Рассказы из жизни подвижников.

Один брат говорил авве Пимену: меня смущают помыслы и не дают мне подумать о грехах моих, а заставляют меня замечать только недостатки брата моего.

Авва Пимен рассказал ему об авве Диоскоре, что он в келлии плакал о себе; а ученик его жил в другой келлии. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал его: отец! о чем ты плачешь? -- Он отвечал ему: плачу о грехах своих, чадо. -- Ученик говорил ему: ты не имеешь грехов, отец! -- Но старец отвечал ему: уверяю тебя, сын мой! Если бы можно было мне видеть свои грехи, то мало было бы еще четырех человек, чтобы вместе со мной оплакать их.

При этом сказал авва Пимен: тот поистине человек, кто познал -- самого себя!

Авва Сисой сказал однажды с дерзновением: поверь, вот уже тридцать лет, как я не молюсь Богу о прочих Грехах своих, но, молясь, говорю Ему: Господи, Иисусе Христе, покрый мя от языка моего! Ибо даже доселе я падаю, согрешая чрез него.

Один из отцов рассказывал: когда был я в городе Оксиринхе пришли туда в субботу вечером нищие для прошения милостыни. Когда они спали, у одного из них была только рогожа -- половина ее была под ним, а половина над ним. Был же там сильный мороз. Когда я вышел ночью, то слышал, как он дрожал от холода и утешал себя, говоря: благодарю Тебя, Господи! Сколько теперь находится в темницах богатых, отягченных железами, а у других и ноги забиты в дерево. А я, как царь, могу протянуть ноги мои и идти, куда мне угодно. Я стоял и слушал, когда он произносил это. Вошедши внутрь, я рассказал это братиям, и слышавшие получили пользу.

Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми келлии его и говорил: не пущу тебя войти. -- Авва умолял его, говоря: какая сему причина? -- Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? -- Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, прости мне! -- Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь -- БЕРЕГИСЬ осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его.

Один из отцов, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я – завтра.

Говорили об авве Агафоне: пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. -- Да, это правда, -- отвечал он. -- Они опять спрашивают его: ты Агафон -- клеветник и пустослов? -- Я, -- отвечал он. -- И еще говорят ему: ты Агафон -- еретик? -- Нет, я не еретик, -- отвечал он. -- Затем спросили его: скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес? -- Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою; ибо это признание полезно душе моей. А признание себя еретиком -- значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. - Выслушав это, они подивились рассудительности его, и отошли, получив назидание.

Авва Пимен сказал: лучше человек согрешающий и СОЗНАЮЩИЙ -- грех свой и раскаивающийся, нежели человек – НЕ СОГРЕШАЮЩИЙ и не смиряющийся. Тот считает себя грешником и смиряется -- а этот представляет себя -- праведником, как будто он праведен, и возносится.

Авва Авраам спрашивал авву Пимена: отчего это демоны так нападают на меня? -- На тебя нападают демоны? -- сказал ему авва Пимен. -- Не демоны нападают на нас, если мы исполняем свои хотения; наши хотения для нас сделались демонами: они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, -- это с Моисеем и подобными ему.

Спрошен был старец одним воином: принимает ли Бог раскаяние? -- И старец, поучив его многими словами, говорит ему: скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его? -- Воин говорит ему: нет! но я зашью его, и опять буду носить его. -- Старец говорит ему: если ты щадишь свою одежду, то тем паче Бог -- не пощадит ли Свое творение? -- И воин, убедившись в этом. отошел с радостию.

Некий из отцов сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей, уничижающих ближнего; ибо мы ничего не знаем. Разбойник был на кресте, и за одно слово -- оправдался. Иуда был сопричтен апостолам, и в одну ночь -- погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто делающий добро да -- НЕ ХВАЛИТСЯ; ибо все надеявшиеся -- на самих себя ПАЛИ -- в одно мгновение.

Сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле и, вздохнувши, сказал: кто же обходит их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие.

Наши рекомендации