там царит безусловный мрак ночи.
Следуют страшные... страстные минуты... иногда четверть часа, иногда двадцать минут... Это — целый век трепетного ожидания... Гробовое молчание... Представьте себе мертвую тишину многотысячной ... толпы, такую, что, пролети птица, слышен был бы шум крыльев, и поймете тогда степень напряженного ожидания этого людей. Только имевшие случай пережить эти минуты в состоянии понять, как бьются сердца.
В кувуклии, в приделе Ангела, в северной и южной стенах — два отверстия, овальные, величиной с большое столовое блюдо... В северном вдруг показывается длинная свеча... пылающая!
Благодать!.. Господи, помилуй! Кирие, элей-сон!.. Воля-дин, иля-дин, эль-Мессия! (арабское: нет веры иной, как Православная!).
...Крики, вопли, неистовые, неумолкающие, несутся снизу, сверху, сбалконов, галерей, лож, карнизов; отовсюду оглушительные возгласы, звон колоколов, торжественные звуки деревянных бил, треск барабанов, резкие трели металлических молотков; все скачет, кричит, все лезет на плечи друг к другу... Мне сдается, что я в громадном здании, охваченном пожаром. Огонь моментально сообщается всюду: у всех горят пучки свеч; их спускают на веревках с галерей; зажженные летят вверх. Весь храм объят пламенем. Температура во мгновение доходит до 45°...
С неимоверными усилиями, ружейными прикладами и тесаками, солдаты едва успевают очистить путь вышедшему из кувуклии Патриарху. Бледный, со страдальческими чертами лица от глубокого душевного потрясения, Патриарх медленно приближается к соборному алтарю. Так, во время оно, Моисей оставлял выси Синайские... Патриарх простирает в обе стороны зажженные свечи. Кто успевает, тушит свой пук и ловит пламя патриаршей свечи...
Никак не мог себе объяснить я, как огонь, едва замеченный в северном отверстии кувуклии, почти во мгновение ока появляется почти в алтаре собора. Там все свечи уже пылают в то время, когда огонь едва стал перехватываться и передаваться близ стоящим у самой часовни. У сказанного отверстия обыкновенно ожидают двое нарочных с фонарями; один из них немедленно скачет вер-
ХОМ вВифлеем... Но как может другой вединый миг пронизать сплоченную массу народа и проникнуть в алтарь, остается, решительно, непонятным...
В алтаре Патриарх отдыхает не более пяти минут и затем удаляется; мало-помалу и все духовенство исчезает из храма.
Что же произошло? Откуда же взялся Огонь у Патриарха? — Таковы вопросы, которые у скептика, разумеется, так сказать, на языке.
Как-то вскоре после пасхальных дней я, в числе нескольких вновь прибывших паломников, сопровождал Патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поставил так вопрос:
— Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в кувуклии?
Престарелый Архипастырь, не обращая внимание на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное):
— Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и — свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады. Предоставляю за сим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный вопрос»38.
На страже Святого Гроба уже несколько веков стоят православные иерархи...
Подводя итоги, приведем еще несколько слов из статьи Хури Фози. Он рассматривает появление Благодатного Огня, как символ таинственного общения неба с землей и Бога с человеком. Появление Благодатного Огня повергает в благоговейный трепет сердца и создает для верующих радость ощущения близости Божества. Право совершения этого обряда с давних пор принадлежало православным. Только по молитвам их первоиерархов возжигается и поныне чудесный Огонь у Гроба Господня.
О неудачной попытке армян в XVII веке получить Огонь мы уже упоминали. Современные католики никогда не дерзают восхитить право на получение этой святыни. Они стараются лишь умалчивать об этом факте и делают вид, что никакого чуда не происходит. Иначе, как упорством, их позицию не назовешь...
Однако древние католики не отрицали чуда схождения Благодатного Огня. Сохранились, например, свидетельства латинского монаха Бернарда (IX века) и папы Урбана II (XI век). Вот что они сообщают.
«В Великую Субботу, — пишет Бернард, — накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропении: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863-879); он призван на это место за свое благочестие».
Папа Урбан II на крестовом соборе в Клермонте, в своей речи к собранному перед ним бесчисленному множеству народа, провозгласил, между прочим, следующее: «Поисти-не в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением?»
