Расскажите о формировании Часослова (Орология).

М. Арранц «Око Церковное» (Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона). М.: 1999г.

Предполагается, что эта книга, или, скорее, схема этой книги, в основном формировалась постепенно еще до нападения персов в 614г. Возможно, что после этой даты Часослов письменно редактировался стараниями монаха Софрония (будущего Иерусалимского патриарха), который считается, вместе с патриархом Модестом (простой монах до 614 г.), реставратором монашеских порядков после персидской оккупации.

Поздние церковные писатели, как, например, св. Симеон Солунский (†1430), приписывают Софронию написание Типикона как такового, что исторически все-таки невозможно; но, весьма вероятно, что под названием «Типикона» подразумевался именно основной порядок отправления часов суточного круга.

Во всяком случае, когда св. Иоанн Дамаскин в VIII в. – собирает или сам сочиняет элементы Октоиха, он уже предполагает существование Часослова, без которого сам Октоих не имел бы смысла.

Существующие экземпляры Часослова сохранились только с IXв. И это понятно, так как Часослов был книгой монашеского ежедневного употребления, которую или знали наизусть, или, если делались списки, то они писались на дешевом материале и легко изнашивались. Разрушение монастырей в 614 г. привело к окончательному исчезновению книг у монахов.

Итак, свидетельства о существовании Часослова не прямые, а взятые из рассказов этого времени или последующих эпох:

1. «Завещание св. Саввы». (Точное название: «Образ и предание и правило преподобной Лавры св. Саввы»). Речь идет об общих предписаниях о служении евхаристии и о воскресном всенощном бдении. Хотя «Завещание» переписано в рукописи XII-XIII вв., по архаичности содержания можно признавать в нем практику времен св. Саввы (т.е. VI в.).

2. Житие св. Саввы. Оно написано Кириллом Скифопольским, учеником св. Саввы. Хотя оно содержит очень мало литургических подробностей, можно наблюдать какой-то порядок суточных богослужений, более близкий к палестинским монахам, чем к каппадокийским. Итак, в Лавре Св. Саввы совершались: (a) утром рано: «правило», вероятно похожее на египетское 4-е бдение ночи или на первую часть византийской утрени (псалмопение и чтения); (b) 3-й, 6-й и 9-й часы; (c) вечером: «светильники».

3. Рассказ Иоанна и Софрония. В рассказе описывается воскресное всенощное бдение отшельника аввы Нила, жившего на горе Синай в начале 7-го века. Рассказ передается в 11-м веке знаменитым антиохийским писателем, монахом Никоном Черногорцем (в 23-й главе его Толкований о молитве Господней). Текст сохраняется в рукописях поздней эпохи, и поэтому можно подозревать некоторые прибавления, но основной текст относится к первым годам 7-го века (т.е. к эпохе перед нападением персов 614г.). Авторы рассказа – вероятно, писатель Иоанн Мосх и будущий патриарх Иерусалимский Софроний. Схема отшельнического воскресного всенощного бдения: (а) Вечерня: сразу после захода солнца; (b) Братская трапеза; (c) Канон.

4. Другие (несавваитские) монашеские правила. По свидетельству Кассиана, каждый монастырь имел свой Типикон, т.е. свои литургические порядки. Мало дошло до нас конкретных данных об этих порядках, но вот некоторые примеры: 4.1. Устав “Неусыпающих”. Молитва не прекращалась никогда. В храме шла служба целые сутки. Монастырь «молился» непрестанно благодаря чередованию монахов, которые были разделены на группы, меняющие друг друга в псалмопении и чтении Св. Писания. 4.2. Устав 24-х часов. «Часослов», имеющий 24 кратких службы, содержащих (каждая из них): один псалом (1-й час три), Трисвятое и Отче наш, три тропаря, 15 поклонов и одну молитву, носящую иногда имя какого-нибудь святого. Монахи старались бдеть и не пропускать ни одного часа дня и ночи без своей молитвы.

5. Иерусалимские соборные службы до 614 г. (1) Армянский Канонарий (или лекционарий V-го века). (2) Грузинский Канонарий VII-го в. (3) Древнейший Тропологион (груз.: Удзвелеси Иадгари). (4) Грузинские Ирмологии IX в.

6. Иерусалимские соборные службы после 614 г. Святогробский Иерусалимский “Типикон” (на самом деле Триодь Страстной и Пасхальной Седмиц) – содержит поэтический богослужебный материал (стихиры, тропари и т.д.). В этой книге, среди многих текстов, не находящихся в Триоди, можно найти другие, нам известные в сокращенном виде (напр., стихиры Пасхи). Некоторые службы сходны с Типиконом Св. Софии, а другие с монашеской практикой Св. Саввы. Но если монашеские порядки влияют на соборные Свято-Гробские службы, получается и обратный феномен: некоторые элементы Часослова взяты из таких популярных соборных служб, как воскресное бдение перед Гробом Господним или вечерняя лития на Голгофу и в Гроб Господень.

