Только благодаря ничто наука способна сделать сущее предметом иследования.
Осн вопрос метафизики – почему есть Сущее, а не наоборот, ничто?
Вопрос о ничто - метафизический
20. Рациональное и иррациональное в религии. Проблема религиозного опыта (по работе Р.Отто «Священное»)
«Священное» начинается с утверждения, что мы в своих попытках понять сущность божественного ограничиваемся рациональными категориями, и такая тенденция доминирует в теологии и религиоведении. Однако, по мнению Отто, «священное ускользает от рационального» и все рациональные предикаты не могут исчерпать идею божества.
В отдельной главе Отто рассматривает историческое появление и развитие религий и доказывает, что человеку изначально присуща предрасположенность к религиозному опыту. Причем это свойственно не отдельным людям, а человеку в целом, как виду. Самыми первыми выражениями этой предрасположенности он считает магию, культ мертвых, веру в природных божеств, мифологию. Однако начало любой религии Отто видит в моменте, когда это нуминозное чувство будет направлено не на природные объекты, а вовне, на нечто высшее, на божество. Весь прогресс религии – в понимании человеком этого опыта божественного, который достигает своей вершины в христианстве.
Хотя религиозные представления, по Отто, возникают как результат сугубо личного переживания нуминозного, в ходе развития они практически с неизбежностью подвергаются рационализации, становится источником догматики, морали, культурных норм. И Отто подчеркивает, насколько важное место (особенно опять-таки в христианстве) в структуре священного занимает этот рациональный и моральный аспект.
Если мы назовем рациональным предмет, относительно которого возможна такая понятийная ясность, то описываемая в этих предикатах сущность божества может быть обозначена как Рациональное, а религия, которая его признает и утверждает, будет в этом отношении религией рациональной. Только в ней возможна вера как убеждение посредством ясных понятий, в противоположность простому чувству.
Но даже если рациональные предикаты обычно стоят на первом плане, они настолько мало исчерпывают идею божества, что свое значение и существование они получают только от иррационального.
Явно ложным или, по крайней мере, очень поверхностным является часто проводимое различие, состоящее в том, что рационализм это отрицание чуда, а его противоположность признание чуда. Расхожая теория чуда как случайного нарушения в естественной цепи причин со стороны той сущности, которая сама же эту цепь установила, а потому должна над нею господствовать, сама рациональна настолько, насколько это вообще возможно. Рационалисты достаточно часто допускали возможность чуда в этом смысле и даже априорно ее конструировали. А решительные не-рационалисты довольно часто были равнодушными к проблеме чуда. Когда речь идет о рационализме и его противоположности, то важнее свойственное им качественное различие в настроении и в содержании чувств самой набожности. А это различие обусловливается прежде всего тем, перевешивает ли рациональное в идее Бога иррациональное в ней или же оно совершенно исключает его, или наоборот.
Второй вариант:
Рациональные религии – религии, в которых признаются рациональное божества (вера посредством ясных понятий – над чувствами) => пример - мифология
НО: это не исчерпывает сущность божества.
Иррациональные предикаты – сущностные (их предмет – носитель предикатов, но сам он их не познал)
НО: Рационалисты ЧАСТО допускали возможность суда и даже априорно его конструировали.
НО религия не сводится к своим рациональным высказываниям, как и стремление к выявлению внутреннего соотношения её моментов ради прояснения самой религии.
Ядро любой религии – иррациональные аспекты.
Предрасположенность к религиозному опыту у людей был давно (культ мертвых, мифология). Начало любой религии, это когда нуминозные чувства людей начинают выделяться во вне, на некое божество.
В ходе развития общества нуминозное чувство начинает рационализироваться, превращаясь к законы, мораль и др.
21. Понятие нуминозного. Специфика нуминозного переживания (по работе Р.Отто «Священное»)
Отто вводит понятие «нуминозное» для обозначения полностью иррационального чувства священного. Предложенная им формула нуминозного – это священное минус все его моральные и рациональные аспекты. Это подлинное ядро любой религии, совершенно особенный опыт, который невозможно описать в категориях никакого другого опыта, это по его словам, нечто «совершенно иное».
Как же проявляется этот момент нуминозного, необъяснимого? С помощью особых реакций чувства в нашей душе. В отдельных главах своей книги Отто подробно разбирает каждый из аспектов этого чувства. Чувство нуминозного таинственно (mysterium) и может выражаться двояко. С одной стороны, священное отталкивает, внушает ужас и страх (mysterium tremendum). Прикосновение к ужасающему таинственному вызывает страх, совершенно отличный от естественного. Вспомним, пишет Отто, произвольный гнев и мстительность Яхве в Ветхом завете. Вслед за Ф.Шлейермахером, Отто говорит о том, что тот, кто переживает нуминозный опыт испытывает чувство зависимости по отношению к внешнему величественному объекту. Отто называет это чувством тварности, бессилием перед лицом всемогущества, самоумалением, ощущением собственного ничтожества.
С другой стороны, по Отто, очевидно, что нуминозное притягивает, очаровывает, вызывает благоговение (mysterium fascinans). Оно – в томлении, умиротворении, благоговении, праздничности, блаженстве. Иными словами, каким бы страшным для человека ни было божественное, оно всегда будет манить и волновать его. Для Отто в такой противоречивой гармонии видится самый странный и удивительный контраст, присущий всей истории религий.
Несмотря на все попытки Отто описать нуминозное, отбросив все моральные и рацональные аспекты, показать внеличностную сущность божественного, Бог в его описании сохраняет прежние монотеистические черты, сохраняет роль творца и спасителя.
