Часть первая. стратегия восстановления

Время стать сильным

Надо положишь конец мелочным, глупым и греховным желаниям. Тогда мы сможем эффективно служить Господу и принесем обильный плод

Александр Эпп

Содержание

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТРАТЕГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Глава первая. Покаяние

Глава вторая. Телевизор

Глава третья. Финансы

Глава четвертая. Питание

Глава пятая. Дисциплина

Глава шестая. Слабый, стань сильным!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СТЕНЫ ИЕРУСАЛИМА

Глава первая. В тайне

Глава вторая. Осмотри, изучи, сравни

Глава третья. Быть хорошим на время

Глава четвертая. Мобилизация силы

Глава пятая. Не моя сила, но Божья

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СТРОИТЕЛЬСТВО

Глава первая. Сила страха

Глава вторая. Алкоголь

Глава третья. Строй двумя руками

Глава четвертая. Кому нужны ложь, клевета и споры?

Глава пятая. Слухи - это особый вид клеветы

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЗАВЕРШЕНИЕ

Глава первая. Друг или враг?

Глава вторая. Сначала – сверхъестественное

Глава третья. После молитвы - действие!

Глава четвертая. Три области боя

Глава пятая. Знай намерения врага

Глава шестая. Выстави стражу.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. В СВОЕЙ СРЕДЕ

Глава первая. Внутри церковные отношения

Глава вторая. Не совершай преступлений против брата

Глава третья. Не "угрызай" брата своего!

Глава четвертая. Не спорь

Глава пятая. Свои по вере

Глава шестая. Думай о себе скромно

Глава седьмая. Конкуренция

Глава восьмая. Братолюбие с нежностью

Предисловие

Библия полна примеров самозабвенного служения Бо­гу. История Неемии — замечательное тому подтвержде­ние. Находясь в плену у персидского царя Артоксеркса, отделенный тысячей километров от Иерусалима, Неемия испытывает глубочайшее раскаянье перед Господом за свои грехи и грехи всего народа. Господь принимает по­каяние. И вселяет в его сердце великий замысел: надо вернуться на развалины поверженного Иерусалима и от­строить город заново. Все, кто прочел книгу Неемии, зна­ют: удалось абсолютно невозможное. Неемия возвратил Иерусалим из небытия к новой жизни. Он исполнил во­лю Божью.

Знаем ли мы волю Божью? Думаю, да. Христианин должен быть счастливым и победоносным, неся тем са­мым свет для остального мира. Но как стать таким? Как устоять перед искушениями и грехами, с которыми мно­гие верующие, к сожалению, борются большую часть своей жизни? Первый шаг - это покаяние, такое же глу­бокое, как у Неемии. А второй - это строительство соб­ственных духовных стен. Если они высоки, а положен­ные в основание камни по-настоящему прочны, - тогда грех не властен над вами, вы станете победоносными и сможете принести достойный плод во имя Господа. Иеру­салим без стен не имел будущего: он подвергался посто­янному разорению. Человек без духовных укреплений также легкая добыча дьявола. Он не может никого спас­ти, потому что его самого постоянно надо спасать.

Как возвести свои личные, Внутренние стены - это тема данной книги. Я посвящаю ее Всем начинающим Воинам В Царстве Божьем, которые осознали: пришло Время строишь и Время стать сильным!

"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И го­ворит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побежда­ющий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и ча­родеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, го­рящем огнем и серою" (Откровение 21,5-8).

Часть 1

СТРАТЕГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Восстановление - это тяжелейший труд. Но тот, кто им пренебрег, так и останется В разрушенном состоянии

Глава 1

Покаяние

Стратегия восстановления. Что это такое? Давайте по­рассуждаем. До покаяния все мы были обычными людь­ми, наше прошлое тяготило нас запустением и безысход­ностью. Мы напоминали город с разрушенными стенами, открытый, как для друзей, так и для врагов. Мы были из­нурены нашими грехами, они висели тяжелым грузом на руках и ногах. В наших душах и телах было множество ран, мышление было заражено негативными образами и жела­ниями, а поведение - хитростью, лукавством, нечестием. Но пришло время покаяния, и начался процесс восста­новления. После покаяния Бог дает каждому такую воз­можность: восстановиться и занять то положение, какое Он предназначил для этого человека. Бог хочет нашего ду­ховного возрождения и восстановления. Однако восста­новление - это тяжелый труд. Кто им пренебрег, тот так и пребывает в разрушенном состоянии.

