Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого

(Мф.12:22-37; Мк.3:20-30; Лк.11:14-23; Капернаум, 28 г.)

Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось немотой и слепотой. Фарисеи, желая прекратить в народе толки об Иисусе стали говорить, что Он изгоняет бесов силой веельзевула[190], князя бесовского, и т.о. Сам имеет духа нечистого (Мк. 3:30). На эти слухи Господь возразил, что можно ли предположить, будто сатана стал бы сам разрушать свое царство? «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф 12:25; Лк 11:17; Мк 3:24). В царстве дьявола должно существовать единство власти, и поэтому сатана не может действовать сам против себя.

«И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?» – говорит Господь (Мф 12:27; Лк 11:19). Под сыновьями можно понимать здесь и апостолов, получивших от Господа власть изгонять бесов, и учеников фарисейских, упражняющихся в заклинании злых духов, и того человека, о котором апостолы говорили Господу, что он изгоняет бесов именем Христа, но сам с Христом не ходит (Мк 9:38; Лк 9:49). «Посему они [сыновья] будут вам судьями» (Мф 12:27; Лк 11:19).

«Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье» (Мф 12:28; Лк 11:20). Свт. Иоанн Златоуст полагал, что здесь под Царствием можно понимать приход Спасителя[191]. Царствие Божие приходит вместо царства сатаны, который бежит, гонимый Христом.

Изгоняя бесов, Господь доказывает тем самым, что Он «связал сильного» – сатану. При этом, по ап. Луке «сильный» - это не просто хозяин дома, но вооруженный с головы до ног хозяин крепости. Его противник берет эту крепость приступом, снимает с него (как это обычно делают с убитым врагом) «вооружение» (панцирь, шлем, щит, меч) и раздает его имущество как «добычу».

Тут же Господь добавляет следующую мысль: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30; Лк 11:23). В Царстве Христовом кто не с Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в единый «дом» под единой властью. Другое дело, когда человек находится еще вне Царства Христова, еще не был призван туда; тогда лишь бы он не был бы против Христа, не был бы в союзе с враждебным Христу миром.

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам…» (Мф 12:31-32; Мк 3:28-29). Хула на Духа Святого - это намеренное противление спасающей благодати Божией, которая есть благодать Святого Духа. Это выразилось в том, что фарисеи осмелились назвать дела всемогущества Бога делами дьявола. Раз плод дерева хорош, то и все дерево надо признавать хорошим; если чудеса Христовы – от Бога, то и Самого Христа надо признать Посланником Божиим. Но не так поступали фарисеи, за что Спасителем и осуждаются.

Почему же нет прощения за этот грех «ни в сем веке, ни в будущем»? Если кто похулит Христа, видя Его уничижение, тому простится этот грех, поскольку это – заблуждение через неведение. Но иначе обстоит дело с сознательным противлением очевидно чудесному действию Бога[192]. Блаж. Феофилакт: «кто хулит Сына человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так поступал; такой человек, если и не покается, не даст в том ответа: он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Св. Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими; тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле»[193].

Прп. Ефрем Сирин: «О тех, которые сознательно продолжают грешить, [Христос] сказал: «не отпустится им»… Тех, которые сделали Христа сообщником бесов (Мф.12:24), тем и дал участь (одинаковую) с бесами, т.к. бесы ни в этом ни в другом мире не имеют умилостивления. Поскольку бес сказал «Ты святый Божий» (Лк. 3:34), они же говорили: «нечистый (дух) в Нем» (Мк. 3:30), то соответственно сему они более достойны проклятия, чем тот бес... Ибо сами иудеи издали такое постановление, что не того, кто назвал бы Его беснующимся, но того, кто назовет Его Христом, должно изгонять и отлучать (от синагоги – Ин. 9:21), дабы ты понял, что это было богохульство без (всякой) нужды, посему оно и остается без прощения»[194].

Клевету книжников Господь объясняет злобой в сердцах их: «Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). Господь грозит, что за каждое праздное слово они должны будут ответить в день Страшного Суда, так как их злобные реплики свидетельствуют о наличии в них злой, богоборческой воли.

Ответ просившим знамения

(Мф.12:38-45; Лк.11:24-32, Капернаум, 28 г.)

Иудеям мало было чудес, которые творил Христос по любви Своей к страждущим людям. Они хотели узреть «знамение с неба» (Мф 16:1). Знамения не будет дано им, «кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Прп. Ефрем Сирин: «Этими словами [Христос] вперед показал им, что они не могли бы умертвить Его вопреки (Его собственной) воле, потому что еще за тысячу лет раннее таинство Его смерти было предзнаменовано Ионой. Где был убит Авель, там, быть может, были уста земли. «Земля, - говорит, - открыла уста свои и пила кровь брата твоего» (ср.Быт.4:10). А где погребен был Господь, там, может быть, было сердце земли: «будет Сын человеческий в сердце земли», как Иона во чреве кита. Или как Иона не подвергся разрушению и тлению во чреве кита, так и Господь во гробе, как сказано: «не оставил души Моей во гробе и не дал Святому Своему увидеть тление» (Пс.15:10). Как Иона, выйдя из моря, проповедовал Ниневитянам, и они, обратившись, остались в живых, так и Господь, по воскресении телом Своим из гроба, послал учеников Своих к язычникам, и они, обратившись, получили совершенную и полную жизнь»[195].

Царица южная – царица Савская, приходившая к Соломону из Аравии (3Цар. 10гл.); она также осудит евреев, так как приходила издалека послушать мудрость Соломона, а здесь рядом с иудеями Тот, Кто «больше Соломона». Царица южная по прп. Ефрему – это и образ Церкви: «Ибо как она [царица Южная] пришла к Соломону (3Цар.10:1-10), так и Церковь к Господу, и как она осудит народ, так и Церковь»[196].

Далее Господь рассказывает притчу о нечистом духе, вышедшем из человека и вернувшимся в него с другими, еще более злыми. Оригинальное толкование на эту притчу дает прп. Ефрем Сирин: «Можно сказать, что диавол на подобие человека [бесноватого, исцеленного Господом] овладел и владеет Израилем. Когда Израильтяне жили в Египте и находились под властью фараона, нечистый [дух] был у них. А когда Господь послал им спасителя [Моисея], который вывел их [из Египта], то нечистый убежал, и они были исцелены. «Послал слово Свое, и исцелил (их) и избавил их от погибели» (Пс.106:20). Провел их через море, дабы освятились, и не захотели; и провел их через пламень огненный, и не очистились, как засвидетельствовал Апостол (1Кор.10:1-5). Итак, нечистый [дух], изгнанный из них, прошел по местам безводным (ср.12:43), т.е., по язычникам, чтобы найти себе покой, но не нашел, т.к. и язычники услышали голос Божественного предречения: «жаждущие! идите все к водам» (Ис.55:1), и «язычники на Него надеяться будут» (Рим.15:12, ср.Ис.11:10), и: «дал Тебя в желание народа и надежду язычников» (ср. Ис.49:6). И поскольку пустыня язычников сделалась вместилищем воды (ср. Ис.41:18), то [нечистый] отыскал и нашел себе покой в народе израильском; посему и сказал: «возвращусь в мой преждний дом с семью товарищами моими» и, восшедши, жил в этом народе сообразно с седмеричным числом дней и разрушил все служение веры их» [197].

Наши рекомендации