Второй вариант:
Нуминозное – священное минус все его рациональные и моральные компоненты.
Нуминозное чувство полностью иррационально. – ядро любой религии.
Чувство нуминозного таинственно и выражается двояко: с одной стороны отталкивает и внушает ужас, а с другой – вызывает чувство зависимости (притягивает и очаровывает).
Мистика доводит противопоставление нуминозного чувства как «совершенно» иного до крайности (противопоставляя его самому бытию) и называет его в конечном счете «ничто»
Ступени роста нуминозного:
1. Просто изумительное
2. Ступень парадокса
3. Ступень антинОмии (еще больше, чем парадокс)
22. Основные характеристики нуминозного чувства (по работе Р.Отто «Священное»)
В структуре нуминозного Рудольф Отто выделяет четыре основных компонента: чувство тварности (Kreaturgefьhl), повергающую в трепет тайну (Mysterium tremendum), восхищение (Fancinans) и чувство нуминозной ценности священного (Sanctum als numinoser Wert). Можно сказать, что перечисленные элементы отражают последовательное развитие нуминозного чувства религиозного субъекта, и это подтверждается наличием некоего первичного нуминозного чувства (Realitдts-gefuhle) – интуитивного ощущения реальности нуминозного объекта. Из этого чувства и выходят ощущение тварности и зависимости от нуминозного объекта, собственной ничтожности и священного трепета от таинственного нуминозного, восхищения перед ним, и, наконец, убеждение в его нуминозной ценности, не поддающейся моральному и рациональному оправданию. Таким образом, процесс проходит цикл и возвращается к начальной точке, но на ином уровне.
Особо следует выделить такой элемент нуминозного, как тайну, повергающую в трепет (Mysterium tremendum). Отто написал работу «Священное» во время Первой (и единственной из двух на тот момент) мировой войны, и само время внесло в его теорию подобный компонент. Как отмечают А.Н. Красников и А.П. Забияко, «острейшие социальные катаклизмы, которые потрясли мир в начале XX в., подорвали доверие к либерально-прогрессистским идеям, заставили людей усомниться в разумности и моральности происходящего, в своих возможностях оказывать влияние на окружающую действительность. В протестантской теологии это привело к оживлению идей о греховности человека и абсолютной трансцендентности Бога. Именно после Первой мировой войны теологи вспомнили об образе грозного Божества, чьи деяния не укладываются в рамки человеческих представлений, чей гнев непредсказуем и ужасен, чье величие заставляет человека почувствовать себя «прахом и пеплом»» [1, с. 99]. Таким образом, Отто в значительной степени отражает настроения теологической среды того времени, подкреплённые значительным влиянием на его становление как теолога идей М. Лютера. Стоит также выделить подразделение Mysterium tremendum на трепет (Tremendum), величие (Majestas), энергийность (Еnergicum) и тайну (Mysterium).
Оставаясь теологом, Отто дал целостное видение священного, добавив к рассмотрению нуминозного ещё рассмотрение рационального и морального компонентов. Несмотря на изначально нерациональный характер нуминозного, оно в ходе исторического развития религии поддаётся рационализации, И это не считается ненормальным. Наоборот, от симфонии разных компонентов священного зависит гармоничное развитие религиозной системы. Отто комментирует это положение следующими словами: «То, что в религии иррациональный момент всегда остается живым и бодрствующим, предохраняет ее от превращения в рационализм. То, что она в полноте хранит рациональный момент, предохраняет религию от падения в фанатизм и мистицизм, помогает ей стать религией культуры и человечности. Наличие обоих этих моментов в здоровой и совершенной гармонии задает масштаб, позволяющий говорить о превосходстве одной религии над другой...
Чувство нуминозного, согласно Отто, представляется в развитии от первичного чувства реальности нуминозного объекта, через ощущение страха перед ним, осознание собственной зависимости и беспомощности, а также трепет перед нуминозным – к ощущению его абсолютной ценности.
Объяснение тварности в книге: . Когда Авраам осмелился говорить с Господом об участи содомитов (Быт. 18:27), он сказал:
вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел.
Здесь мы имеем само себя признающее чувство зависимости, но оно есть нечто большее и одновременно качественно иное, чем всякое естественное чувство зависимости. Я ищу для него имя и называю его тварности чувством твари, которая тонет в собственном ничто и склоняется перед тем, что выше всякого творения.
Объяснение «подвергающее в трепет тайну» Если мы рассмотрим нижайшее и наиглубочайшее во всяком сильном благоговейном чувстве, где оно является еще чем-то большим, чем вера во спасение, доверие или любовь, тем, что может временами совершенно независимо от этих сопровождающих чувств, с почти ошеломляющей силой возбуждать и переполнять нам душу; если с помощью вчувствования, сочувствия мы проследим его у других вокруг нас в сильных порывах набожности и проявлениях его в праздничности и торжественности ритуалов и культов, в том, что чуют вокруг религиозных памятников, строений, храмов и церквей, то лишь одно наименование близко подходит к выражению существа дела: чувство mysterium tremendum, заставляющее таинство трепетать.
Вариант второй :
Чувство тварности
Чувство твари, которая тонет перед объектом нуминозного в собственном ничто и склоняется перед тем, кто выше всякого творения.
Чувство ужасающего
Ужас бывает: Демоническим (вызывала первобытная религия; этот ужас был вытеснен более высокими ступенями развития таинственного влечения) и религиозным.
НО:даже сейчас демонический ужас прорывается (рассказы о призраках и др)
Из всеобщей мировой тревоги (нуминозного ужаса) произошло все религиозно историческое развитие.
Чувство восхищения