Сами по себе проблемы никуда не исчезают: как было сквернословие, так и осталось; как пьянствовал кто-то до­ма или в компаниях, так и напивается; как курили, так и курят; как имели темные страсти по извращенным фильмам, так и остались покорными рабами этих страс­тей и т. д. Восстановление не может произойти просто так, без усилий человека и без вмешательства Духа Святого по страстному желанию этого человека. Мы должны это обязательно понять. В противном случае и через не­сколько лет после покаяния человек будет по-прежнему связан и обременен греховным прошлым. И в результа­те он не способен приносить плод и не может быть во­ином в армии Христа. Он вообще не в состоянии что-то сделать доброе для Царства Божьего. Почему? Потому что он все время занят борьбой с прежними страстями, терзавшими его еще до покаяния: он скован семейны­ми проблемами, он придавлен к земле какими-то бо­лезнями, которые являются лишь последствием преж­них грехов, и т. д. и т. п. Такой человек постоянно по­глощен только собой и в силу этого не может ничего сделать для Господа.

Бог хочет нас восстановить, а дьявол всеми силами старается этому воспрепятствовать. Давайте на примере библейского героя Неемии рассмотрим этот сложный процесс — процесс успешного возрождения нашей жиз­ни. Мы ведь все этого страстно желаем? Правда? Тогда мы должны хорошо помнить и понимать: все начинается с покаяния. Именно оно является отправной точкой. Там, где нет покаяния, там не будет восстановления. Там ничего не будет!

Итак, кто такой Неемия? Простой человек, который жил в Иерусалиме. Народ Израильский грешил и попал в беду. Господь отвернулся от него. Пришли враги. Иеру­салим пал, стены города разрушили, а большую часть на­селения увели в плен. Страдание и смерть стали уделом израильского народа. Неемия, один из этих несчастных пленников, оказался в рабстве у языческого царя, в пре­стольном городе Сузы. Случайно встречается он с сооте­чественниками.

"И пришел Ханани, один из братьев моих, он и не­сколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелев­ших Иудеях, которые остались от плена, и об Иеруса­лиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые оста­лись от плена, находятся там, в стране своей, в вели­ком бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным" (Неемии 1:2—4).

Мы видим, что начало восстановления — это акт пока­яния. Неемия услышал о бедственном положении вели­кого города - и это потрясло его! Если грех нашей про­шлой жизни нас не ужасает, то никогда не будет полно­ценного покаяния. Знаете, когда ко мне пришло понима­ние того, что есть покаяние на самом деле, я вдруг увидел себя совершенно другими глазами: ничтожным и недо­стойным внимания Бога. Я не хотел и не мог больше жить без Иисуса. Именно это осознание собственной грехов­ности и является первым и главным шагом к покаянию.

Когда Неемия услышал слова о разрушенном и со­жженном огнем Иерусалиме, он заплакал. Боль и печаль пронзили его сердце. Это может показаться странным, поскольку собственная жизнь этого человека в Сузах бы­ла сравнительно легкой. Он служил царю, и тот неплохо относился к нему. Чего еще мог желать человек в его по­ложении? Однако случайный рассказ о горькой участи города Живого Бога, о жалкой судьбе оставшихся жите­лей заставил царского виночерпия забыть о сегодняшнем благополучии и поверг его в состояние беспредельного горя и печали. Несколько дней он плакал, молился и по­стился. И вот Бог услышал его страстные молитвы. А я задаю себе вопрос: разве Неемия был один уведен в плен? Нет, большая часть жителей Иерусалима оказалась на чужбине, в рабстве у языческого царя. Наверное, мно­гие из них искренне молились, но Бог услышал только Неемию. Почему? Точный ответ мы узнаем на Небесах, но сейчас можем кое-что предположить: думаю, у людей, обращавшихся к Богу с молитвами, не было сочетания двух качеств, присущих Неемии. Огромная вера в Бога и великое сострадание к своему народу — вот что, по-види­мому, отличало молитву Неемии. А вера и сострадание совершают чудеса.