Из свидетельств благочестивых православных паломников следует упомянуть свидетельство игумена Даниила, посетившего Иерусалим в 1093-1112 годах, при великом князе Киевском Святополке Изяславовиче. В то время, вскоре после крестовых походов, в Иерусалиме царствовал король Болдуин I, католик. Из описания Даниила мы видим, что Болдуин I присутствовал при явлении Благодатного Огня и принимал от епископа свечу, но епископ был православный, а не католик несмотря на то, что сам Болдуин был католик и Иерусалим был завоеван крестоносцами-католиками и принадлежал папскому престолу. Вероятно, были опыты, но католическим епископам не сходил святой Огонь, поэтому и было предоставлено это право православным.
Необходимо сделать еще одно существенное замечание. Как известно, православные и католики празднуют Пасху по разному календарю (так называемый старый и новый стиль). Так вот, Благодатный Огонь появляется только под Светлое Христово Воскресение, определяемое православными по старому стилю, и никогда не сходил под Пасху, празднуемую католиками по новому стилю...
И, наконец, в заключение отметим еще одно обстоятельство. Получение Благодатного Огня происходит каждый год при таких условиях, когда всякая подделка исключена. Десятки тысяч людей, в том числе и иноверные — раньше турецкая, а теперь израильская полиция — наблюдают это явление. И тем не менее это явное чудо далеко не всех убеждает. Напрашивается страшный вопрос: какая же сила держит людей в столь крепких узах духовного мрака неверия?
Епископ Александр (Милеакт). www.tetheralexander.org
СПАСЕНИЕ ТОЛЬКО ВО ХРИСТЕ
«Я есть Путь, и Истина и Жизнь» (Ин. 14,6)
Христос — Путь
В определенный Богом и предсказанный пророками момент истории человечества, более 2000 лет тому назад в древнем Израильском народе родился Спаситель мира, Иисус Христос, предсказанный древними пророками Мессия. В его воплощении совершилась великая непостижимая тайна, когда в единой Личности Сына Божия навечно соединились две природы — Его предвечная Божественная и воспринятая Им человеческая, так что Он стал во всем подобен нам.
Живя среди людей, Иисус Христос и словом и личным примером учил их правильно верить и праведно жить. Не долго — всего лишь три с половиной года — продолжалось Его общественное служение. Но оно было чрезвычайно насыщено. Каждое слово, каждый поступок Христа отображал Его бесконечную мудрость, любовь и нравственное совершенство. Он сиял как великий свет, пришедший к нам из идеального горнего мира, который просвещает и всегда будет просвещать всякого человека, ищущего добро.
Хотя учение Иисуса Христа содержало в себе полноту того что людям нужно было знать, чтобы праведно жить, однако они стали слишком нравственно немощными, чтобы одними своими усилиями духовно обновиться. Грех пустил слишком глубокие корни в человеческую природу, зло безмерно усилилось во всех сферах человеческой жизни, чтобы люди могли одними своими усилиями сбросить с себя его гнет.
Тогда из непостижимого сострадания к нам, грешникам, по своей величайшей любви, Он, праведный, взял на Себя грехи всехлюдей, грехи каждого из нас, и принес за них искупительную жертву на кресте. Своей пречистой Кровью Он смыл нашу вину перед Богом, а Своей смертью победил нашу смерть. Затем, сойдя в глубины ада, Он, как всемогущий Бог, освободил и вывел оттуда души всех желавших вернуться к Богу и праведно жить. Он отнял у сатаны власть надлюдьми и определил ему день окончательного осуждения в геенне огненной.
Почему понадобилась именно такая ужасная жертва, как позорная и мучительнейшая смерть на кресте Богочеловека Христа, не было ли у Бога других путей спасения людей — это непостижимая тайна. Знаем только, что искупительные страдания Христа, совместно с Его славным воскресением из мертвых содержат, в себе величайшую возрождающую силу. Именно благодаря Его всепобеждающей силе, каждый грешник, как бы сильно он ни погряз в тине страстей, может полностью духовно обновиться, стать праведным и даже великим святым.
