О возможности познания Промысла Божия человеком.
Одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому разумному творению, — это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума и сердца, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя. Но даже несмотря на то что на вершинах святости подвижникам многое открывается, возможности познания человеком Божественного Промысла остаются весьма ограниченными.
2б. 50 глава Типикона. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь.
Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его. Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – свв. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныни, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев Первого Вселенского Собора.
Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.
На утрени, на «Бог Господь», поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси...» (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф...», «И ныне» – «Мироносицам женам...». Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.
Четвертая Неделя – о расслабленном. В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами…». Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море сгустил еси...». «Честнейшую» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство...». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство...». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше... Светися, светися...».
Пятая Неделя о самаряныне. В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утрени – от Иоанна, зач. 63-е). Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.
Шестая Неделя – о слепом. В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме, в праздник обновления храма (Мф., зач. 67-е).
ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день). Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу. отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст. На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше...». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом. Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные). После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа.
История праздника. Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе.
Особенности богослужения. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.
На великой вечерни «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником…».
На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф.,зач. 71. По Евангелии поется: «Воскресение Христово видевшее...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлен И. Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника.
На литургии – антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне». После малого входа – тропарь и кондак: «Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы». Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Апостол – Деяний, зач. 1-е, Евангелие – Лк., зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию...» с первым припевом. Вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш...». Вечером в день праздника – великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне – катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу...». На Литургии, после малого входа, поется: «Приидите, поклонимся...» с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: «Аллилуиа». Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный...» не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже...» и прочее. В конце литургии вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу – тропарь «Глубиною мудрости...». Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.
Неделя седьмая по Пасхе, свв. отцев 1-го Вселенского Собора. В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев 1-го Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Праздник совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение – «Божественным покровен...».
Троицкая родительская суббота. На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все «от века усопшие» православные христиане, «отцы и братия наша». Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную. Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа.