Монофизитские Церкви в Африке, Сирии и Армении
Старания Юстиниана воссоединить монофизитов с православной Церковью почти не имели успеха. Идя на уступки монофизитам, Юстиниан потребовал от православных епископов принять монофизитов в общение. Однако православные отказались принять в Церковь еретиков, не принимавших православного учения. За это Юстиниан начал ссылать православных епископов в заточения, ссылки, но сам вскоре умер (565 г.).
Монофизиты между тем уже сформировались в отдельные общества. В Александрии, хотя был уже православный патриарх, но коренные египтяне (копты) не признавали его, а избрали себе своего патриарха и образовали монофизитскую коптскую Церковь в количестве ок. 5 млн. человек (см. “Ж.М.П.”, 1954, 2).
Богослужебным языком их служит северное коптское наречие. Со времени Юстиниана копты развили широкую миссионерскую деятельность. Правда, при имп. Ираклии Александрийский патр. св. Иоанн Милостивый многих коптов привлек к православию, но на 6 млн. коптов в Египте было лишь ок. 300 тысяч православных. При завоевании Египта халифом Омаром копты, выступившие против греков и переходившие в ряды завоевателей, заслужили благоволение у магометан и пользовались свободой вероисповедания, но многие из них принимали ислам.
В 1906 г. коптов насчитывалось 600 тыс. человек. Копты имеют громадную литературу. К православным расположены хорошо. Некоторые полагают, что только обряды и буква учения о Христе отделяют их от православия, а вера у них одна и та же.
В союзе с коптскою образовалась абиссинская монофизитская Церковь.
Из Египта стали переходить в Абиссинию монофизитские монахи, митрополит Абиссинии всегда присылался из коптов. Папас-чужеземец есть носитель иерархического начала. В Х в. вследствие господства ислама в Египте пять коптских патриархов не посылали митрополитов в Абиссинию, и эфиопская Церковь оставалась вовсе без иерарха. Но в ХV в. там было уже три епископа. Эфиопская Церковь на протяжении веков вела ожесточенную борьбу с магометанством, католичеством, протестантизмом.
Храмы абиссинцев строятся с плоской крышей (таков Сионский собор — главная святыня Эфиопии), бывают круглые конусные или же выдолбленные в скалах. Главной святыней храма является табот — деревянная доска, соответствующая нашему антиминсу. При богослужении употребляются музыкальные инструменты. Пение сопровождается барабанным боем, хлопанием в ладоши. Религиозное воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют священники. Литургии служатся нараспев. Самая употребительная книга в Эфиопия — Псалтирь. В жизни абиссинцы религиозны, но церковным браком живут только духовные лица и знать, а миряне часто живут в гражданском браке; разводы и полигамия — обычное явление.
В Сирии и Палестине монофизитство не очень прочно укрепилось, но впоследствии один сирийский монах, Иаков Бара-Дей, сумел объединить всех монофизитов. Рукоположенный низложенными Юстинианом монофизитскими епископами в патриарха Антиохийского, он в одежде нищего ходил по странам и утверждал монофизитство. От этого Иакова монофизиты Сирии до сих пор называются яковитами (см. “Ж.М.П.”, 1955, 9, 10).
Яковиты говорят большей частью по-арабски, а богослужебные книги их написаны на древнем сиро-халдейском языке. Яковиты имеют 16 литургий, но большей частью совершается литургия ап. Иакова. Яковиты исповедуют во Христе одну природу, но природу Эммануила, т.е. природу божескую и человеческую, которые по соединении составляют одно естество, одну ипостась. В ХVI в. яковитов было 400 тысяч, но потом многие из них завлечены в католичество, так что в 1906 г. их было 80 тысяч при 11 епископах. В Иерусалиме яковиты находятся в общении с коптами и абиссинцами.
В последнее время во многих местах проявляется стремление яковитов к соединению с Православной Церковью.
От союза с Вселенскою Церковью в это время отпала и Армянская Церковь. В половине V в. армяне терпели великие бедствия от персов, и сам католикос их был замучен в плену. Вследствие этого армянские епископы не смогли прибыть на Четвертый Вселенский собор, и постановления собора им не были известны в точности.
Монофизиты, между тем, распространили слух, что на Халкидонском соборе принято несторианство. Получив решение собора, армянские ученые неточно перевели греческое слово “физис” (естество), употребив выражение “лицо”, и потому утверждали, что в И.Христе одно “физис”, разумея “лицо”. О тех, которые говорили, что в И.Христе два “физис”, они думали, что те разделяют Христа на два лица, как несториане.
В 491 г. в Эчмиадзине принят был на соборе энотикон Зенона и утверждены только первые три Вселенские собора. Когда многие монофизиты от притеснений Юстиниана бежали в Армению в VI в., Четвертый собор уже был прямо отвергнут (некоторые армянские патриархи — Захария в 862 г., Нерзес III в 1179 г. — признавали Четвертый Вселенский собор).