Послушайте одну удивительную историю на эту тему На автобане произошла авария. Вы знаете, когда случает­ся такое несчастье, приезжает полиция, движение оста­навливается, и всем приходится долго стоять в пробке. Совсем рядом с местом происшествия ожидала разреше­ние на проезд одна верующая женщина - мать, которая спешила домой к детям. И вдруг какое-то глубокое внут­реннее чувство шепнуло ей, что в машине, пострадавшей от аварии, есть ребенок. Повинуясь этому властному го­лосу, она вышла из своего автомобиля и двинулась в ту сторону, где уже работали полицейские и медики. Она за­метила, как врач прикрыл заднюю дверь искореженного "Форда" и шагнул к передней, где еще сидел водитель, крикнув санитару: "На заднем сиденье ребенок, он мертв, не трогай его." Эти слова поразили женщину, как удар то­ка. Она бросилась к машине и, пользуясь общей сумато­хой, взяла неподвижное тело ребенка на руки. Потом прижала его к груди и, подняв голову к небу, закричала: "Бог! У него есть мать! Я хочу, чтоб он жил! Пусть вернет­ся жизнь в это тело!" Она рыдала и громко повторяла од­ну и ту же фразу, обращенную к Богу, не замечая никого вокруг. А все присутствующие застыли в оцепенении. Так пролетело несколько минут. И вдруг тишину нарушил плач ребенка. Женщина замолчала, а врач бросился к ней. Он был в шоке. И все были потрясены до глубины души, потому что ясно слышали его приговор, произне­сенный всего несколько минут назад. Врач не мог оши­биться: он ведь добросовестно проверил пульс, дыхание, зрачки. Ребенок был мертв. А теперь он был жив. Состра­дание и вера совершают чудеса!

Молитва Неемии была услышана еще и потому, что он со­вершил третье действие - раскаялся за народ. Он говорит: "Мы согрешили!"Он себя не исключает, он повторяет: "Господи! Мы согрешили перед тобой! Прости нас." И по­том: "Господь, Ты сказал нам, есть одно обещание: Ты обе­щал нас простить. Ты обещал нас простить. Ты обещал нас простить. Ты обещал нас простить!" Неемия верил в это обещание. Что же произошло дальше? Царь подозвал его и сказал: "Неемия, почему ты так печален?" Неемия испу­гался, потому что в то время было смертельно опасно оставаться перед царем с безрадостным лицом, но все же поведал ему причину печали. И случилось невозможное: царь разрешил пленнику вернуться в Иерусалим. Неемия не был строителем, не был вождем, этот человек был про­сто виночерпием у царя. Но он обладал двумя важнейши­ми качествами: верой и состраданием. Бог услышал его молитву покаяния и сделал так, что царь разрешил своему слуге идти в Иерусалим. Первый шаг к восстановлению иерусалимских стен был сделан. Но за первым должен сле­довать второй. А положение нашего героя было очень не­простым. Как реально воспользоваться разрешением царя, если Сузы отделяют от его родного города больше тысячи километров, а у него нет ни денег, ни транспорта, да и сам он по своему положению бесправный раб? Но Бог все уст­роил, и мы это увидим.

Думаю, вы уже проводите параллель со своей жизнью: многие из нас были в плену у греха, а иногда и в подлинном рабстве, и никто не мог нам помочь. Но после покаяния со­вершилось чудо: Бог простил нам грехи и послал нас восста­навливать стены, послал! Это значит, мы должны прило­жить великие усилия, чтобы стать сотрудниками Бога Жи­вого.Но не думайте, что спасение - это какой-то пожиз­ненный дар. Нет! Спасение - это только возможность, которую Господь милостиво дает нам. И Он ждет плодов и от тебя, и от меня.

Итак, произошло покаяние. Можно было бы сказать: сделан первый шаг на длинном пути восстановления. Но покаяние — это не шаг, не страничка в ряде других. Это первооснова возрождения и восстановления. Шаги начи­наются после покаяния. Что в первую очередь мы замеча­ем в Неемии? Он оказался человеком дела. Это значит, он не сидел сложа руки и не витал в облаках. Вы знаете, мно­гие люди после своего покаяния все время мечтают: "Вот, однажды случится чудо, и в моей семье все станет хоро­шо." Или: "Может быть, что-то произойдет, и характер мой изменится... И мое физическое состояние улучшит­ся... И даже моя болезнь может уйти..." и т. д. Вы знаете, этот полет фантазии очень нравится дьяволу. Он просто потирает руки: "Продолжай мечтать, мой хороший! На­дейся на перемены к лучшему. Главное, ничего не делай. Жизнь пройдет, и ты будешь мой." Но Бог не хочет такой бездеятельности. Бог желает, чтобы мы действовали. Од­нажды встали и начали действовать.

Неемия покинул теплое местечко царского виночер­пия. Он не захотел просто горестно вздыхать: "Ну, да...

Плохо там моему народу, ох как плохо! Но что я могу сде­лать в моем положении?.." Нет! Он собрался идти в Иеру­салим. Многие из нас могли бы подумать (и я в том чис­ле): "А, собственно, зачем я туда пойду? Что я могу сде­лать? Кто я такой, чтобы ввязываться в подобное пред­приятие?" Знакома вам такая логика? Немало людей, получивших какое-то поручение, вдруг впадают в со­мнение. Бог говорит: "Тебе нужно сделать то-то и то-то". А человек начинает раздумывать: "А как я пойду?.. А что я сделаю? Да я вообще ничего не умею... К тому же у ме­ня такой характер... Бесполезно! Со мной это дело не со­стоится..." Нет! Прочь такие мысли! Нужно встать и на­чать действовать!

