Первая Пасха; изгнание торгующих из Храма; свидетельство о Богосыновстве

(Ин.2:13-25; Иерусалим, апрель 27 г.)

Описываемое в начале Евангелия от Иоанна «изгнание торгующих из Храма», по другому названию - «Очищение Храма», отличается от подобного же события, о котором повествуют три первые Евангелиста. По Синоптикам этот случай приходится на Великий Понедельник, а по Иоанну Богослову – на самое начало служения Господа.

На Пасху в Иерусалим приходило до нескольких миллионов человек, на глазах у них Спаситель изгоняет торгующих из Храма. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63-м году по Р.Х. в день еврейской Пасхи было отдано на заклание 250 тыс. пасхальных агнцев. Если верить Флавию, то жертвы соответственно совершили более 250 тыс. семей.

В пасхальные дни с целью удобства продажи жертвенных животных, евреи превратили «двор язычников» в базарную площадь: согнали туда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях и открыли разменные кассы: меняли римские монеты на храмовые шекели. Размен приносил большой доход, т.к. «курс валют» устанавливался левитами монопольно. Стремясь к наживе, евреи торговали в храмовом дворе и другими предметами, не имевшими отношения к пасхальному жертвоприношению, например, волами (Ин.2:14).

Господь, сделав бич из веревок, которыми, вероятно, привязывали животных, выгнал из храма овец и волов, рассыпал деньги меновщиков, столы их опрокинул, и, подойдя к продавцам голубей, сказал: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божиим. Привселюдное заявление о Себе как о Сыне Божием – это претензия на особенное избранничество свыше. Слова «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (evn trisi.n h`me,raij evgerw/ auvto,n)» (Ин.2:19)[82] стали частью главных обвинений на Синедрионе перед преданием на смертную казнь. Иудеи указывали на то, что храм этот строился 46 лет[83], и как же можно восстановить его в три дня? Даже сами ученики Господа поняли смысл слов Его лишь тогда, когда Господь воскрес из мертвых и «отверз им ум к разумению писания». Христу как мы видим не оказывается никакого противодействия, только задается осторожный вопрос: «каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать?». Христа не раз хотели убить и при более спокойных обстоятельствах, а сейчас как-бы просто подходят и интересуются, чьей властью он это делает?

Если предположить, что очищение Храма совершается накануне Страстей, то всё становится на свои места – весь народ вводит Христа в Иерусалим как Мессию. Видя популярность Господа, боясь толпы, иудейские начальники не конфликтуют с Ним, только как-бы интересуются: «каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать?» (Ин.2:18). Следовательно у Синоптиков и Иоанна Богослова речь об одном и том же событии, но в разном порядке изложения Евангельской истории. И изгнание торгующих из Храма (Ин 2:13-25) лучше понимать в контексте Страстной седмицы следуя хронологии синоптиков[84]. Через три дня после этого ответа Его распяли. Ответ Господа «разрушьте Храм сей и Я в три дня воздвигну его»уместен именно при приближении «часа Христова». Следовательно, поставление этого события Иоанном Богословом в самое начало Евангелия - литературная обработка: возможно, создание параллелизма между началом и концов Евангелия: вначале – проповедуется, в конце - исполняется. Но есть и другое предположение[Alexey4] : очищение Храма было не один раз. И, следовательно, Иоанн (Ин.2:13-25) и другие евангелисты (Мф.21:12-13; Мк.11:15-17; Лк.19:45-46) описывают разные события: Иоанн – то, которое было в первую Пасху общественного служения Господа, Синоптики – то, которое было в Великий Понедельник Страстной седмицы. В пользу второго, в частности, говорит разница в деталях: более мягкое выражение Евангелия от Иоанна: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:16) заостряется у Синоптиков: «дом Мой домом молитвы наречется (Ис. 56, 7); а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13; см.Мк.11:17; Лк.19:46).

Евангелист Иоанн пишет, что в продолжении праздника Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но «Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин.2:24), то есть не полагался на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая верой в Сына Божия, не может считаться прочной. Господь «знал, что в человеке» (Ин.2:25) по Своему Божеству.

Беседа с Никодимом

(Ин.3:1-21; Иерусалим, 27 г.)

Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из начальников (a;rcwn) иудейских, член синедриона, вероятно фарисей (см. Ин 7:50) - Никодим пришел к Иисусу. Пришел он ночью, и был похож на одного из начальников иудейских, со временем уверовавших, но боявшихся быть отлученным от синагоги (Ин.12:42). Никодим называет Господа «Равви» то есть учителем, тем самым признавая за Ним право учительства, которое, по воззрению книжников и фарисеев, не мог иметь Иисус, не окончив раввинской школы. И это уже показывает расположение Никодима к Господу.

Но, с другой стороны, в первой беседе Никодима с Господом есть еще несовершенство. Его обращение к Спасителю похоже на фарисейскую изворотливость. Никодим вопрошал так: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога…» (Ин.3:2). Похожие вопросы задавали и ученики фарисеев: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь…» (Мф.22:16).

Позже Никодим будет проявлять себя как тайный ученик Господень (Ин.7:51, 19:39), а пока – он один из интересующихся «новым учением». От других фарисеев его отличало то, что интересовался он «без лукавства» (свт. Иоанн Златоуст)[85]. Вся дальнейшая беседа замечательна тем, что она направлена на поражение ложных воззрений фарисейства на Царство Божие и условий вступления человека в это Царство. Беседа эта разделяется на три части:

· О рождении свыше, от Духа.

