Христианство: основные черты
Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Именно христианство стало основной осью складывающегося с V века в Западной Европе мира, которая влияла на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты, устои общества.
Христианство возникло в I в. н. э. в условиях императорского Рима с его острыми социальными противоречиями. Основные идеи:
Равенство в исповедании. Христианство обращалось ко всем людям и народам, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности.
Отказ от жесткой регламентации поведения.Новая религия упростила и гуманизировала культ, запретив жертвоприношения и отказавшись от жесткой регламентации поведения человека в быту.
Сохранение старых обрядов. Вместе с тем, христианская церковь не отказывалась от наиболее распространенных, привычных обрядов. "Христиане не должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому... Продолжать хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников... значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, Богу", — писал Августин Аврелий, один из известнейших средневековых философов.
Синтез с восточными религиями и античной философией. Христианство свершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох: идеи и образы различных религий Ближнего Востока, традиции греко-римской античной философии.
Изменение образа Бога. Христианство, утверждая Бога, который сотворил мир и господствует над ним, предложило нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Христос — это богочеловек, полный сострадания к людям и добровольно принявший смерть, чтобы искупить их грехи. Следование этому образцу становилось смыслом жизни каждого человека, так как жизнь эта получала направленность к загробному воздаянию.
Двойственность. Христианский образ человека исходно оказался разорванным на два начала: "тело" и "душа", причем приоритет отдавался безоговорочно началу духовному.
Понятие христианской красоты. Отныне красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. На смену античному атлету, как символу античной культуры, пришел средневековый аскет (от греческого "аскезис" — упражняющийся в чем-либо) - человек, подавляющий чувственные желания, добровольно переносящий физические страдания, одиночество и т. д.). Средневековый аскет связывал образ жизни человека с идеалом духовного возвышения. Как указывал Августин Блаженный, не только в мире, но и в каждом человеке пролегает граница между "градом божьим" и "градом земным". Человек — объект и цель борьбы этих двух космических начал (божественного и сатанинского), которая реализуется как столкновение желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Христианский человек может и должен активно проявить себя в этой вселенской битве добра со злом, уповая на "царствие небесное".
Ужесточение нравственных требований. Предполагался постоянный самоконтроль не только за поступками, как это было в языческой культуре, но и за желаниями, мыслями, побуждениями и словами.
Нравственные ценности христианства многообразны, но сущность нравственного образца христианской жизни укладывается в триаду: Вера, Надежда, Любовь.
Вера — это особое состояние духа, которое ведет человека к Богу.
Надежда — это идея спасения от зла жизни с помощью Бога через загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, но только тем, кто идет за Христом в своей морали, выполняя евангельские заповеди. Эти заповеди едины по духу, но главная среди них — заповедь смирения, непротивления тому, что есть в сотворенном Богом мире.
Любовь - главная христианская ценность — как связующая нить человека с Богом, как любовь к Богу, которая противостоит греховной и низменной плотской любви. Такую любовь трудно понять рационально. Еще по древнему праву равного воздаяния следует: "Око за око, зуб за зуб", а, следовательно, и любовь за любовь — потому и надо любить "ближнего", что он отплатит тебе тем же. Но Христос учит иначе: "А Я говорю вам любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…». Так формировался культ страдания как очищения и возвышения души.
Христианство — религия спасения.Для него суть истории мира заключается в отпадении человечества (в лице Адама и Евы) от Бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующее возращение к Творцу осознавшего свое падение блудного сына.
Это возвращение возглавили избранные Богом потомки Авраама, с которыми Бог заключает "завет" (договор) и дает им "закон" (правила поведения). Цепь ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения "от Духа Свята и Марии Девы" свободным от греха. Бог-Слово, Спаситель, Сын Божий является как Сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре, затем возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит Дух Святой (Пятидесятница) и дает им силу выполнить завет Иисуса — проповедать Евангелие ("благую весть") всем народам. Христианское благовестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которая ведет в Царствие Небесное. Цель — обожение верующего, т.е. переход в вечную жизнь с Богом, достигается содействием (синергией) человеческих усилий и Божией благодати.
Достичь спасения и сохранить правую веру можно только с помощью церкви. Церковь — носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организация стали для христианства важнейшими задачами. Они усложнялись по мере распространения новой религии среди народов Римской империи. Нужно было отражать нападения на церковь извне, бороться с ересями и расколами внутри, приспосабливаться к новым условиями. За 3-4 века появляется обширная христианская литература, спорные вопросы решаются на съездах епископов — соборах, где присутствуют представители Востока и Запада.