Краткая история развития часослова

Элементы чина нашего часослова впервые можно встретить, по словам исследователей, в описании богослужения аввы Нила, синайского аскета (VI-VII в.), которое является не чем иным, как бдением накануне воскресения. Другие часословы той же эпохи, содержащие также элементы схожие с нашим часословом, представляют параллельные, но отличающиеся традиции, предназначенные возможно для монахов-отшельников. По мнению некоторых исследователей, часослов формируется до нападения персян в 614 г. Возможно, что часослов редактируется письменно по трудам монаха Софрония (будущего патриарха Иерусалимского), который считается вместе с Модестом (также монах и патриарх) реставратором монашеских порядков после персидского нашествия. Церковные писатели, например Симеон Солунский, приписывает Софронию написания Типикона, что исторически не возможно. Но вполне возможно, что под «Типиконом» считали именно основной порядок часов. Во всяком случаи доказательством того, что часослов уже существовал, является то, что когда Иоанн Дамаскин в VII веке собирает элементы Октоиха, он уже предполагает существование часослова, без которого Октоих не имеет смысла. Одним из самых известных, сохранившихся до нас Часословов является «Часослов по уставу лавры св. отца нашего Саввы» в рукописях VIII-IX в.. Он предназначался для келейного употребления, по этому не заключает не только всех частей службы (например, ектений, возгласов священника), но и некоторых служб, например утрени. По-видимому, взамен утрени стоит в начале Часослова первая кафизма. Затем следуют службы в первый час дня, третий, шестой и девятый, на причащение Преждеосвященными Дарами (соответствует изобразительным), вечерня и служба в первый час ночи (соответствует повечерию), на которой часослов обрывается. Службы очень близки к нынешним. Так например, служба каждого часа состоит из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого - 8, третьего - 7, шестого - 6, девятого - 4, аллилуйя, тропаря (такого, как и ныне для каждого часа, исключая первый), перед которым и после которого написан конец его, должно быть, служившим ему припевом; затем стих часа, такой как ныне с утроением его первой половины, и завершало все Трисвятое, части часа, следующей за Трисвятым, еще не существовало. Как нам известно из курса по литургики, после иконоборческого кризиса монастырь Студион в Константинополе возглавил Феодор Студит, и ввел там известную ему службу монастыря святого Саввы около Иерусалима. Вся монастырская традиция Востока, придерживавшегося Византийского обряда следовала нравом и обычаям Студитов, сознательно связываясь с традициями лавры Св. Саввы, которая заимствовала некоторые традиции из других монастырей. Это богослужение является сегодня единственным, совершаемым на всем Востоке, придерживающего Византийского обряда, как в самом маленьком монастыре, так и в самом большом соборе.

Известно, что Русская Церковь была преемницей Византии. Богослужение и весь церковный устав были приняты славянами. В каком виде пришло к нам последование часов рассмотрим в следующей рубрике.

Последования часов на славянском языке

На славянских землях, рассматривая рукописи часословов того времени, мы находим, что в них произошло объединение наших богослужебных чинов на почве иерусалимского устава, помимо влиятельности самого устава, не мало содействовало и коренное единство их песенной основы. «В частности, во всех известных нам часовых последованиях сохраняются наследственные черты песенного строя. Так, везде в них указываются трипсалмные часы, что до некоторой степени напоминает трехъантифонный строй песенных служб. Тем не менее монастырская практика оказала настолько сильное влияние на наши богослужебные последования, что они совершенно утратили память о своем песенном происхождении, и родословие свое обычно возводят лишь к тому или иному моностырскому уставу».