Таким образом, Армянская Церковь представляет собой не столько еретическое, сколько раскольничье общество. Обрядовые особенности: прибавляют в трисвятой песни “распныйся за ны”, с VI в. евхаристию совершают на опресноках и вино не смешивают с водой; Рождество празднуют вместе с Богоявлением; патриарх их называется католикосом.
В 1906 г. армяно-григориан числилось два с четвертью миллиона, кроме того, 30 тыс. армян приняли протестантство и ок. 100 тыс. армян принадлежат к Римской Церкви, которая еще в XV в. добилась подписания унии некоторыми армянскими иерархами.
Монофелитство
Ересь монофелитов (монос — один, фелис — воля) составляет продолжение или даже видоизменение ереси монофизитов. Она вышла из стремления византийского правительства присоединить монофизитов к Православной Церкви.
Особую настойчивость в этом деле проявил имп. ИРАКЛИЙ (610-641), при котором империя переживала тяжелое время. С одной стороны, ей пришлось вести борьбу с персами, с другой — на нее надвигались арабы. При таком положении государства нужна была сплоченность населения, а между тем вероисповедное разномыслие делило его на враждебные партии. Для объединения своих подданных Ираклий готов был даже идти на религиозные уступки. Во время войны с персами император виделся с некоторыми сирскими монофизитами и их патриархом, входил с ними в рассуждения о двух естествах в И.Христе. Они подали императору мысль, что монофизиты, может быть, присоединятся к Православной Церкви, если последняя признает, что в Иисусе Христе одно действование, или одна воля.
Признание при двух природах одной воли — есть само по себе противоречие: самостоятельное естество немыслимо без отдельной самостоятельной воли. Но у императора цель была одна — присоединить монофизитов к Церкви, и он горячо взялся за дело.
Константинопольскому патриарху Ираклий предложил согласиться на признание одной воли в Иисусе Христе. Затем признал законным патриархом Антиохии монофизита. На Александрийскую кафедру был поставлен монофизит Кир. Кир издал девять согласительных членов, в которых излагалось учение о “едином богомужном действовании” во Христе, или о “единой воле”. Умеренные монофизиты признали эти члены, строгие же — отказались. Что касается православных, то они решительно выступили против такого учения как еретического.
Борьба с монофелитством св. Софрония,
Максима Исповедника и папы Мартина
Первым выступил против монофелитов Иерусалимский патриарх Софроний. Он осудил монофелитство на Иерусалимском соборе, а затем издал окружное послание христианам, в котором с замечательною силою и ясностью мысли изложил православное учение о двух волях соответственно двум естествам в Лице Господа Иисуса Христа.
Хотя Иерусалим в 637 г. завоеван мусульманами и оторван от церковной жизни империи, но послание Софрония производило большое впечатление на православных. Между тем учение о единоволии признал православным папа ГОНОРИЙ и Константинопольский патриарх Сергий.
Однако споры все-таки продолжались. Тогда Ираклий в 638 г. издал изложение веры (экфезис), в котором, излагая православное учение о двух естествах в И.Христе, запрещал говорить о Его волях, хотя и прибавлял, что православная вера требует признания одной воли. Преемник Константинопольского патриарха подписал экфесис, но преемники папы отказались это сделать.
Другим сильным противником монофелитства был образованный константинопольский монах св. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Он побывал в Александрии, в Карфагене и всюду устраивал открытые споры с еретиками и всегда побеждал их. Затем он перешел в Рим и с успехом действовал в пользу православия. Римский папа отлучил от церковного общения нового константинопольского патриарха, принявшего екфесис.
Церковное разделение между Востоком и Западом было очень опасным для государства, тем более, что мусульмане уже завоевали Египет. Преемник Ираклия 12-летний КОНСТА (642-668) решился уничтожить ненавистный екфесис. Он в 648 г. издал образец веры (типос), где, предлагая веровать согласно с пятью соборами, запрещал говорить как об одной, так и о двух волях. Ересь типосом не осуждалась, но, с другой стороны, запрещалось православным учить о двух волях. Тогда папа Мартин созвал в Риме собор, на котором осудил монофелитство и всех его защитников, а также екфесис и типос, и соборные акты прислал Консте, требуя восстановления православия. За такую решительность папа дорого заплатил. После жестоких мучений Мартин был отправлен в ссылку в Херсонес (в Крыму), где он умер от голода. Вместе с папою Мартином захватили в Риме и Максима Исповедника. Его участь была еще печальнее. Ему отрезали язык и отрубили руку, а затем отправили в ссылку на Кавказ, где св. Исповедник и умер.