Глава 2

Телевизор

Это будет правильный шаг! Но как трудно порой на него решиться. А требуется именно встать и приступить к конкретным действиям: начать работать над своим ха­рактером, взяться за чтение Библии, заняться спортом, перестать смотреть телевизор.

Многие люди мечтают отказаться от соблазна в виде голубого экрана, но у них не хватает силы воли. Так все и застревает на стадии приятных мечтаний. Хотите, скажу, какие следует предпринять действия? Пожалуйста. Не можете не включать телевизор - выдерните из него антен­ну!А еще лучше возьмите пассатижи (если у кого-то нет, я даже дам вам взаймы свои); сзади у телевизора есть вход для антенны, так вот, его надо сломать напрочь, чтобы больше никакую антенну туда вставить было нельзя. Все! Навсегда! Ты скажешь: "У меня телевизор дорогой." Не­важно, твоя жизнь дороже. Сидя перед телевизором, ты совершаешь грех безответственности. Телевизионные программы заполняют мозг в основном грязью: сплет­нями, пересудами, развратом или насилием. А главное, происходит воровство нашего драгоценного времени. Часы и минуты, подаренные нам Господом, наш интел­лект и великая сила мечты должны быть нацелены на улучшение и усовершенствование нашей жизни, а не на ее бессмысленное прожигание.Вот в этом и заключается безответственность.

Телевизор нельзя вообще смотреть? Можно. Тем, кто умеет его выключать вовремя. Кто не научился этого делать, тем нельзя. А большинство не могут, и, как прави­ло, это мужчины. Я по себе знаю, проверял много раз. Вот, принимаю твердое решение: "Телевизор не смотрю! У меня нет ни минуты свободного времени!" Но вечером, как бы случайно, оказываюсь перед экраном. А тут как раз начинается детектив. Уже никак не отойти. Говорю себе: "Только первые кадры, гляну, какую дурость они се­годня покажут..." Но за началом следует продолжение, потом — середина, а потом уже нет сил уйти: хочется уз­нать, поймают этого ужасного маньяка или нет. Вы знае­те, сколько страданий принесло мне это "чудо XX века"? На часах - 12 ночи, утром на работу чуть свет, а фильм все идет, и маньяк еще разгуливает... Как будет мучительно трудно утром, и весь день пойдет наперекосяк! Однако ты уже во власти искушения, и не владеешь собой. Но вот убийца схвачен, фильм закончился. Ты, наконец, в по­стели, но спишь ли ты? Нет! Мозг и душа перерабатыва­ют только что виденное насилие, погони, драки, убийст­ва. Они крутятся в голове, заполняют интеллектуальные и духовные поры, вытесняя оттуда действительно важное. Вот почему утром встаем мы не со Словом Божьим, не в духе, а с тяжелым чувством вины, смешанным с воспоми­наниями о вчерашних погонях и перестрелках. И потом мы удивляемся: не получается у нас так, как нам хотелось бы. И Господь как-то отдалился. Начинаешь, как обычно, молиться - не молится. Почему? Потому что заполнен разум бессмысленным хламом или грязью. Поэтому про­явите решительность. Искушение, как правило, сильнее человека. И тот, кто надеется победить его усилием воли, обманывает себя. Поэтому искушение нужно просто реши­тельно вырвать с корнем из нашей жизни.Не случайно Ии­сус нас предупреждает:

"Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввер- жено в геенну" (Матфея 5:29).

Вот, что надо сделать - вырвать! Христианин "Вырви глаз" — это самый победоносный христианин.

Однажды нам в церковь привезли много-много видео­кассет с фильмами. Их было где-то тысячи полторы. Мы делали на них наши записи, и сейчас, слава Богу, все они превратились в проповеди. Когда ответственный за это служение сортировал кассеты, обнаружился целый пакет эротики. Мне сказали: "Лучше это убрать от греха подаль­ше: переписывают молодые парни". Пакет забрали в бю­ро, чтобы потом выкинуть. И вы знаете, пока эти кассе­ты лежали у меня в углу, — наверно, день или два — каж­дый раз, когда взгляд падал на них, возникало искуше­ние. Я никогда не зависел от порнографии, не страдал этой болезнью. И все равно голос искусителя настойчиво шептал внутри: "Любопытно, а все-таки что там?.." Такой вот простой, плотской, мужской интерес. И пока кассеты не выбросили, я вынужден был бороться с искушением. Есть вещи, которые нужно решительно удалить из нашей жизни. Это может касаться, например, Интернета. Как только твоя рука хочет нажать определенные кнопочки, нужно задать себе вопрос: не можешь справиться с иску­шением? Тогда лучше убери Интернет совсем! Не нужен он тебе! Кто не умеет ездить на лошади, пусть лучше хо­дит пешком: целее будут ребра.