После Своего Воскресения из мертвых, Иисус Христос на сороковой день вознёсся на Небо, и теперь как Богочеловек пребывает там, возглавляя Церковь и вместе с Отцом и Святым Духом управляя судьбами мира. Послав на своих апостолов и учеников Святого Духа в пятидесятый день после Своего Воскресения, Иисус Христос основал среди людей Церковь, которой сообщил все, необходимое для спасения верующих.
Если же Самому Сыну Божию пришлось совершить такие чрезвычайные дела, как сойти на землю, воспринять человеческое естество, пострадать и умереть на кресте самой позорной и мучительнейшей смертью, то ясно, что не может быть никаких иных путей к спасению, кроме предоставляемого нам Иисусом Христом!
Теперь, благодаря всему тому, что совершил Господь наш Иисус Христос, каждый человек имеет возможность освободиться от грехов, сбросить с себя бремя страстей, духовно обновиться и, с помощью Его благодати, начать праведно жить. Теперь каждый желающий может достичь вечную жизнь в Царстве Небесном, и дьявол не может воспрепятствовать этому, если мы сами по своему легкомыслию и беспечности не отпадем от Христа.
Таким образом, благодаря Господу Иисусу Христу, воплотившемуся Сыну Божию, бессмертие и райское блаженство — не мечта поэтов или фантазия философов, а достижимая для всех реальность! Каждый желающий может достичь Царства Небесного, идя путем, указанным Спасителем, и посильно подражая Ему. Он является идеалом нравственного совершенства, высшим критерием истины, непреложным духовным авторитетом и неиссякаемым источником воодушевления.
Поистине — Он есть наш Путь и Истина и Жизнь! Все другие «великие учителя» человечества (Конфуций, Зороастра, Будда, Кришна, Магомет, а также основатели современных тоталитарных культов), если их противопоставлять Христу или при помощи них пытаться «поправить» и «улучшить» то, что Он сказал или сделал, являются жалкими пародиями.
Христос — Истина
Бог-Отец предопределил спасти людей через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Все, что делал и чему учил Иисус Христос содержится в Новозаветной части Библии в так называемых Евангелиях, которых всего четыре. Ветхозаветная часть Библии содержит писания Пророков, живших до Иисуса Христа, и имела целью подготовить человечество к принятию Христа, как Мессии, т.е. Богом помазанного Спасителя. Книги Нового Завета, написанные учениками Христовыми, апостолами, более подробно и обстоятельно излагают учение Иисуса Христа.
Первая книга Библии, Бытие, учит, что все видимое и невидимое сотворено Богом из ничего. Сначала Бог сотворил невидимый ангельский мир (Небо), а потом наш видимый или вещественный мир («землю»). Как бы венцом вещественного мира Бог сотворил человека, украсив его Своим образом и подобием (Быт. 1, 26-27). Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа могли наслаждаться жизнью.
Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым, прекрасным и чистым. Люди, как и Ангелы, были предназначены для вечной жизни и вечного блаженства в благодатном единении со своим Создателем. Чтобы они могли нравственно расти и совершенствоваться, Творец благоволил почтить их драгоценнейшим даром свободы воли. Этим даром Он предоставил разумным существам величайшую честь над остальной неразумной природой, но, одновременно, и испытание. Будучи необъятным морем любви (1 Ин. 4, 8-12) Бог хотел, чтобы мы все любили Его самой чистой и бескорыстной любовью, как ласковые дети своего заботливого отца. Он хотел, чтобы мы все по собственному желанию стремились к Нему и, посильно подражая Ему, все более и более совершенствовались.
Чтобы мы могли полнее познать Его, Бог открыл нам, что Он не простое единство, но Три-единство — или Троица, т.е. что в Нем, при единой Божественной природе или сущности есть три свободно-разумных Личности — Отца, Сына и Святого Духа, Которые пребывают в совершенном согласии и любви Друг к Другу. В Божестве Отец является источником общей Всем Божественной Природы (это Его ипостас-ное свойство), Сын предвечно «родился» от Отца, Дух Святой предвечно «исходит» от Отца (это Ихипостасные свойства)... Бог всегда был как Троица — Отец, Сын и Святой Дух.
