Возможные сценарии выхода из кризиса

1) Восстановление строгих порядков как при Мехмеде 2 и Сулеймане 1 – напрасные мсты знати в 17-18 вв.

2) Разрыв с прошлым и европеизация – неудачно при Селиме III (1789-1807), продолжено в 19 веке 0 период «Танзимата («упорядочивание») – первая осм конституция 1876 г. Но запоздалость, плохое внедрение на местах + обострение конфликтов = усиление нестабильности

3) Христианам - бегство из Османских владений в соседние христианские страны – отток в Валахию, Трансильванию, Венгрию + к Габсбургам (напр., «Великое переселение» сербов 1690 г -> образование Воеводины (см. выше))

4) Христианам – поддержка Габсбургов, Венеции, России для разрушения Османской империи – часто ожидания не соответствовали реальности (освобождение Хорватии и Славонии с 1699 привело к жесткому контролю монархии Габсбургов)

5) Христианам – революционное освобождение – влияние Просвещения, 1789 г и Наполеоновских войн у тонкого слоя населения (у крупных торговцев, бывающих за границей + у фанариотов, правосл духовентсва) – надежды на революционные изменения в духе якобинской республики + на выход из Осм империи и восстановление государственности (этот вариант нашел воплощение позже на большей части БП).

Итак:

· В конце СВ и начале НВ – история народов БП неразрывно связана с судьбой Османской империи, как она раньше была связана с историей Византии.

· Начало Нового времени здесь ознаменовано распадом Осм империи (окончательно к 1918-1922) и становлением на ее месте новых, европеизированных государств тех народов, которые раньше были под властью османов.

Возможные сценарии выхода из кризиса - student2.ru

4. Характер и специфика накануне османского завоевания

Культура сложная, как многослойный тортик ^^. Болгария и Сербия – две подобласти – целостные и законченные, но не обособленные. Появление народной культуры – общеславянское наследие и «балканизмы». Развитие ученой культуры. Византийское содружество – общее культурно-информационное пространство. Но к-ра Болгарии и Сербии не простое копирование Византии! Были различия

4.1. Ценностное содержание – Культура Б+С отобразила лишь ценности одной из двух традиций.

Традиция аскетическая – монашество. Другая традиция – предгуманистическая – светская греческая ученость. Византия унаследовала это от Античности. У болгар и сербов не было такого наследия. Византия обладала огромным авторитетом – культурное превосходство над соседями. Византийский ренессанс.

Школьное обучение в Б+С строилось на церковно-монашеской основе.

4.2. Средства выражения – богослужебная практика на собственных языках. Книжно-богослужебный язык – Константин – Кирилл. Старославянский язык – церковный. Были изводы и редакции его для региональных вариантов. Наибольшее распространение в Болгарии, Сербии, Руси, Валахии и Молдавии. Образовывали Византийскую или Праславянскую Славинию. Ей противостояла Славиния Латинская – Чехия, Польша, Хорватия.

Кирилло-мефодиевская традиция: особая азбука – глаголица и кириллица особый книжно-богослужебный язык – старославянский. Создание текстов и практика.

Кирилл + Мефодий – распространили по Великоморавской державе – Моравская миссия – заложили основы.

Эта традиция получила особое распространение в Болгарии – дополнили второй славянской азбукой кириллицей + новые тексты.

Потом у Лукина речь идет про азбуки – про кириллицу и глаголицу. Сначала была глаголица – для проповеди. Кириллица возникла на основе греческого алфавита в Болгарии – IX в. потом оттуда распространилась. Наличие церковно-славянской практики стало мощным стимулом для становления в них письменности на местных средневековых славянских языках. При этом был и греческий язык.

Расселение славян в Центральной Европе. Славяне, авары и германцы в Раннее Средневековье.

Аварский каганат.

Аварский каганат - государство на территории современных Венгрии, Словакии, Хорватии и Румынии, существовавшее с 562 до 823 г.г. Основано аварским каганом Баяном.

· 560-е гг. – авары утвердились в Среднем Подунавье (включая бывшую Паннонию(Паннония - регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины)), подчинили своей власти местное оседлое население, состоявшее из паннонских славян, остатков романизированных автохтонов и осколков ращличных германских племён. Авенариус пишет, что уже в этот период авары стремились подчинить себе именно славянское население.

· 570-е гг. – авары начали вторгаться в балканские владения Византии, параллельно пытаясь закрепить и расширить своё гсподство над придунайскими славянами.

· Формирование взаимосвязей между аварами и славянамив начVII в.Рассмотрим на примере 2-ух регионов: Паннония, Нижний Дунай (на 1991 г. только по этим регионам можно было говорить о более менее интенсивных контактах аваров и славян).

Паннония Нижний Дунай
Авенариус пишет, что, в области военного сотрудничества славяне были подчинены аварам. По всем данным (ссылается на франкского хрониста Фредегара) они составляли пешее войско, которое начинало битву перед аварской конницей. Константин Багрянородный, вообще, иногда называет авар славянами (при описании захвата аварами Фессалоник в начале VII в.). Багрянородный имел в виду либо глубокий этнический симбиоз (авары-славяне = синонимы), либо «авар» это политоним (обозначение всех народов, составляющих Аварский каганат, словом «авары»). Отношения с нижнедунайскими славянами ограничивались военным сотрудничеством. Вместе нападали на Византию. Однако нижнедунайские славяне в тот период не были полностью независимы от аваров, но и авары не считали их земли частью своей державы.

