Иов был освобожден от страданий, чтобы молиться за своих друзей.
Так же и Иисус. Когда Иисус восстал из мертвых, Он восстал как ходатай: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).
В последней главе говорится, что здоровье и благополучие Иова было восстановлено, чтобы быть ходатаем даже за тех, кто добавлял скорби к его страданию. Вот что сказано об этом:
И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (42:7-10).
Несчастье дало Иову новые силы для молитвы и новые высоты видения того, как его молитвы получают ответ.
Здесь также говорится о том, что какое бы отчуждение ни имело место между Иовом и его друзьями во время скорби, через молитвы Иова их дружба была снова восстановлена. Это то, что сделал для нас Христос! Мы, которые были злейшими врагами Иисуса, теперь через Его ходатайство стали Его друзьями.
Иов вышел из этого несчастья не просто с новым посвящением на ходатайство, он обрел новое естество. Ходатайство не было тем, чем он просто занимался, оно стало его сутью. Подобным образом Иисус вышел из Своего страдания полностью готовым быть ходатаем за нас.
Я надеюсь, что вы увидели Иисуса в жизни Иова. Но то, что существуют параллели между ними, еще не значит, что Иов был совершенным. Давайте теперь взглянем на его недостатки.
Глава 10
Недостатки Иова
Мы знаем, что Иов был непорочен перед Богом и людьми. Но был ли он совершенен? Реагировал ли он абсолютно правильно на свое несчастье? Ответ: нет. Во время испытания Иов не был ни совершенным, ни безгрешным.
Есть только один человек, который когда-либо реагировал должным образом, проходя долиной смертной тени — это Иисус из Назарета. Ни один другой человек не способен пройти через эту долину не согрешив.
Иов получил такую высокую оценку от Бога, которую сокрушенный, слабый, грешный человек только мог надеяться приобрести, и все же он упал под тяжестью своего горя. Когда мы находимся в горниле, Бог не ждет, что все наши ответы будут совершенными. Цель этого несчастья — вывести несовершенство на свет. Бог достаточно велик, чтобы разобраться с нашими страхами, разочарованиями, тоской, беспокойством, депрессией, гневом и жалостью к себе. Иов не был совершенным, и Бог должен был внести много исправлений в него. Но финальный вердикт Бога заключался в том, что Иов был признан верным и праведным слугой. Божье благоволение к этому человеку очевидно, ведь Иов продолжал смотреть на Бога во время величайшего испытания в своей жизни.
Если вы смотрите на Иова и думаете: «Я никогда не буду гневаться на Бога так, как он», то вы обманываетесь. Вы думаете слишком высоко о себе. Вы никогда не были сердиты на Бога, потому что в Своей благодати Он избавил вас от подобного несчастья. Но поверьте мне, если бы Он послал его на вас, вы бы разгневались на Него. Бог понимал, что Иов разозлится на Него, но не ожидал, что он отвернется в гневе. Бог надеялся, что Иов будет искать и найдет Его в своем бедствии. Когда вы находите Бога в беде, гнев проходит. Вы не можете видеть лицо Бога и быть сердитым на Него — ведь Он так прекрасен!
Иов не был безгрешен
Иов допускает, что он имеет грех и беззаконие: «И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего?» Иов не говорит, что он безгрешен, он лишь говорит, что нет ни одного большого греха в его жизни, который навлек бы на него этот суд. Он понимает, что все имеют пороки — внутренние мотивы сердца, которые не служат к Божьей славе. Его вопрос здесь в следующем: «Боже, если Ты судишь меня за мои недостатки, почему Ты не простишь и не исцелишь меня?»
• «Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой... Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (13:23,26).
• «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои» (31:33).
Иов знает свои недостатки и понимает, что он не безгрешен. Под беззаконием имеется в виду склонность человеческого сердца к злу. Эта внутренняя способность грешить — одно из проявлений пещерной тьмы в наших сердцах, которую мы не понимаем полностью, из которой поднимается что-то уродливое, о чем мы даже не догадывались. Поэтому когда Иов исповедует, что имеет пороки, он настаивает: «Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей» (27:5).
Иов не безгрешен, но он хранит свою непорочность. Это может показаться противоречием, поэтому нам нужно понять, что Иов имеет в виду под непорочностью. Для Иова непорочность связана с праведностью сердца, которое ставит себе целью следовать праведности и отворачиваться от зла. Непорочность хранит совесть в чистоте через быстрое покаяние и благочестивое поведение, согласно тому знанию, которое есть в данный момент. У Иова была чистая совесть, поэтому он не будет лгать и что-то сочинять.
Уста Иова
Вот два места, которые указывают на то, что Иов не согрешил:
• Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (1:22).
• Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (2:10).
Но после главы 3 больше не говорится, что Иов отвечал без греха. Когда несчастье стало казаться бесконечным, душа Иова глубоко страдала, и в отчаянии своего унижения он открыл уста и начал изливать душу. Дух Святой свидетельствует: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Прит. 10:19).