Вернемся к Неемии.

"И сказал царю [Неемия]: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи... Послал же со мною царь воинских начальни­ков со всадниками" (Неемии 2:7, 9).

Неемия умел воспользоваться помощью мирских ав­торитетов. Это второй принцип, на который надо обра­тить внимание. Не пренебрегайте уважаемыми в обще­стве людьми. Неемия демонстрирует удивительную рас­судительность. Когда царь отпустил его в Иерусалим, он подумал: "Как я вообще доберусь до места? От Суз до Иерусалима — больше тысячи километров. Меня задер­жат на первой заставе. Значит, мне нужна помощь". К ко­му он обратился? К царю. Большего авторитета просто не могло быть. К тому же царь благоволил к своему слу­ге. Бог вложил в его сердце это расположение. Неемия попросил у царя сопроводительные письма. Но тот сделал для него еще больше: дал ему в придачу и охрану, и всадни­ков. Это было чудо!

Вы можете спросить: "А какое отношение это имеет к моему восстановлению?" Послушайте, после покаяния нам нужно меняться, преобразуя при этом многие сферы нашей жизни и наводя порядок на всех уровнях. А для этого очень часто нам необходимо пользоваться услугами мирских авторитетов.Говоря проще, нам нужна консультация, нам нужны примеры.

Глава 3

Финансы

Давайте возьмем проблему финансов. Знакомая тема? Почти все люди, которые приходят в церковь, имеют фи­нансовые трудности. Почему? Они не умеют обращаться с финансами. Частенько, слушая разговоры неверующих людей о деньгах, я думаю: "Они зарабатывают в месяц столько, сколько я за полгода. Но они бедные и в долгах". Значит, дело не том, сколько ты получаешь. Однажды один из братьев показал мне статью в журнале. Она рас­сказывала, как один счастливчик выиграл в лотерею мил­лион. И в глазах брата я прочел зависть. Но деньги мало получить. Ими еще надо правильно распорядиться. Спу­стя три года наш счастливчик стал должником: его долг составил ровно миллион. Журнал с удовольствием сооб­щил читателям и об этом происшествии. Через три года. Помогли деньги этому человеку? Нет! И это самая типич­ная история!

Поэтому мы должны обращаться к специалистам. Они посвятили свою жизнь изучению природы денег и знают, как правильно распределять свои и чужие фи­нансы. Имеете затруднения, пойдите на консультацию к человеку, который может объяснить, как пользовать­ся услугами банка, какое кредитное учреждение вы­брать, какие страховки нужны, а какие нет, как можно сэкономить в доме, и так далее, и тому подобное. Не­ давно один молодой человек из нашей церкви пожало­вался мне: "Я весь в долгах, мне постоянно не хватает денег. Что делать?" - "Давай для начала разберемся с твоими расходами", - говорю я. Проверили, и вот, что получилось. Интернет есть у парня, да не просто Ин­тернет, а круглосуточный и очень скоростной. Эта сис­тема стоит 50 евро в месяц. Спрашиваю дальше: "Теле­визор тоже есть?" - "Да". — "Классно! Платишь за не­го?" — "Конечно!" — "Но ты жалуешься, у тебя денег нет?" - молодой человек молчит.

Вы знаете, сколько в год стоит телевизор в Герма­нии? 200 евро! Это без кабельного подключения, а с ка­бельным все 400 выйдут. А наш брат имел как раз ка­бельное подключение: так разнообразней репертуар фильмов. Подсчитали, во что обходятся все удовольст­вия. Чуть ли не тридцать процентов от чистого дохода. А знаете, что еще? Куча сомнительных страховок. Где же тут деньгам взяться? Но вы ошиблись, если подума­ли, что список расходов закончился. Нет! Почти каж­дый вечер мы кушаем пиццу за столиком перед телеви­зором. А чтобы не отрываться от просмотра (не пропу­стить самое интересное), заказываем пиццу по телефо­ну. Рассыльный приходит прямо домой. Он зарабаты­вает на нас деньги! Это при том, что у нас минус на сче­ту. Ну, подумаешь, каких-то пять-шесть евро за вечер. Ими состояния не сделаешь. С таким подходом к фи­нансам вы обречены на бедность и нужду. Не хватает опыта? Есть специалисты, они помогут. Их услугами надо пользоваться. Этому нужно научиться.