· С сер. VIIв. авары строят у себя в Паннонии постоянные укреплённые жилища славянского типа (полуземлянки с очагом). Очевидно, что авары проживали вместе со славянами.

В VIIIв. погребения на территории, занятой аварами, содержат такой же набор с\х орудий, что и славянские погребения, лежащие вне аварской зоны.

· Во второй половине VIIв. Аварский каганат из кочевой державы превратился в земледельческую. Тржештик утверждает, что этнически она была по преимуществу славянской.

Авары и Франкская держава

· В VIIIв. авары жили мирно со своими западными соседями баварами и лангобардами (имели место только мелкие конфликты). Ситуация изменилась в 774 г., когда Карл Великий занял лангобардскую Италию и Баварию. Авары пошли войной на Карла, жёстко проиграли, Карл пошёл мстить (есть свидетельства, что в его войске были сербы и чехи sic!). Карл победил, у аваров начался внутренний кризис.

· Как пишут франкские хронисты, на заре истории Аварской державы часть аваров в 805 г. просила Карла Великого дать им новые места для расселения, так как на старых на них нападали славяне. Карл дал им земли на территориях современной Австрии (на востоке) и Венгрии (на западе).

Однако надо иметь в виду, что в данном свидетельстве речь идёт не о славянах, которые ещё с VIIв. жили с аварми, а о тех, которые начали перемещаться в Центральную Европу с севера.

· Несколько слов о славянах, живших у границ Аварской державы. Если до 802 г. они лавировали между франками и аварами, то в 802 - 803гг. однозначно выбрали и покорились франков.

· Карл Великий не мог и не хотел уничтожать Аварское государство. Он стал управлять им посредством местных правителей. Это у него не очень получалось, так как авары и славяне постоянно воевали. В 811 г. состоялись переговоры между Карлом, аварами и славянами. От аваров приехали какие-то шаманы, кагана не было... От славян приехали «князья, сидевшие около Дуная», т.е. те, кто до 803 г. подчинились франкам. В результате переговоров Карл не смог наладить конструктивный диалог. В итоге славяне беспрепятственно добили аваров. Последний раз как политическое образование авары фигурируют в 822 г...

· Таким образом, вместо единого Аварского каганата франкам неожиданно пришлось иметь дело с множеством племен. Славянские князься зависели от франков только в военном отношении.

· Власть аваров в Среднем Подунавье на протяжении 250 лет повлияла на славян следующим образом:

1) Военное сотрудничество с аварами позволило славянам быстрее проникнуть в богатые и культурные области Балкан;

2) Аварская опасность ускорила политическое объединение ряда славянских соседей каганата (например, Держава Само);

3) В духовной сфере авары повлияли на переход у славян от трупосожжения к трупоположению (однако, это можно интерпретировать как влияние аваров, так и как влияние христианства). Однако в экономической области, наоборот, деномадизация аваров происходила под воздействием славян.

Первые протогосударственные образования:

Славянские племена расселились на восточных склонах Альп и в верхнем течении Муры, Дравы и Савы в конце VI—начале VII века. Уже под 595 год в «Истории лангобардов» Павла Диакона упоминается Славянская провинция (лат. provincia Sclaborum). Славянское население этого региона практически сразу же попало под власть Аварского каганата.

Однако в 622 году, воспользовавшись войной аваров с Византией, славяне подняли восстание, во главе которого встал князь Само, который разгромил в 623 году аварские войска, а в 631 году отразил набег франков. Таким образом было создано независимое славянское государство, охватывающее территорию современной Моравии, Нижней Австрии, Штирии, Каринтии, Словении и части западной Венгрии.

Держава Само (623 – 658 гг.)

· В 602 г. прессинг Византии со стороны авар ослаб, так как их вниманием завладели бавары, осуществлявшие экспансию на восток. Бавары были северо-западными соседями авар. Экспансия бавар угрожала интересам авар. До середины VIIв. авары успешно воевали с баварами; так успешно, что дошли до Вены, но потом их продвижение было остановлено славянами... Им помешала Держава Само (623 – 658 гг.).

Справка по Державе Само из энциклопедии:

САМО (умер 658) — славянский князь (623-658), основатель первого известного в истории политического объединения западных и части южных славян (в основном признана дата – 623 г.) — государства Само с центром, предположительно, в Моравии и Среднем Подунавье. Государство Само включало территорию Чехии, Моравии, Словакии, земли лужицких сербов, часть земель словенцев и хорватов. Согласно хронике Фредегара, Само был франкским купцом. Государство Само успешно боролось с аварами и франками, боролось за земли в Тюрингии. Отряды Само вторгались в пределы Франкского королевства. Государство распалось под ударами авар после смерти Само. Государство Само не имело развитых государственных институтов, по своему характеру было союзом племен, одной из первых стадий раннегосударственного объединения.

· 2 версии причинвозникновения Державы Само:

1) Возникла как оборонительный союз славян от авар (общепринятая точка зрения);

2) Возникла как результат восстания против аваров, якобы уже захвативших славянские земли.

· Историческое значение Державы Само – создала на своей территории условия для автономного, независимого от воздействия аваров развития, которое привело уже после её распада к образованию Великоморавского государства.

Наши рекомендации