7. Первые полные Часословы. Хотя эти списки по датировке рукописи могли относиться ко 2-му периоду литургического развития, по содержанию они еще принадлежат к 1-му периоду, так как еще не предполагают употребления ни Октоиха, ни Триоди. Они свидетельствуют о том, что в IX-XII вв. Октоих и Триодь еще не считались обязательными, или просто не были общепринятыми. Очевидно, монахи, которые пользовались этими «Часословами», еще придерживались строгой линии аввы Нила.

8. Служебные псалтыри. В Часослов входят некоторые выбранные псалмы, подходящие по содержанию к данному часу. Полные псалтыри, с разделениями для постоянного употребления на вечерне и утрени, или отдельно от них, появляются поздно. Самые древние литургические списки Псалтыри – IX в. Но их надо считать принадлежащими к первому периоду образования суточного цикла, как важный элемент монашеской молитвы.

Самое древнее доказательство о литургическом употреблении Псалтыри — первые списки самой Библии, где сразу после 150 псалмов прибавляются 15 песен по константинопольскому песненному антифонарию.

Содержание псалтыри иерусалимского Святогробского храма: (а) 60 «слав» или статей, сгруппированных в 20-ти «кафисмах»; (б) 10 библейских песен (7 песен, 1 гимн и 2 молитвы), (в) отдельные элементы Часослова (Свете тихий, Слава в вышних, С нами Бог, Блаженны, разные «ямбы», молитва Манасии…).

9. Современный Часослов. 9.1. Малый Часослов, содержащий: (а) Все суточные службы (часы, вечерня, повечерие и т.д.), (б) Тропари и кондаки праздников и наиболее чтимых святых, (в) Некоторые каноны и акафисты, (г) Молитвы на разные случаи. 9.2. Большой Часослов (Иерейский Молитвослов): (а) Все суточные службы с иерейскими молитвами и диаконскими ектениями (из Служебника), (б) Полный календарь с тропарями и кондаками каждого дня, (в) Каноны и акафисты, (г) Пасхалия и прочее. 9.3. “Псалтырь с восследованием” (Следованная Псалтырь): (а) Полная Псалтырь с песнями, с указаниями для келейного чтения, (б) Все суточные службы и т.д., как Большой Часослов. 9.4. Анфологий: выбранный материал из Минеи, Триоди и Октоиха.

Заключение об образовании суточного круга.

До появления Октоиха и Триоди существовали на Востоке разнобразные способы отправлять суточный круг богослужения часов. Нам известен чин Песненного последования византийских соборов; кое-что также дошло до нас о иерусалимском чине Гроба Господня в разных моментах своей истории в течение первого тысячелетия. У монахов была, очевидно, большая свобода насчет «канона» псалмопения. Самый известный и популярный порядок – это традиция лавры Св. Саввы близ Иерусалима, хотя и тут, кажется, «канон» не являлся с самого начала окончательно сформированным, и еще после 614 г., вплоть до 1009 г., можно наблюдать существование разных Часословов. Одновременно с Часословом, который можно считать сокращенной и удобной для употребления «псалтырью», читалась и сама Псалтырь в полном соблюдении порядка псалмов, при чтении их одного за другим с остановкой на «слава», возможно для мысленного облегчения и для слушания духовных поэтических сочинений, называемых «седальны», именно потому, что они слушались сидя. В промежутках псалмопения, по древней египетской традиции, вводится и собственная молитва монахов.

Параллельное чтение рядовой Псалтыри и Часослова возможно считать практикой давно установленной, так как Октоих и Триодь в VIII в. уже предполагают псалмопение по кафисмам внутри утрени, предписывая седальны после кафисм утреннего псалмопения. В вечерню кафисмы Псалтыри войдут позже и не повсюду; у Студитов, например, на вечерне полагались только 1-я кафисма по субботам, а 18-я кафисма только два или три раза в неделю. Октоих и Триодь заставят стать «официальным» один из существующих Часословов: тот, который дошел до наших дней. Еще долго будут в употреблении и другие Часословы, не пользующиеся ни Октоихом, ни Триодью.

Этимология слова «Часослов»

Источник – Википедия

Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.

Название книги др.-греч. ῾Ωρολόγιον (орологион) верно переводится на славянский как «Часовник», это название и было на Руси до Книжной справы, поскольку др.-греч. ῾Ωρολόγιον образовано от слов др.-греч. ὥρα (час) + др.-греч. Λέγω (собирать), то есть сборник служб часов. Название было изменено в худшую сторону в середине XVII века, была сделана ошибочная калька, когда вторую часть названия книги: др.-греч. Λόγιον неверно перевели как «слово». Название книги «Часовник» заменили в результате Церковной реформы патриарха Никона на «Часослов». В настоящее время название книги «Часовник» сохранилось у старообрядцев.

Наши рекомендации