Когда я приехал из России в Германию, вот о чем я по­думал в первую очередь: "Здесь я буду богатым, потому что в этой стране можно экономить". Даже не надо много зарабатывать, просто правильно рассчитывай свои сред­ства. В Германии уровень зарплаты намного выше, чем был в СНГ. Сейчас это уже не так ощутимо, как раньше, когда мы приехали, но все равно, он выше. И здесь не­сравненно более надежные кредитные учреждения. И ес­ли жить скромно, ездить, к примеру, на велосипеде вмес­то машины, то можно достаточно быстро накопить хоро­шую сумму. Это очень важный аспект. Послушайте, мо­жем мы быть счастливыми, когда скованы долговыми цепями? Нет! Нет! И еще раз нет! Я знаю, как это давит. Я знаю, как мучает эта зависимость. И главное, вы уже не слуга Бога, а раб своих долгов.

Нашему личному микроавтобусу уже десять лет, и он начинает "хромать" то на одну ногу, то на другую. И мы с женой как-то подумали: хорошо бы его детям отдать, они уже выросли, а нам приобрести другой. И как раз было замечательное предложение: за 15 тысяч можно было взять автобус совсем такой, как наш, только новее. И мы задумались. Накопить ничего не накопили, остается кре­дит? Но как только я представил, что опять нужно про­должительное время вставать и ложиться с мыслью о не­выплаченном долге, желание вмиг улетучилось: "Лучше будем на этом "хромающем дальше ковылять", но дышать и думать свободно!"

Я не против кредитов. Кредит, особенно в деловой сфере, это двигатель прогресса. Но в нашем случае в банк имеет смысл обращаться лишь тогда, когда уже накопле­на определенная сумма. Это свидетельствует о надежно­сти человека: он может обращаться с деньгами. И даже если возникнут проблемы с работой, он будет в состоя­нии выплачивать этот кредит. В этом случае можно брать. Но если ты и так "еле-еле дышишь", тогда кредит потянет тебя, как камень, на дно.

Глава 4

Питание

Рядом с финансами стоит менее заметная, но не менее значимая область. Нам нужно задуматься над тем, что мы едим. Да, это тоже входит в нашу духовную перестройку. Когда мы были неверующими, мы видели в еде только на­слаждение. А наслаждение тем сильнее, чем его больше. И у многих из нас этот праздник длился до тех пор, пока жаре­ный петух не "клевал" в одно место. А сейчас, придя к Гос­поду, мы осознали, что не только души, но и тела принадле­жат ему. Мы получили их по великой милости во временное пользование. Написано: прославляйте Господа в душах ва­ших и в телах ваших. Значит, я должен следить за своим ор­ганизмом. Я больше не имею права есть все, что мне хочет­ся, я обязан есть то, что полезно для моего тела и для моей жизни. Мне уже нельзя вредить себе. Писание говорит:

"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягча­лись объядением и пьянством и заботами житейски­ми..." (Луки 21:34).

Вспомните, когда мы были неверующими, что делали наши женщины на праздниках, да и без них? Чем были заняты их головы и души? Готовить, готовить и еще раз готовить. И пирог с рыбой, и пирог с капустой, и пирог с грибами, и пельмени, и тефтели... Стол должен ломиться. Культ живота требовал этого. Но это не Божья воля. Бо­жья воля, чтобы мы кушали с удовольствием, но без чре­воугодия. Что можно сказать вообще о еде? Я думаю, пи­ща имеет несколько предназначений.

Первоепредназначение - это поддержание жизни.

Второепредназначение — это определенная сытость ду­ши, удовлетворение души.

Третьепредназначение — это восстановление или под­держание дружественных отношений, потому что во время еды ты проникаешься расположе­нием к другому человеку. Но в то же время Пи­сание говорит, что с людьми, которые находятся в церкви и грешат, даже не есть вместе, потому что это осквернение.

"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Корин­фянам 5:11).

Смотрите, что делал Иисус во время трапезы. Он свя­щеннодействовал. Он не подлетал к столу, чтобы схватить кусок хлеба и нестись дальше проповедовать. Нет! Написа­но: Иисус брал хлеб, благословлял его и преломлял. Благо­словлял Он Отца. И так делал только Иисус, поэтому уче­ники легко смогли узнать Его после воскресения.