Будучи Троичным в Лицах, но единым в существе, Бог хотел, чтобы и созданное им человечество в известной мере отображало Его три-единство. Иными словами, чтобы люди жили не как обособленные личности, одинокие «я», но как «мы», — т.е. как цельное и сплоченное общество, связанное любовью, в котором каждый воспринимает радости или скорби ближнего как свои собственные. Это, конечно, был идеал, намеченный Творцом. Но это всеединство не должно было подавлять личности разумных существ. Напротив, как в Творце
Каждое Лицо обладает Своими личными, непостижимыми для нас свойствами, так и в человеческом обществе, каждый отдельный человек должен был сохранить индивидуальные и неповторимые свойства, свои уникальные «таланты». К такому именно образу бытия — к единству во множестве — и был призван человек, прежде всего в семейных отношениях, затем в масштабах общества и, наконец, всего человечества.
Но, как мы уже говорили, грех глубоко повредил человеческую природу, в результате чего человечество не только оторвалось от своего Творца, но и раздробилось на множество соревнующихся и враждующих друг с другом индивидуумов. Задавшись целью вернуть людей на путь единения с их Творцом и сближения друг с другом, Иисус Христос начал Свою проповедь с благой т.е. радостной вести (по-гречески — Евангелие) о том, что «приблизилось» к ним «Царствие Божие». Бог готов простить каждого человека и воспринять его как Своего сына, при условии, что он поверит в посланного Им Спасителя, примет Его Божественное учение и начнет праведно жить. Все, что говорил и совершал Иисус Христос, имело целью научить людей и воодушевить их начать жить для Бога, для добра, для внутреннего возрождения. Проповедуемое Иисусом Христом Царство Божие должно было начаться внутри верующих — в их обновленных любовью сердцах.
После Своего славного Воскресения из мертвых, незадолго до Своего вознесения на Небо, Иисус Христос открыл людям, что перед концом мира Он снова придет на землю. Это Второе пришествие Христа совершится не так, как первое. Тогда Он пришел как сострадательный и милующий Спаситель в образе обычного человека. Он жил в бедности и кротко терпел всякие поношения от грешников. Перед концом же мира Он придет в Своей Небесной славе, окруженный сонмом Ангелов и святых, как грозный и праведный Судья, чтобы каждому воздать по делам его. Непосредственно перед Вторым пришествием Христовым и по Его всемогущему слову, произойдет всемирное чудо воскресения мертвых. Тогда тела всех людей, когда-либо живших на земле, во мгновение ока восстанут из праха и соединятся со своими душами. Тогда каждый человек будет восстановлен в своей двух-составной природе, в которой душа и тело составляют единое человеческое естество.
Вспомним, что человек был сотворен для вечной жизни. Смерти же, как полного уничтожения, превращения в небытие — не существует! То, что мы называем смертью, есть лишь временное разлучение души и тела. Лишенное своего жизненного начала, души, тело разлагается на свои составные элементы. Душа же, личность человека, в ясном уме и в полном сознании переходит в некие неведомые нам сферы бытия, где пребывает до дня Страшного Суда Христова. В Своем Втором пришествии Христос восстановит людей в их двухсоставной природе.
Во время Второго пришествия Христова закончится земная история человеческого рода. Огненному пламени предана будет земля и все, что на ней...
Суд Христов произойдет не только над людьми, но и над дьяволом и демонами. На этом суде будет решена вечная участь каждого разумного существа, и все те, кто не пожелали ответить Богу любовью на любовь, кто творил зло и распространял ложь, будут осуждены на геенну огненную. То будет «смерть вторая», состоящая не в уничтожении, а в полном отчуждении от Бога и в нескончаемых бесплодных мучениях.
На «новой земле» и под «новым небом», в «новом Иерусалиме», начнется та новая, радостная и нескончаемая жизнь, которую Бог от вечности предопределил любящим Его. Там и осуществится истинное спасение, которого жаждет каждый человек, хотя и не все сознательно. Тогда, наконец, осуществится то, для чего Бог по Своей бесконечной любви создал нас!
Христос — Жизнь
Итак, целью нашей временной жизни является наследование вечной жизни в Царстве Небесном. Для достижения её, возлюбивший нас Создатель не ждет от нас ничего иного, как только того, чтобы мы ответили Ему такой же искренней, чистой и бескорыстной любовью, какой Он любит нас.
