Этноязыковые процессы – взаимодействие доосманских народов с беженцами из ЗЕ и тюркоязычными общностями – взаимопроникновение культур
- доосманские народы – сербы, болгары, хорваты, албанцы
- доосманские мелкие народности:
- гагаузы – православные, оседлые тюрки на СВ Болгарии
- каракачаны – православные, кочевые, грекоязычные
- приток из ЗЕ от Испанской реконкисты (армяне, евреи, сефарды)
· Новое от османского завоевания в этническом отноешни
- приток тюркоязычного населения – и кочевников, и оседлого
- на В – значительные общности и в городах, и в селах
- и естественная миграция, и особая практика султанских властей по переселению тюркоязычного населения на БП (сюргюн)
- турок меньшинтсво по сравнению с доосманским населением
- на востоке БП и в МА формирование ядра именно турок как предков турецкой нации
- в самосознании религиозная общность важнее этничного происхождения (т.к. миллеты)
=> взаимопроникновение культур + исламизация, тюркизация + эллинизация (в Греко-Православном миллете)
· Деформация балканских народов:
1) Религиозно-культурная – утверждение ислама (см. в итогах)
- Изначально носители: воины, должностные лица + их семьи + исламское духовенство + тюркоязычные кочевники (политика сюргюн). Мусульман не большинство – даже к 19 веку их только 1\3 населения на БП. Многие доосманские народы переходили добровольно. Массово – албанцы, боснийцы.
2) Социокультурная – утрата светской землевладельческой знати (убита\бежала)
11. Итог:
- исламизация параллельно с веротерпимой политикой
- тотальная зависимость от воли султана (можно по его воле как подняться, так и упасть)
- личное, судебное, налоговое неравноправие мусульман и немусульман (любой конфликт с правоверным мог обернуться трагедией)
- переход в ислам (иногда по видимости), чтобы получить права – добровольная в большинстве своем исламизация. Особенно массовая исламизация у албанцев, боснийцы (которые были раньше богомилами), жители Родопских гор во Фракии => раскол идентичности доосманских народов, противопоставление их друг другу. Таких новых мусульман назвывали «потурченцами» (от глаг «потурчиться» - сделаться турком)
- Из-за развития мусульманской практики на БП – новые формы архитектуры – мечети (джамы), религиозные школы (медресе), обители дервишей (текке), усупальницы знатных духовных и светских лиц (текке), благотворительные учреждения (дворы). + Светские постройки – мосты, акведуки, постоялые дворя (караван-сарай), крытые рынки, общественные бани (хамам) + ориентальные заимствования в языке и быту
- утрата знати землевладельцев: османизация или бегство (кроме хорватов – спасли «остатки остатков» Габсбургов, греков – частично спасло духовенство, фанариоты и купцы; у сербов спасало низшее духовенство (и высшее до упразднения Печской патриархии в 1766), у болгар не спасало ничего) => демократизация, упрощение социального слоя
- упадок творчества из-за исламизации, особенно у болгар и сербов (нет спроса, т.к. нет знати - только в рамках религ общины - и нет опоры на греческие примеры). Профессиональная деградация творцов – выход только в собственной ориентализации или в побеге. Пример ориентализации: великий османский зодчий Мимар Синан (грек, прошел через девширме). Винзантийская культура без какого-либо развития – превращение ее в маркер национальной принадлежности без внутреннего наполнения
12. Закат империи:
- 1520-1566 –Золотой век – правление Сулеймана 1 Кануни – недолгий период – в конце 16 века уже начинается долгих кризис. Основные тенденции этого кризиса:
- внешние неудачи – противостояние «креста и полумесяца»:
- отсталость военно-технической мысли по сравнению с ЗЕ (т.к. военные происходства скованы регламентацией, не поспевают за мануфактурами Е), внешняя экспансия, рост налогов, злоупотребление местной администрации, долгая военная мобилизация => неизбежный упадок.
- 1571 – невиданное морское сражение у Лепанто: Священная лига (Венеция, Папа и Испания) разгромила османов – миф о непобедимости османов развеян
- 1606 – мирный договор с Габсбургами – признание их равными, согласились на прекращение выплаты дани за удержание Венгерской короны за 200 тыс дукатов – но оченвидно падение собственного авторитета как главенствующей силы
- конец XVII – Европа после неудачной осады османами Вены (1683) вытеснила их из Центральной Европы. В этом участвовали силы новой Священной лиги (Речь Посполитая, Габсбурги, Венеция, Моск. Царство)
- внутренние неудачи: хозяйственный кризис – чифтлучение + революция цен
- разложение тимарной системы: воин («сипахи») уже хочет не воевать, а осесть в тимарах – тимар уступает место «чифтлику» - раньше это скромный личный домен воина. Теперь чифтлик – серьезный источник средств, действующее хозяйство. Чифтлик рос за счет увеличения всего надела воина + за счет перевода участков, предназначенных для сипахи, в свою собственность – изъятие земель из госфонда. власть в провинциях падает, знать начинает расширять домен за счет подчинения сипахи себе (извлечения из земельного фонда). Владельцы чифтликов (чифтлик-сахибии) ищут пропитание не в службе, а своей земле.
- хозяйственный подъем чифтликов (но все это в карман знати) и разорение государственных земель
- революция цен из-за ВГО (в Осм империи уже к концу 16 века), повышение денежной массы – подъем цен на все продукты, дальнейшее обнищание – деклассированные элемента на дорогах (разоренные + левенды – вольные люди без определенных занятий) – в городах трудно закрепиться из-за жесткости цехов и общин + слишком много людей из-за демограф взрыва 1520-1580-х => уходили в разбой
- гос-ву не хватает денег – негибкость в регламентации налогов - введение новых чрезвычайных сборов и системы откупов – разорение налогоплательщиков
- внутренние неудачи: политич кризис – консервативная власть и резвая властолюбивая местная знать
- османские правители консервативны (вздыхают о Золотом веке), не предлагают эффективного выхода из кризиса
- Верхушка становится более закрытой (раньше впитывала таланты из провинции) + на местах развитие чифтликов => сепаратизм провинциальной земзнати, которая приобретала авторитет и брала власть в свои руки (аяны – влиятельные по происхождению, деребеи – богатые землевладельцы)
- центр слабеет по сравнению с провинцией – важные адм должности в руки новой знати, которая закрепляла их за своими родами
- внутренние неудачи: социальный кризис из-за налогов, безземелья, военных неудач
- с конца 16 века – разгул преступности – коррупция, повсеместное насилие, разбой безземельных и левендов
- разбой на границах в горах – гайдучество, зимой спускались вербовать новых разбойников и громить – иногда гайдучество воспринималось за восстановление справедливости (хотя это не освободительное движение, т.к. этническая смесь)
- усугубление военными неудачами (Лепанто и Вена) – на обратном пути отступающие войска грабят мирных (прежде всего немусульман)