Иов чувствовал, что ему больше нечего терять, поэтому он решил высказать боль. Для сравнения вот что сказано об Иисусе: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). Именно через свое многословие Иов (как и другие четыре человека, которые говорили в книге) не послужил к славе Божьей, и именно это вызвало упрек Бога — «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (38:2). Бог сказал: «Иов, ты не знаешь, о чем говоришь».
Когда Бог обращается иронично к Иову в главах 38-41, Он задает ему много вопросов, подобных таким: «Где ты был, когда Я полагал основания земли?» или: «Ты понимаешь удивительные чудеса созданного мира?» На каждый вопрос Иов должен был ответить: «Нет». Обратите внимание: на каждый вопрос Иисус мог ответить: «Да». Иов, который знал так мало, открыл свои уста. Иисус, который знал все, держал Свои уста закрытыми. Хм, кажется, где-то здесь находится мораль.
В конце, когда Иов увидел славу Бога, он сказал: «Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (39:34,35). Потребовалось откровение свыше, чтобы Иов стал способным усмирить свой язык.
Бог продолжал упрекать Иова:
• И отвечал Господь Иову из бури и сказал: препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне (40:1,2).
• Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? (40:3).
Таким образом, обвинительное заключение Бога было в том, что Иов упрекал Бога без знания и ниспровергал Божий суд, заявляя, что Он обращался с ним несправедливо.
Отложенное правосудие
Здесь есть важный принцип, который Иов должен был узнать во время несчастья, но не узнал его: иногда Бог задерживает суд, чтобы, возвысить Своих слуг. Именно недостаток понимания Иовом этого принципа привел его к обвинению Бога в несправедливости. Это проблема распространена и сегодня.
Между «отказом в суде» и «отложенным судом» огромная разница. Многие обвиняют Бога в том, что Он отказывает им в суде, хотя на самом деле Он откладывает суд для того, чтобы испытать их сердца. Многие теряют то, что могло бы им принадлежать. Они могли бы иметь суд после ожидания, но оттого что они огорчились, получили отказ в суде.
Вот суд в горниле Иова: Бог намеревается возвысить Иова до гораздо более высокого состояния близости и влияния в Царстве. Но если Он дает Иову возвышение без обрезания, Иов саморазрушится через духовную гордость. Именно незаслуженное бедствие зажигает огонь, и именно огонь спасет Иова от него самого. Отложенное правосудие — это то, что делает способным и подготавливает Иова к высшему положению. Нет ожидания — нет и возвышения. Получить немедленное правосудие — значит потерять возвышение. Задержка болезненна, но Бог справедливо решил, что значение возвышения превосходит боль ожидания.
Вы не станете символом креста Иисуса и благословением для всех поколений, не заплатив цену. Если вы хотите получить высшее наследство, узнайте его цену.
Иов был испытан согласно принципу Псалма (17:26): «с мужем искренним — искренно». Иов был искренен, и все же ему было дано достаточно возможностей усомниться в истине. Казалось так легко обвинить Бога, особенно когда сатана обвинял Бога перед ним. Но оттого что он выстоял с любовью перед лицом Бога, он смог в конце увидеть, что Господь был непорочен во всех Своих действиях по отношению к нему. Он наградил Иова, дав ему высшее положение в Боге, что превзошло всю боль несчастья.
Именно этот принцип Иисус иллюстрирует в следующей притче:
Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук. 18:1-8).
Иисус показывает, что иногда Бог задерживает правосудие для Своего народа. У Него есть цель для ожидания, смысл которой люди обычно не понимают. Но в Своей милости к ним Он медлит защищать — зная, что ожидание принесет дивиденды, если они выстоят. Когда полнота времени приходит и процесс завершен, Иисус радостно говорит нам, что сделает Бог: «сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Когда Бог решает, что пришло время, чтобы освобождение проявилось, Он совершит его «вскоре»! Вы можете ждать чрезвычайно долго, но все может измениться в один момент!
Последний вопрос Иисуса очень волнующий: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Для подготовки апостолов и лидеров последнего времени центральным будет этот вопрос задержанного правосудия. Истинная вера терпит перед лицом задержанного суда. Иисус спрашивает: «Когда я подготовлю Моих слуг последнего времени через задержанное правосудие, найду ли Я их по возвращении стоящими твердо в вере, ожидая Меня, даже когда кажется, что суд оставил их?» Я молюсь, чтобы ответ был «да».
Итак, подведем итог самого большого греха Иова: он обвинил Бога в том, что Он лишил его правосудия. Он не понимал, что Божий задержанный суд был инструментом Бога для величайшего возвышения. Но оттого что Иов оставался непоколебимо перед лицом Бога, Он привел его к превосходной вере, зажег в нем любовь и произвел большее понимание. О, это замечательно!
Глава 11