Если хорошенько поразмышлять, то обязательно при­дешь к выводу, что значительная часть наших усилий на­правлена на то, чтобы с удовольствием покушать. Если бы нам платили деньги, но еду купить мы бы не могли, разве мы стали бы работать? Никогда. Я бы нет. Зачем мне ковры, магнитофоны, машины, если нельзя нормально поесть? Это большая и особенная часть нашей жизни, вы понимае­те? Поэтому мы должны по-другому относиться к пище. Как верующие, как Божьи дети. То есть в трапезы надо вкладывать больше духовности и смысла.

А что касается непосредственно здоровья, то некото­рые продукты лучше вообще исключить из своего рацио­на. Мужчинам, которым уже 35, я советую забыть о яй­цах, сале, сосисках, жирных сырах и т. д. Потому что при­дут проблемы в 40 или в 50, большие проблемы. А жен­щинам советую больше двигаться. (По этому поводу я ре­комендую вам прочитать следующие книги: Тим и Бевер­ли Лахей "Тайны супружеского ложа после 40" и Дон Кол­берт "Библейские принципы здорового питания".)

Глава 5

Дисциплина

И тут мы переходим к третьей области, которая тоже тре­бует консультаций, - это дисциплина. Задумайтесь о том. насколько мы дисциплинированы. Ежедневно я делаю свою короткую пробежку. Признаюсь честно, я каждое утро стараюсь бегать, но больше хожу пешком. И все-таки я по­дымаюсь и покидаю дом. На моем пути - большое поле для гольфа. И что я вижу там каждое утро, включая выходные, в 8 часов, если нет дождя? Я вижу людей, богатых людей, - бедные в гольф не играют, - которые ходят со своими сум­ками и клюшками и гоняют белый мяч. В воскресенье-то, без двадцати восемь, чего-бы не поспать? Не тут-то было: любители гольфа - на своем поле. И вы знаете, какое от­кровение мне недавно пришло в голову по поводу этих джентльменов с клюшками? Богатые люди богаты, в первую очередь, потому, что они дисциплинированы, у них есть стер­жень, имя которому - дисциплина.Там, где есть дисциплина, там будет порядок, а там, где порядок, там будут и финансы. Если у человека нет дисциплины, если он ее не вырабатыва­ет, он не будет иметь успеха. Соломон сказал в притчах, что лень начало бедности:

"Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник" (Притчи 6:10, 11).

Понимаете, дисциплина - это краеугольный камень в ду­ховном строительстве верующего человека.Тотчас, с момента покаяния, должно идти восстановление и созидание дис­циплины. Она мне нужна в чтении Слова Божьего. Каждый день я должен читать Библию. Без дисциплины это невоз­можно. Она нужна мне в молитве. Каждый день я должен находить время для молитвы. Без дисциплины это тоже не­возможно и т. д. И я просто прошу, умоляю всех лидеров Церкви и всех верующих, которые этому научились: научи­те других! Делайте все возможное: просто заставляйте их, стыдите их, разъясняйте, наказывайте, но научите их дис­циплине. Потому что там, где есть дисциплина, практически нет падений, там растет сильный, здоровый христианин, име­ющий успех, не только в церкви, но и в школе, в университете, на работе. Там, где есть дисциплина, там будет успех.

В дисциплину входит и физическая подготовка. Если мы не будем укреплять наше тело, то однажды не сможем выполнять наши обязанности перед Богом. Мы будем не в состоянии делать то, что делают вокруг нас здоровые лю­ди, не говорю уже об особых поручениях от Господа. Знае­те, как обидно, когда все прыгают, играют, бегают, а ты не можешь? Слабость и преждевременная старость - это не воля Божья. Поэтому нам нужно двигаться, вести актив­ный образ жизни и заботиться о своем здоровье. Но без дисциплины это невозможно. Не мечтайте о чуде, а рабо­тайте над своей дисциплинированностью.

Не могу сказать, что сам я - человек, приученный к дисциплине. Но много лет, можно сказать, с юности, пы­таюсь изо всех сил подчинить свою жизнь дисциплине. И где-то у меня получается. Интересно, что при встре­че с русскими пастырями, слышу от них: "Какой ты дис­циплинированный!" А когда встречаю немецких пасты­рей, тогда вижу, какой я недисциплинированный. Нам нужно много поработать, чтобы привести в порядок свою жизнь, а без дисциплины это невозможно!

Глава 6

Слабый, стань сильным!