Эта любовь есть источник, текущий из этой временной жизни в прекрасную вечную жизнь. Смыслом жизни человека является все больше и совершеннее уподобляться Богу и сближаться с Ним. Содержанием нашей жизни должно стать непрерывное утверждение в себе всего того, что содействует сближению с Богом и устранение всего того, что от Него отдаляет.
Но как возжечь в душе огонь такой любви и таких стремлений? А после возжжения, как сохранить его, не дать погаснуть, по возможности даже превратить в спасительный пламень, опаляющий в сердце всякую скверну. Даже при самом искреннем желании человек одними своими силами сделать этого не может, потому что слишком сильны ветры и волны страстей, исходящих от враждебных человеку начал: мира, во зле лежащего, грехолюбивой плоти и дьявола — начальника всякого зла.
Поэтому для спасения необходимо крепко прилепиться ко Христу, стать едино с Ним. Тогда Его Божественная сила, Его любовь наполнят наши души и будут охранять нас, освящать, укреплять и вести, хоть узким, но верным путем к жизни вечной. Христос так и говорит о необходимости пребывания с Ним: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Иными словами, подлинная духовная жизнь, приносящая добрые плоды, невозможна, если человек не соединится самым тесным образом с Источником духовной силы — Христом.
Но как? — Только в Церкви Христовой! Ведь Церковь, по слову апостола Павла, есть Тело Христово, глава которому — Он Сам; мы же, верующие, суть члены или частицы этого таинственного Тела.
Необходимость Церкви
Это великое, премудрое, превосходящее наше разумение таинство Церкви, Царства Божия, Господь Иисус Христос устроил следующим образом. Сначала, крестившись от Иоанна в Иордане, при наитии Святого Духа и гласе Отца Небесного, Он освятил водное естество. Тем самым, вода Крещения стала проводником благодати Божией, возрождающей человека. Христос учил, что человек духовно рождается и становится членом Церкви только «родившись от воды и Духа» в таинстве Крещения (Ин. 3,5).
Но как рожденному необходимо питание для дальнейшего возрастания, так и вновь-рожденному в таинстве Крещения, необходимо духовное Питание, которое Господь подает нам в таинстве Причащения. О нем Господь так говорил: «Я есмь Хлеб жизни... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пи-ющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 48-57}.
Накануне Своих Крестных, страданий Христос Сам, впервые, на Тайной Вечере претворил хлеб в Свою истинную Плоть и вино в Свою истинную Кровь и причастил Ими Своих учеников, показав тем самым, как именно должно совершаться таинство Причащения.
С тех пор, таинство Причащения постоянно совершается на богослужении, называемом Литургия. На нем верующие люди, причащаясь Плоти и Крови Иисуса Христа, соединяются с Ним — не в каком-то отвлеченном, мистическом смысле, но совершенно реально! То есть, все духовно-телесное естество человека приобщается духовно-телесной жизни Богочеловека Иисуса Христа. Любовь открывает путь к духовному сближению, но, именно благодаря
Причащению, люди, соединяясь с Христом, одновременно объединяются друг с другом и в Нем становятся единым, цельным живым организмом, именуемым Церковью. Вот почему апостол Павел именовал ее Телом Христовым (Кол. 1, 24).
Как воплощение Сына Божия совершилось сошествием Святого Духа на Деву Марию, так и Церковь получила свое основание в день сошествия Святого Духа, Которого Иисус Христос от Отца послал на апостолов в пятидесятый день после Своего воскресения. С того дня Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, животворяя, просвещая, взращивая ее, как единый живой организм Тела Христова, состоящего из множества «членов» — верующих христиан.
Чрезвычайно важно не забывать, особенно в наше время все увеличивающегося дробления христианства ка множество церквей и «юрисдикций», что человек призван спасаться не одним умозрительным признанием христианской истины, и не своими лишь добрыми стремлениями, а своей органической принадлежностью к живому целому Церкви. Только в ней, в этом таинственном Теле Христовом, верующий обретает и правильное духовное руководство и необходимые силы для подлинной христианской жизни.