Заключение

В данной работе мы рассмотрели историю развития часов в православной церкви, и их идейное содержание. В ходе работы мы увидели, что последование часов, которое сегодня использует наша церковь складывалось на протяжении многих веков. Традиция посвящать определенные часы дня молитве была взята первыми христианами еще из богослужения Ветхого Завета. Сами апостолы, как мы видим из Священного Писания (Деян.), по Откровению Божиему посвящали определенные часы дня, а именно третий, шестой и девятый молитве. Первые учителя церкви, так же наставляли своих учеников в непрестанной молитве, и особенно учили их чтить те же дневные часы, только наделяли эти молитвенные правила христианским смыслом. Далее часы были взяты в практику первых монастырей, они стали символом непрестанной монашеской молитвы. В практике одних монастырей они совершались двадцать четыре раза в сутки, а монахи других монастырей совершали их как и сейчас четыре раза в день. Так же, как мы знаем из работы часы были частью и городского соборного богослужения. И в отличие от монастырской практики, городское последование часов было более нарядно и торжественно. Так как городское духовенство могло позволить себе и красивый многоголосный хор, и множество обученных чтецов. Благодаря таким возможностям часы в городских соборах как правило пели. А в связи с тем, что монастыри того времени, не только не могли себе позволить красоты в богослужении, но даже не всегда был обученный чтец на богослужении. Часто и храм использовался только исключительно для общей богослужения - Литургии. Поэтому службу часов монахи совершали по кельям. Таким образом, проведя исследование богослужение часов, мы видим, что они с древних времен являются неотъемлемым богослужением. Которое совершалось как в храмовой, так и в домашней практике. К сожалению, сегодня мы видим ослабевающий интерес к часам православной церкви. Конечно, как мы уже говорили в начале нашей работы, это связано со многими обстоятельствами. От части интерес пропал из-за того, что наш русский народ-богомолец в течении семидесяти лет вообще не участвовал в жизни нашей церкви. Так же причина скрывается еще в том, что у основной массы наших верующих людей отсутствует интерес к смыслу богослужения, им достаточно мистического ощущения, чувствования присутствия Бога на богослужении. А символическое значение богослужения и идейное содержание уже не так интересует наш православный народ. Верующие люди знают, что самое главное богослужение церкви - это воскресная Литургия, даже наверняка знают и его символическое содержание, и немного и историческое развитие. Так же представляют и величие и значимость таинства, которое происходит на литургии. Так же наш православный народ участвует и в так называемом Всенощном бдении накануне воскресного дня и двунадесятых праздников. Весь же остальной суточный круг богослужения остается почти без внимания у верующих людей. По нашему мнению это происходит по тому, что люди сами не проявляют интереса к православному богослужению, мало интересуются им и не пытаются самостоятельно узнавать немного больше о нем. Так же пастыри церкви не уделяют должного внимания богослужебному вопросу, и очень мало просвещают наш народ, рассказывая ему о православном богослужении. Конечно, в последнее время вопрос с просвещением наших верующих людей обстоит все лучше. Появляются и православные телеканалы, и православные радиостанции которые главным своим направлением считают просветить русский народ, в том числе они рассказывают о православном богослужении. Так же появляется множество печатной продукции, которая так же помогает всем желающим разобраться во многих интересующих православных людей вопросах, в том числе множество книг посвященных богослужению. Книги рассчитаны на разный уровень просвещения людей. Так что в целом ситуация может измениться, при должном интересе ко всем предлагаемом нашему народу возможностям просвещения. Возможно, что интерес к православному богослужению усилится, и народ перестанет теряться и бездумно стоять на службе и не понимать, что сейчас происходит на службе, или, что сейчас читают. Мы надеемся, что и данная работа поможет тем, кто ее прочтет лучше разобраться в понимании последования и идейного содержания службы часов православной церкви. А описание исторического развития часов заставит более серьезно отнестись к этим службам.

Список использованной литературы

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2004. 1296 с.

2.Антология. Отцы и учители церкви III века.: В 2 т./ Сост. Иеромонах Илларион (Алфеев). М.: Либрис, 1996. Т. 2. 464 с.

.Лукиан Самосадский. Сочинения.: В 2 т. / Под ред. А.И. Зайцева. СПб.: Алитейя, 2001. Т. 2. 538 с.

.Плиний Младший. Письма. Перевод М.Е. Сергеенко, А.И. Доватура и В.С. Соколова. М-СПб.: Изд. Академии наук СССР, 1950. 577 с.

.Следованная псалтирь. - М.: изд. Московская патриархия, 1988. 467 с.

.Типикон. - СПб.: Соборный разум, 1992. 590 с.

.Часослов учебный. / Репринт изд. 1911 г. - СПб, 2008. 190 с.

.Библейская энциклопедия. /Под. Ред. Арх. Никофора. Репринт. Изд. М.: Изд. Свято-Троицкой - Сергиевой Лавры, 1990 763 с.

.Тим Даули. Библейский Атлас. /Пер. РБО.: Angus Hudson Ltd, 2003. 95 с.

.Антонов Н.Р. свящ. Храм Божий и церковные службы. /2-е издание. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. 236 с.

.Арранц Михаил, проф. О.И.. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского евхология. Л.: ЛДА, 1979. 309 с.

.Авербах Яков. Сходство обрядов и постановлений православной церкви с обрядами и постановлениями церкви ветхозаветной. СПб, 1870. 30 с.

.Аверкий (Таушев), архиепископ. Литургика. 150 с.

.Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространно-изобразительный комплекс. - СПб.: Сатис, 2007. 222 с.

.Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению священного писания Ветхого Завета. Могилев.: Типография М.Б. Клаза и М.Л. Кагана, 1914. 398 с.

.Гавриил (Голосов), архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. Тверь.: Типо-Литография Ф.С. Муравьева, 1886. 581с.

.Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - Сергиев Посад, 1918. 286 с.

.Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или объяснения о церкви, о литургике, о всех службах и утварях церковных.: В 4 ч. - М.: изд. Братства свв. Филарета митр. Московского, 1999. 305 с.

.Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных. - К.: Тип. Т.Г. Мейнандера, 1913. 302 с.

.Кашкин Алексей. Устав православного богослужения. - Саратов.: изд-во Саратовской епархии, 2010. 686 с.

.Никольский Константин. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. / изд. Седьмое. - С.-Петербург.: Синодальная типография, 1907. 878 с.

.Настольная книга священнослужителя. В 8 т. М.: Изд. М.П., 1977. Т. 1. 754 с.

.Настольная книга священнослужителя. В 8 т. М.: Изд. М.П., 1977. Т. 8. 800 с.

.Розанов Василий. Богослужебный устав православной церкви. М.: Изд. Свято-Тихоновский Университет, 2005. 676 с.

.Скабалланович Михаил. Толковый типикон. М.: изд. Сретенского монастыря, 2004. 815 с.

.Смирнов Феодор, доцент. Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века. Киев: Тип. С.Т. Еремеева, 1876. 472 с.

.Смирнов А.В. Проф., прот. Курс истории религий./ Изд. второе. - М.: Изд. ФондИВ, 2009. 384 с.

.Хосроев А.Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб, Кишинев, Париж.: Нестор-История, 2004. 508 с.

Наши рекомендации