Бог не хочет, чтобы мы как христиане были уподобле­ны разрушенному Иерусалиму без стен и ворот, в кото­рый постоянно могут войти враги. Бог не хочет, чтобы мы страдали и были бесплодными. Бог хочет, чтобы мы вста­ли и начали строить стены вокруг города, имя которому - наша жизнь. Бог хочет, чтобы мы через покаяние с помо­щью дисциплины, физической активности, правильного управления финансами и правильного питания, как сте­нами и воротами, закрыли путь дьяволу в нашу жизнь. Тогда мы сможем принести плод. Только в этом случае. Человек, в чью душу или разум может войти дьявол, не только не в состоянии кого-либо спасти, но он сам нуждает­ся в спасении.Вы сейчас поймете, о чем я говорю. В са­мом начале моего знакомства с Дуйсбургом (я ездил сюда в библейскую школу учиться), я встретился с одним мо­лодым, активным проповедником. Внешне он сильно на­поминал испанца, и мне очень понравился. Как то он по­дошел ко мне и говорит: "Ты не мог бы приехать в пятни­цу, чтоб мы вместе пошли евангелизировать?" Я говорю: "Послушай, мне ехать сюда специально - это 140 км. (Мы жили тогда в Бланкенхайме). Может, ты попросишь кого-то другого или один сходишь?" Он замотал головой:

"Один не пойду". - "Почему?" - "Не хочу рисковать. А то еще окажусь с какой-нибудь блондинкой в кровати". — "Как, с блондинкой в кровати?" - не понял я. - "Ну, зна­ешь, приду евангелизировать, а там - симпатичная жен­щина, да еще одна, и вот заговорю и не удержусь".

Вы знаете, что это такое? Это город без стен! Мы не грешим только лишь потому, что нет условий. Такого че­ловека трудно назвать рожденным свыше христианином. Вы знаете, сколько у меня после покаяния, было возмож­ностей изменить моей жене? Если бы Бог не поменял мою сущность, то я бы, как этот горе-евангелист, должен был бы прибегать домой с такими словами: "Жена, не пу­скай меня больше на работу, потому что я скоро не удер­жусь". Я по ночам работал в такси, и частенько садились в машину такие дамы, которые предлагали мне распла­титься "без денег". И что я должен был делать? Сказать жене, что надо менять работу? Я - верующий, а меня женщины искушают. А сколько раз мне предлагали вы­пить? Утонуть можно было бы в этой водке. И всякие ма­хинации предлагали, и работать на мафию. Но если ты однажды стал христианином, ничто не должно тебя со­блазнить, ничто! Я не говорю, что я такой сильный те­перь, все искушения мне нипочем... Нет. Бог хранит ме­ня, и я об этом молюсь, и буду молиться дальше. Нам всем надо просить у нашего Отца Небесного того, о чем говорил Иисус апостолам:

"И не введи нас в искушение, но избавь нас от лука­вого" (Матфея 6:13).

Но бояться ехать с посторонней женщиной или в силу обстоятельств остаться с ней наедине на какое-то время — такие вещи должны быть под силу всем, кто считает себя христианином. После покаяния Бог дает нам время под­готовиться и выстроить новые крепкие стены. Мы должны осознать, как нужны нам эти духовные стены. А если ты обнаружил пролом, открытое пространство в построенном бастионе, — заделывай его быстрей, чтоб дьявол не успел проникнуть внутрь, в твою душу! Пола­гаю, одного года напряженной работы достаточно, что­бы человек сумел отгородиться от мелочных грехов и стать стабильной личностью. И думать уже не о преж­них ничтожных искушениях, а о том, какой плод он принесет в Царство Божье.

Часть 2

Стены Иерусалима

Мы не должны ни на минуту, ни на секунду утрачивать связь с Небом, с нашим Отцом Небесным. Понимаете, сбиться с автомобильного маршрута - это всего лишь неприятность, а вот потеря дороги в Жизни может закончишься трагедией

Давайте вспомним, какие события предварили по­двиг Неемии. Этот человек после разрушения Иеруса­лима в числе других пленников-израильтян оказался в городе Сузы, став виночерпием при царском дворе. Од­нажды он услышал рассказ очевидцев о бедственном по­ложении Иерусалима. Он был совершенно потрясен го­рестной судьбой родного города и уцелевших от угона в рабство жителей. Неемия обратился к Господу со страст­ной молитвой покаяния. И Бог услышал. Могуществен­ный царь Артаксеркс, по воле Господа, проникся сочув­ствием к своему слуге и разрешил ему вернуться в родной город и отстроить его заново.

Иерусалим без стен - это подобие нашей жизни без Христа, это жизнь без Бога, когда грехи, как дикие звери, легко проникали в наши сер

Наши рекомендации