Библейские прецеденты в Новом Завете
Иисус — освободитель. Воплощение и воскресение Иисуса Христа является ключевым моментом всей апокалиптической истории. О Нем было обещание в Быт. 3:15 как об имеющем власть и силу поразить змея в голову. Он Сам мог освободить людей от порабощающих бесовских уз. В Иудейской пустыне после Своего крещения Иоанном Крестителем, Иисус вступает в борьбу с сатаной и побеждает, основываясь на силе Слова Божьего: «Написано» (Мф. 4:1-11). После этого противостояния Его служение наполнено силой и властью для провозглашения вести о примирении с Богом, для исцеления больных и изгнания демонов. Он передает Свою власть над дьяволом двенадцати апостолам (Лк. 9:1-2), затем семидесяти двум (Лк. 10:1), чтобы те освобождали отдельных людей от власти дьявола и чтобы имена их были записаны в Книге Жизни. Он утверждает, что Его сила превосходит «всю вражью силу» (Лк. 10:17-19).
Иисус сразился с самим сатаной и нанес ему поражение, но только в ответном шаге на атаку врага. Нигде не указывается, что Он искал противника и первым нападал на него. И также тогда, когда лукавый побуждает Петра отговорить Иисуса от креста, Спаситель сразу дает отпор: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23). Он не ищет дьявола для пробы сил. Я убежден, что Иисус занимался освобождением ради тех, кто откликался на Его призыв к примирению. Он показывает нам, что живая истина дает силу, достаточную для того, чтобы изобличать сатану, как «отца лжи» (Ин. 8:31-47). В Евангелии от Луки 11:21-22 приводится описание нападения и победы Иисуса над «сильным». Он только что изгнал беса, который был в человеке, и Его, богохульствуя, обвиняли в том, что делал Он это силою Вельзевула. Указав, что царство, разделившееся само в себе, не может выстоять, Он использует историю о «сильном» для описания того факта, что Его власти достаточно, чтобы разжать хватку сатаны, которой он держит жизнь, и отнять у него добычу. Раздел заканчивается описанием дьявольского духа, оставившего человека, а затем снова возвратившегося, так как этот человек не получил Духа Святого, Который бы охранял его от повторного вторжения. Главная мысль в описании «сильного» — это освобождение человека, его души как свидетельство наступления Царства Божьего. Мы не можем использовать этот отрывок в качестве стартовой площадки для усиления конфликта на территориальном уровне. Царство провозглашается, когда заложники освобождены. Но ясно одно: последователю Иисуса Христа дается власть изгонять бесов для выполнения функции искупления, а также в целях обеспечения свободы от губительной власти дьявола.
Апостол Павел. Савл яростно противостоял Божьим целям, открытым во Христе. Он был приведен ко спасению и послан с поручением «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:17-18). И снова здесь избран один, чтобы противостоять дьяволу ради освобождения душ и славы Бога. И снова целью противостояния сил является спасение отдельных людей. В том, к чему он был призван, нет указания на крестовый поход, целью которого было бы очищение небес от разрушающих сил ада. Его призванием была чудесная тайна создания Церкви. Павел говорит о своей роли «узника Иисуса Христа» в Еф. 3:1-15. И именно строительство Тела в любви и единстве должно «сделаться известным начальствам и властям на небесах» (3:10); это осязаемая демонстрация Божественной общины, обличающая пустоту и ложь дьявола.
Я считаю, что слова Павла в Послании к Ефесянам (6:10-18), в основном, описывают борьбу христиан, которые должны «устоять» против неослабевающих атак врага поодиночке и вместе, и что «всеоружие» по сути своей является оборонительным. Мы можем предположить здесь, что сатана является наступающей стороной, а мы должны защищать свою землю. Где же тогда наступательное обличение зла и распространение добродетели? Несомненно, в открытии истины (меч Духа, произнесенное Слово) и реализации силы в молитве. Именно это делал Павел, когда противостоял Елиме-волхву на Кипре: «сын диавола, враг всякой правды!» (Деян. 13:10). Похоже, что Елима общался с дьявольскими духами. Но Павел, водимый Духом Святым, обличил зло в человеке.
Апостол делает важное заявление в своем Послании к Римлянам. После предупреждения церкви остерегаться тех, кто вызывает разделение и раздоры, он смело утверждает: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20). Он будет низвергнут Телом Христовым но снова это сделает Сам Бог, сокрушающий дьявола.
Какие выводы мы можем сделать, опираясь на Новый Завет? Как представители Иисуса, мы призваны делать то, что делал Он Сам (Ин. 14:12): провозглашать весть о примирении с Богом, наставлять учеников, исцелять немощных, изгонять бесов. Да, нам необходимо с большей смелостью заниматься освобождением. Мы должны обличать зло, когда его видим (Еф. 5:11), благословлять творящих зло (Мф. 5:44, Рим. 12:17-21) в надежде привести их к свету. Церковь должна противостоять дьявольским планам и разрушать их (Еф. 6:10-18). Она должна уметь распознавать их (2 Кор.11:3,14; 1 Петр. 5:8). Нам даны практические советы, как противостоять дьяволу, пока он не убежит (Иак. 4:6-10). Условия для такого сопротивления основываются на укреплении личных отношений с Богом. Мы призваны жить в таинстве любви, проявляя чудесное единство, возможное только «во Христе» (Еф. 3:1-13). Мы должны молиться за тех, кто у власти (1 Тим. 2:1-2), чтобы Благая Весть жила и распространялась. Свободное, ведомое Духом Святым распространение истины через детей света является основным средством приближения Царства. Это может произойти только в контексте полного святого послушания.
Если это обычная стратегия для Божьего народа, то вы можете спросить, каковы же необычные средства распространения света во тьме? Ввиду чрезвычайного распространения зла, Господь ведет Свой народ к тому, чтобы мы могли лучше распознавать более высокопоставленные источники зла и умели ограничивать их влияние. Основываясь на вышеупомянутых библейских примерах, я думаю, мы можем создать модель расширения Царства, которая позволит более плодотворно сотрудничать с нашим Господом в строительстве Его Тела в духовном климате грядущего времени.
Бог продолжает призывать и вооружать первопроходцев и посредников для усиления этой битвы. Есть смельчаки, которые распознают силы зла и молятся против начальств. Я не собираюсь критически отзываться о тех, кто занимает более конфронтационную позицию. То, что я предлагаю в этой и восьмой главе — согласованная попытка построить модель, соответствующую нашему наиболее полному пониманию Божьих путей преодоления дьявольских сил.
Глава 7