Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных
(Мф.21:12-19; Мк.11:12-20; Лк. 19:37-38, 45-48; Окрестности Иерусалима, Понедельник, 3 апреля 30 г.)
Проклятие смоковницы
После торжественного входа в Иерусалим, Господь провел со своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя опять в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Он никогда не пользовался Божественной силой, отвергнув искушение дьявола о претворении камней в хлеба.
По дороге в Иерусалим издали показалась смоковница[357], покрытая листьями. Это наводило на мысль, что на дереве будут и плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а потом листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (Мк.11:13) и плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хоть и незрелые они найдутся на смоковнице. Однако, подойдя ближе Господь не обнаружил на ней ни зеленых, ни прошлогодних[358] плодов. Значит дерево было совершенно бесплодно.
За что же тогда смоковница подверглась проклятию? За то, что вводила в заблуждение. Своим зеленеющим видом обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Это дерево было символом руководителей иудейской общины, которые имели только внешний вид исполнителей Закона, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение и предрек, что «Отнимется от них Царствие Божие и отдано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43).
Свт. Иоанн Златоуст полагал, что смоковница была проклята ради учеников, для их ободрения, чтобы они не страшились вражеских козней[359]. Сразу после иссушения смоковницы Он предлагает поучение о силе веры: молитва с верой может и горы переставлять (Мф. 21:21).
Древесина смоковниц не используется как строительный материал и поэтому ценность смоковницы только в ее сладких и «хороших плодах» (Суд. 9:11). Бесплодное дерево ни на что не годился, его срубают и кидают в огонь (Лк. 13:7).
Прп. Ефрем Сирин удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино превратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть». И сам же преподобный отвечает: «Но так как приближалось время Его страданий, то, дабы кто-нибудь не подумал, что Его взяли потому, что не мог освободить Себя, Господь и проклял смоковницу, чтобы она для друзей послужила знамением, для врагов же предостережением, и (чтобы) ученики этим Его словом утвердились в вере, а посторонние были изумлены Его могуществом. Поскольку все хорошо сделал и (все-таки) был распят, то могли подозревать, как это и на самом деле делали, что Он был взят по той причине, что в Нем истощилась сила (Его); в предотвращение этого, при помощи бездушного растения, которое иссушил, показал, что Он посредством слова мог погубить также и распинателей Своих. Как в это время совершил это дело Своею Божественною силой, дабы не думали о Нем низко, как о (существе) слабом по своей человеческой природе, так впоследствии сказал Симону: «вложи меч твой в его место»(Мф. 26:52). Тот, Кто пришел, чтобы изгнать в людях невидимые повреждения, трижды поразил их видимыми повреждениями: гробы попрал и сокрушил, свиней в море потопил и смоковницу совершенно иссушил, дабы, поправши гробы верных, попрать сердца неверных, сокрушением и потоплением стада свиней потопить заблуждение отвергающих веру и (чтобы) в образе смоковницы, без вины иссушенной, разрушить город Иерусалим за его преступления»[360].
Почему именно смоковница, инжир, послужила символом реализации замысла Божия? По Библии смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (Ис. 38:21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор. 8:8). Смоковницы сажали в виноградниках (Лк. 13:6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар. 4:25; 4Цар. 18:31; Мих. 4:4; Зах. 3:10).
Помимо природных свойств смоковница имела еще символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница - во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод, так и слова Торы - во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл (Эрувин 54а,б)». Иудейский мудрец обещает плоды «во всякое время». В этой уверенности есть некий максимализм, ведь зимой смоковница не дает плодов. Когда же Христос, в апреле, пришел к некой подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. И в противовес раввинскому «во всякое время» заявляет: «да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф.21:19).
Интересно, что за полгода до этого события Господь рассказ притчу «о бесплодной смоковнице» (Лк.13:6-9). В притче некий хозяин виноградника три года не находил на смоковнице плодов и уже хотел ее срубить. Но его виноградарь упросил подождать еще год: может принесет плоды смоковница после того как дерево будет окопано и удобрено? К моменту произнесения притчи Спаситель уже три года ходил с проповедью по израильской земле. К моменту проклятия смоковницы стал подходить к концу четвертый год…