· О Себе как о Сыне Божием, как об Искупителе (т.н. объективные причины спасения).

· Об условиях спасения со стороны человека и о причинах веры и неверия в Него. (т.н. субъективные причины спасения).

Господь с первых же слов начинает свою беседу с того, что разрушает ложные иудейские притязания на избранность: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:5). Недостаточно быть иудеем по рождению, нужно полное нравственное перерождение, которое дается человеку свыше, от Бога, надо как бы заново родиться, стать «новою тварью» (в чем и состоит сущность христианства).

На основании слов о рождении свыше (Ин. 3:5) свт. Иоанн Златоуст идет дальше в толковании, утверждая, что Царствие Небесное невозможно для тех, кто не родился от воды и Духа, кто не сподобился «просвещения» (крещения): «Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и Духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, - еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой: не имеет условленного в Царстве знака»[86].Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством физическим, земным, то нет ничего удивительного в том, что Никодим понял эти слова Господа тоже в физическом смысле, то есть что для входа в Царство Мессии необходимо вторичное плотское рождение, и высказал свое недоумение, подчеркивая нелепость этого требования: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Тогда Иисус объясняет, что речь идет не о плотском рождении, а об особом духовном рождении, которое отличается от плотского как причинами, так и плодами. Это – рождение «от воды и Духа». Здесь у евангелиста Иоанна нельзя не заметить литургический аспект: вступление в Царство Божие совершается через крещение водою и Духом.

Видя, что Никодим все же не понимает, Господь начинает объяснять ему, в чем именно состоит это рождение от Духа, сравнивая способ этого рождения с ветром: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). В духовном возрождении человеку доступна наблюдению только перемена, которая происходит в нем самом, но возрождающая сила и способ, которым она действует, а также пути, по которым она приходит, – для него таинственно и неуловимо.

Однако, Никодим продолжает оставаться в непонимании, что удивляет Господа: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». Как же фарисеи не знали учения о духовном возрождении, когда у пророков постоянно встречалась эта мысль: об обновлении духа правого в человеке (Пс. 50:12), о даровании ему сердца плотяного вместо каменного (Иез. 36:26).

В словах: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3:12) – под земным Господь подразумевает учение о необходимости крещения водою и Духом. У свт. Иоанна Златоуста можно заметить мысль о том, что Господь последовательно применяет образы земли и ветра (Духа), чтобы постепенно возвести ум Никодима от земного к небесному[87]. При этом, замечает святитель, «если Он (Господь) здесь называет крещение земным, не удивляйся. Он называет его так или потому, что оно совершается на земле, или сравнительно со Своим страшным рождением. Наше (в крещении) рождение, хотя и есть небесное, но, в сравнении с Его истинным от существа Отчего рождением, оно – земное»[88].

Говоря о небесном, Господь намекает на возвышенные тайны: Сын Человеческий сошел с небес (Ин.3:13). Никодим говорил: «мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога», а Господь его поправляет: Я – не такой учитель как многие пророки, бывшие от земли, ибо Я – сошел с небес. Сын Человеческий должен быть вознесен на крест (Ин.3:14-15). Вечная жизнь устраивается в человеке благодатью Святого Духа, а доступ к благодати (Евр. 4:16) люди получают через искупительную смерть Иисуса Христа на кресте.

Блаж. Феофилакт: «Что значит: «верующий в Сына не судится?» (Ин.3:18). Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится. Ибо таких и Павел не называет искренно верующими. Показывают, говорит, что они знают Бога, делами же отрекаются Его (Тит. 1:16). Впрочем, здесь говорит о том, что не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому, что уже один раз уверовал. «А неверующий уже осужден». Как? Во-первых, потому, что и само неверие есть осуждение; ибо быть вне света - одно только это - величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. И Адам умер в тот же день, в который вкусил от запрещенного дерева; хотя он был жив, но по приговору и по существу дела был мертв. Итак, всякий неверующий уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий прийти на суд, по сказанному: «не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1:5). Ибо от нечестивых не потребуется отчета, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11) как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель»[89]. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир». Причина по которой люди обратились к тьме: «дела их были злы» (Ин.3:19).

У свт. Иоанна Златоуста можно найти интересное замечание о «добродетельных» язычниках: «Он не сказал сделавший зло не приходит к свету, но: делающий злое, т.е. делающий всегда… Можно и ныне слышать от многих язычников, что они потому не могут обратиться к нашей вере, что не могут оставить пьянства, блудодеяния и подобных пророков. Что же скажешь ты, разве нет и христиан, худо поступающих, и язычников, проводящих жизнь в любомудрии? Что есть христиане, живущие худо, это и я знаю; а есть ли язычники, живущие добродетельно, этого я доподлинно еще не знаю. Ты не указывай мне на людей смиренных и честных от природы: это не добродетель! Укажи человека, который бы, испытывая сильное увлечение страстей, оставался любомудрым, а такого ты не найдешь (в язычестве)… Если же некоторые из них и показывают вид добродетели, то делают это для славы…»[90].

Господь с учениками в Иудее

(Ин.3:22; Иудея, 27 г.)

После беседы с Никодимом, происходившей в Иерусалиме во дни праздника Пасхи, Господь перешел «с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ин. 3:22). В 4:2 апостол Иоанн дает корректировку: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его». Крещение учеников Господних не отличалось от крещения Иоанна Предтечи. Его составляло только погружение в воду, поскольку Дух Святой еще не сходил, «потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39). В это время и Иоанн Предтеча еще крестил «в Еноне близ Салима» (Ин.3:23).

Наши рекомендации